Найти в Дзене
ДЕЛО В ТЕХНИКЕ

Сохранить - значит сберечь

Главными врагами спецтехники, оставленной где попало, являются любители поживиться чужим добром и погодные условия, быстро превращающие любые модели, в плачевное состояние. Поэтому владельцы дорожных катков, асфальтоукладчиков, экскаваторов, бульдозеров и других механизмов должны четко понимать что их ждет, когда техника находится в безхозном состоянии. Причины и следствия Не очень укладывается в сознании, когда на произвол судьбы бросают вполне исправные дорожные машины, особенно импортные, срок эксплуатации которых при правильном уходе достигает 20-25 лет. Понятно, если оборудование прослужило четверть века и ремонтировать его нет никакого смысла из-за большого износа и отсутствия нужных запчастей. Впрочем, довести до капремон­та можно любую технику, если ее эксплуатировать не по инструкции, ведь качественное выполнение технологических операций потребует серьезных финансовых средств, которые иногда сопоставимы со стоимостью нового изделия. Все будет зависеть от характера поломки, но,
Оглавление

С окончанием сезона дорожно-строительных работ специальную технику обычно отправляют на хранение или ремонт. Надо прямо сказать, что машины, которые оставляют на зимовку под открытым небом да еще и без должной охраны могут легко стать неработоспособными.

Главными врагами спецтехники, оставленной где попало, являются любители поживиться чужим добром и погодные условия, быстро превращающие любые модели, в плачевное состояние. Поэтому владельцы дорожных катков, асфальтоукладчиков, экскаваторов, бульдозеров и других механизмов должны четко понимать что их ждет, когда техника находится в безхозном состоянии.

Причины и следствия

Не очень укладывается в сознании, когда на произвол судьбы бросают вполне исправные дорожные машины, особенно импортные, срок эксплуатации которых при правильном уходе достигает 20-25 лет. Понятно, если оборудование прослужило четверть века и ремонтировать его нет никакого смысла из-за большого износа и отсутствия нужных запчастей.

Впрочем, довести до капремон­та можно любую технику, если ее эксплуатировать не по инструкции, ведь качественное выполнение технологических операций потребует серьезных финансовых средств, которые иногда сопоставимы со стоимостью нового изделия. Все будет зависеть от характера поломки, но, при любом раскладе, ремонтникам при­дется делать развернутую и доста­точно кропотливую работу. Сначала выполняется визуальный осмотр, затем – первичная дефектовка, по итогам которой демонтируются все узлы и агрегаты, подлежащие замене. Замена каждой детали – это человеко-часы. Причем, в отличие от аналогичных норм на предприятии, где организовано серийное производство, ремонт, который факти­чески является ручной сборкой, обходится гораздо дороже.

Конечно, можно попытаться вы­полнить капремонт своими сила­ми, но не факт, что после этого техника будет работать, как прежде. Во-первых, для того чтобы установить новую запчасть, нужно ее еще найти. Во-вторых, есть нюан­сы, связанные с тем, на­сколько точно подходит конкретная деталь для данной модели машины. В-третьих, можно нарваться на не­оригинальную запчасть низкого качества и со скрытыми дефекта­ми. Вероятность этого достаточно велика, учитывая, что существует весьма солидный и неконтролируемый китайский рынок запчастей, на ко­тором дублируется любая деталь. С контрафактом бороться бесполез­но – об этом заявляют все крупные европейские производители техни­ки, они надеются только на то, что рано или поздно потребитель фирменной техники, пострадавший от «левых» запчастей, начинает по­нимать, что дешево – не значит хо­рошо. Иными словами, на рынке дорожных машин имеются все те же проблемы, что и на автомобильном транспорте.

Важный вопрос, что все-таки может произойти с дорожной машиной, находящейся зимой под открытым небом, если ее не очи­стить от грязи и не выполнить се­зонное обслуживание. Очень быстро она начинает ржаветь. Это проис­ходит с любой самой совершен­ной техникой, которая подвержена атмосферным влияниям. Наружные панели от кор­розии защищает лакокрасочное покрытие, однако если вода проникает через не защи­щенные щели и отверстия внутрь устройств и механизмов, коррозия начинает активно разъедать поверхности деталей с неизбежностью последующей поломки. Особенно это опасно для трущихся пар, ко­торые подгоняются друг к другу в современных узлах с точностью до микронов. Коррозия в результате становится причиной образования люфтов и наступления заеданий и задиров поверхностей.

