Беседы с батюшкой. Священник Александр Сергеев.
=25 ноября 2025.
В гостях в студии – иерей Александр Сергеев, сотрудник Синодального миссионерского отдела и Миссионерского отдела Московской городской епархии, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Отрадном города Москвы.
– Тема нашей сегодняшней беседы: «Святая Церковь, ее устройство, свойства и назначение». Что такое Церковь? Зачем она нужна? Почему ее называют Святой? По какой причине?
– Слово «церковь» происходит от греческого «эккалео», то есть «созывать» или «призывать». По-гречески это слово звучит как «экклесиа», буквально переводится так: «собрание тех, кого позвали (или созвали)».
Если мы будем говорить о каких-то человеческих организациях, то они обязательно собираются по инициативе какого-то человека. Люди собираются сами, как некий кружок интересов. Например, политическая партия.
Но если мы говорим о Церкви, то это место, куда людей созывает Сам Господь Бог. Церковь – это общество верных Богу людей, которые объединены между собой единой верой, Божьим законом, иерархией и таинствами. У них все в этом плане абсолютно одинаковое, неизменное уже на протяжении двух тысяч лет. Такое определение дает катехизис. У меня нечего прибавить к этому.
– Почему все-таки говорят: Святая Церковь учит так, Святая Церковь говорит то?..
– Церковью управляет Христос. Он – ее Глава. Христос за нас распялся на Кресте, воскрес, победил смерть. Он совершенен, знает прошлое и будущее, от Него ничего нельзя скрыть, Он Сам Себя называет путем, истиной и жизнью.
За счет Главы эта святость передается всем остальным членам Церкви. Он, если угодно, ею управляет. Все решения, установления Церкви священны. Они даны не человеком, а Богом. Слово «святость» означает буквально «выделенность». Господь выделил Себе этот особый народ. Еще можно сказать, что Церковь – это народ, который с Богом находится в завете. Этот завет скреплен кровью Христа, которую Он пролил на Кресте за наши грехи.
Если мы, находясь в Церкви, будет соблюдать определенные положения завета (договора), то Господь дарует нам за это вечную жизнь. Церковь Свята потому, что ее освящает Христос.
– Нам могут возразить: в Церкви бывают разные люди, которые ведут себя недостойно в том числе. Есть примеры и среди священнослужителей, которые ведут себя странно. Это не влияет на общую святость Церкви?
– На святость это никак не влияет, потому что Церковь сравнивается с Телом Христа. Если, например, человек заболел (температура или кашель), то можно сказать, что он немоществует. Но перестал ли он быть тем, кем был до того? Болезнь его не меняет.
Немощи, которые есть в Церкви, нисколько ее не тревожат. Те, кто плохо себя ведет, потом тут же каются и очищаются. Церковь – это динамичное общество, потому что человек может отрезать себя грехом от этой Церкви. Если человек, будучи православным христианином, три воскресенья подряд не посещает храм, не участвует в Евхаристии, со Христом не соединяется, в нем перестает течь Кровь Христа.
В каком-то смысле он отпадает от Церкви и отлучается апостольским правилом. Поэтому люди то входят в Церковь, то выходят за ее пределы. Это делает с людьми именно грех. Если человек через крещение стал членом Церкви, нужно в ней и во Христе постоянно пребывать. Иисус Христос в Евангелии от Иоанна сказал: Я есмь истинная виноградная лоза. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Ин. 15, 1, 6).
Е сли мы через грехи, заблуждения, неподобающее христианину поведение находимся вдали от Христа, то мы вроде бы члены этой организации, но вышли за ее пределы. Грубо говоря: есть рабочая организация и определенное время работы. Придет начальник, и он должен каждого видеть на своем рабочем месте. Если человек ушел куда-то по делам, никому ничего не сказав, ему сделают выговор или просто вычеркнут из этой организации.
Войти в Церковь – это первый шаг. Далее надо в ней удержаться и освятиться. Каково же назначение Церкви? Оно в этом и состоит, чтобы грешников, беззаконников переделать в праведников и святых. Это главная задача Церкви: освятить человека. У нее есть эта освящающая сила. Даже если в Церковь тысячу раз погрузится грешник, в ее благодать, сила эта нисколько не умалится. Церковь может очищать, омывать, оправдывать бесконечное количество грешников и делать их святыми.