Еще одна серьезная проблема заключается в том, что из-за пере­пада температур в электрооборудо­вании образуется конденсат, что грозит уже не только коррозией, но и коротким замыканием. Сами ак­кумуляторные батареи, если их не убрать в теплое помещение, теряют емкость. К тому же батарею, долго не подключаемую к оборудованию, на сильном морозе может разорвать.

-2

Электронные устройства, если их не убрать в теплый склад,  наверняка выйдут из строя. На дорожных машинах, оснащенных электронными системами, стоят контроллеры, которые не способны выдерживать сильные морозы. По этой причине должны демонтироваться пульты управления, нивелиро­вочное оборудование и все без исключения датчики.

У гидросистемы, которая в дорожной техники выполняет роль мускулов, имеются свои «слабые места». В баке с гидравлической жидкостью, если он начнет подте­кать, тоже собирается конденсат. Из-за появления воды гидравличе­ское масло меняет свою консистенцию, а это уже опасно для гидроагрегатов. В результате через определенное время придется менять гидронасос. Ресурс у данного агре­гата составляет порядка 10 тысяч моточасов, этого хватает, при нормальной эксплуатации маши­ны, на семь-восемь лет. При не надлежащем уходе гидро­насос выходит из строя года через три. При этом далеко не всякая эксплуатирующая органи­зация сможет поменять гидронасос самостоятельно, поскольку требует­ся промывать баки, гидросистему, то есть, соблюдать ряд условий, ко­торые не всегда возможно выполнить в ангаре дорожного хозяйства. В итоге обращение в сервис­ную службу производителя неизбежно.

Надо иметь ввиду, что все эти проблемы харак­терны для любой дорожной тех­ники. Но у каждой машины есть и свои особенности. Если дело касается дорожной фрезы, оставлен­ной зимовать где попало, то следует четко понимать, как только этот агрегат встает на длительное хранение, необходимо на фрезерном барабане нижней части маши­ны, ослабить все болты на резце­держателе, чтобы они не приржавели. Если это случится, бол­ты весной попросту возможно вывернуть. В результате, когда уже в процессе работы в разгар сезона настанет пора заме­нять износившиеся резцы, придется выполнять очень трудоемкую во всех смыслах работу.

С помощью сварочного аппарата необходимо один за другим, приваривать резцы. Тем самым на сложной прецизионной техни­ке грубо нарушается заложенный создателями принцип легкой взаимозаме­няемости инструмента. Тем более в полевых условиях качест­венно приварить резцы невозмож­но. Геометрия обработки дорожного полотна после такой сварки нарушается и после работы фрезы получаются неров­ные поверхности – так называемые дунайские волны. Когда вслед за этим идет асфальтоукладчик, то слой асфальтобетона укладывается неравномерно – в каких то  местах нет уплот­нения, где-то слой не соответствует требованиям, где-то происходит пе­рерасход асфальта.

Все это сильно отражается на качестве. Барабан фрезы рано или поздно выходит из строя и приходиться тратить немалые финансовые средства на выполнение его ремонта или приобретение нового. Практика показывает, что если дорожная фреза две-три зимы простоит на открытом воздухе, у ба­рабана более половины резцедержателей подвергаются приржавливанию и резцы в этих местах приваривают. Кстати, после того как приварен­ные резцы изнашиваются, их уже невозможно заменить. В результате фрезеруемая поверхность перестает соответствовать нормативным требо­ваниям, а потому следуют штрафные санкции за перерасход асфальтобе­тона.

-3

С асфальтоукладчиком дело обстоит еще хуже. Надо иметь ввиду, что он  предназначен исключительно для ра­боты при плюсовых температурах. У дорожников есть норма: при +5°С укладочные ра­боты не выполнять. Кроме того, асфальтоукладчик не рассчитан на хранение под снегом и дождем – чем дольше он стоит под открытым небом, тем хуже для него. Машина ржавеет, но главное, у нее начинает корродировать выглаживающая плита, а уж если она грязная, залепленная битумом, то процесс происхо­дит особенно быстро. После того как слипшиеся рабочие органы сверху покрываются еще и ржав­чиной, ни о каком качестве укладки говорить не приходится.

Нужно помнить, что если в гидросистеме асфальтоукладчика долгое время не циркулирует рабочая жидкость, это приведет к негативным последствиям (данный вывод справедлив для гидравлики любой машины). Дело в том, что в гидросистему асфаль­тоукладчика, который, как уже говорилось, предназначен для работы в «плюсовую» погоду, заливают летнее гидравли­ческое масло. Оно надежно рабо­тает при диапазоне температур от −12°С до +40°С, а точка его застывания составляет −32°С. В морозную погоду масло начинает резко густеть, а весной в приходом тепла в нем неизбежно образуется вода. Под своим весом вода опуска­ется вниз, а масло поднимается наверх. То есть, внизу образуется водяная прослойка. Когда запускают машину, то вода легко попадает в гидравличе­ские агрегаты, что приводит к поломкам.

В гидравлических агрега­тах – гидромоторах, гидронасосах, имеющих микронные допуски изготовления, наличие воды означает, что смаз­ка в трущихся парах отсутствует, а значит фактически происходит сухое трение. По этой же причи­не невозможен отвод тепла от узла трения. В результате наступает задир. А дальше в самый неподхо­дящий момент, в разгар сезона – оборудование выходит из стоя. Если, например, у асфальтоукладчика с полностью загруженным бункером вдруг нарушается работоспособность плиты – она опуска­ется и больше не поднимается, дорожники берут лопаты и долго выковыривают тонны ас­фальта. При этом простаивают десятки самосвалов, асфальтоукладочные бригады и асфальтобетон­ный завод. Одним словом, насту­пает катастрофа с миллионными убытками. И это все происходит потому что вовремя не побеспо­коились о нормальной «зимовке» асфальтоукладчика.

Хранить и беречь

Истинные профессионалы по опыту знают, что любые машины, ко­торые применяются сезонно, а к та­кой категории относится вся дорожная техника, нуждаются в сезон­ной подготовке.

-4

В случае, если машину предсто­ит длительно хранить на открытой площадке, ее придется тщательно помыть, смазать, плотно закрыть крышками или пробками-заглуш­ками все отверстия, щели, полости, через которые могут попасть ат­мосферные осадки во внутренние полости машины. Следует оставить открытыми сливные устройства для обеспечения свободного выхо­да воды и конденсата из системы охлаждения. Необходимо закрыть и опломбировать капоты, дверцы кабин и горловины топливных ба­ков. Рычаги и педали механизмов управления надо установить в поло­жение, исключающее произвольное включение в работу машин и их ос­новных частей. Кроме того, следует снять с машины аккумуляторную батарею, а также электронные па­нели и датчики. Только после вы­полнения данных процедур машину можно спокойно оставить на три-четыре месяца на открытой площадке и даже без на­веса, ей тогда не грозят ни дождь, ни снег, ни морозы. Естественно, площадка долж­на быть охраняемой, закрытой для посторонних.

Дорожную технику можно законсервировать, что делается очень редко – это довольно трудоемкий процесс, сопряженный с большими денеж­ными затратами. К такому способу хранения прибегают, если в ближайшие год или два не предвидится никаких работ. Но и подготовка техники к зимней «спячке» в течение трех-четырех месяцев – процесс очень серьез­ный, включающий в себя длинный список операций по консервации, и он, конечно, не делается на скорую руку.

Самый верный способ сохранить машину – это поставить ее в теплый ангар. Но у многих дорож­ных компаний нет такой возможности. Но грамотно обслужить технику по окончании сезона можно всегда.

Когда приобретается такая се­рьезная техника, как асфальто­укладчик, каток или фреза, покупатель получа­ет каталог запасных частей и руководство по эксплуатации. В них изложено как управлять техникой, как ее обслуживать, как готовить к хра­нению. Кроме того, когда новая ма­шина начинает работать, помощь, как правило, оказывает инженер или механик сервисной службы компании-производителя, который проводит подробный инструктаж. Наконец, фирмы-изготовители обеспечивают обучение операторов, мастеров, прорабов, механиков.

-5

Абсолютное большинство строительных организаций за техникой следят и к зиме ее готовят тщательно. Едва ли можно найти та­ких дорожников, которые не озабочены, в каком состоянии ока­жется оборудование в мае-июне, когда начинаются основные работы. Дру­гое дело, что технику можно готовить к сезону осенью, а можно весной – в спешке, с устранением различ­ных поломок. Те, кто делает это осенью, выигрывают не только за счет того, что обходят­ся без авралов, но и потому, что огра­ждают себя от риска потерять машины во время зимовки.

Валерий ВАСИЛЬЕВ. Фото автора.