– Вопрос от телезрителя: «Позволительно ли на литургии исключать молитвы об оглашенных?»
– В истории Церкви были определенные дни (Великая Суббота, Пасха, праздник Крещения Господня и многие другие Господские праздники), в которые традиционно крестили оглашенных. Люди готовились к принятию крещения. Когда их крестили, то на литургии вместо «Трисвятого» пелось: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). А вся часть, касавшаяся оглашенных, опускалась. Священник, конечно, молитвы тайные читает в алтаре, но молящиеся люди их не слышат. Вот этой части не было, потому что не было оглашенных.
Чисто с исторической точки зрения есть определенные великие праздники, в которые можно опустить эту часть. Это не будет каким-то грехом и не умалит нисколько литургию. Но если священник делает это по лени и праздности (хочется побыстрее отслужить), то, конечно, это грех для него, но не для прихожан и не для таинства. Это никак не умалит Евхаристию и не разрушит целостность литургии. Если какой-то большой праздник, традиционно эти сокращения у нас в Церкви есть, в том числе на патриарших службах. Если священник просто по умолчанию каждую литургию это опускает, то это как-то странно. Наверное, есть повод задуматься, по какой причине это происходит.
– Да, все зависит от мотивации.
Вопрос от телезрителя: «Я на исповеди каюсь в одних и тех же грехах осуждения и раздражения. Конечно, я стараюсь бороться с ними, но не всегда получается. Как их победить?»
– Любой грех побеждается силой Иисуса Христа. Святые отцы говорят, что если человек даже не грешит, но не находится в смирении и начинает гордиться этими мнимыми воздержаниями от греха, то это еще хуже, если бы он грешил, раздражался и ругался.
Господь попускает нам впадать в одни и те же грехи, потому что у нас нет смирения. Если Он нам сейчас мгновенно даст исцеление от этих пороков, мы возомним о себе нечто великое, будем считать себя праведными. Исцеление от грехов припишем себе и скажем: «Это я молодец, хожу на исповедь, молюсь, я победил». Человек впадет в состояние гордости. В таком состоянии принять благодать нельзя.
Если Господь дарует вам чувство покаяния в видении своих грехов, то лучше каяться в одном и том же, чем вообще не каяться. Исповедь можно сравнить с баней или принятием душа. Мы моемся и смываем с себя грязь всякий раз.
Если говорить конкретно про грех (осуждение, раздражение), то надо стараться пребывать в Иисусовой молитве и людей никак не оценивать. Лучше ничего о них не говорить: ни хорошее, чтобы не льстить им, ни плохое, чтобы не осуждать.
– Действительно, не надо стыдиться того, что мы каждый раз одно и то же исповедуем. Даже святые отцы есть, которые с одной страстью боролись всю жизнь.
– Это дано для смирения, чтобы мы о себе не были большого мнения. Кайтесь, зато на Страшном суде, когда будет вечная жизнь, Господь навсегда избавит от этих грехов.
– Вопрос от телезрителя: «Как можно морально поддержать семью, потерявшую двенадцатилетнего ребенка?»
– Если это семья христианская, то несомненны надежды на вечную жизнь. На то, что Господь лишил человека части этой временной жизни ради дарования там лучшего. Родителям, как мне видится, нужно утешать себя надеждой на встречу с ребенком после смерти. Потому что мы, христиане, верим в бессмертие души и вечную жизнь.
Самим родителям было бы неплохо тоже готовиться к этой встрече с Богом. Часто люди печалятся, расстраиваются по той причине, что в большей степени им не другого жалко, а себя. Я, такой несчастный, потерял человека. В этом может скрываться эгоизм. Когда человек в этом закапывается, он себя постоянно накручивает, впадает в уныние и в этом состоянии ничего не делает для спасения собственной души. Он может потерять это драгоценное время, а Господь забрал его ребенка в лучшем состоянии, безгрешном. Двенадцать лет – это такой возраст, когда особых грехов человек еще сделать не может.
Бог желает, чтобы в вечности семья соединилась. Но если человек впадет в уныние и не будет работать над своей душой, то ребенок окажется в вечности с Богом, а родители, искусившись унынием и ничего не делая, после смерти могут попасть в вечные муки и вообще никогда не встретиться с ребенком.
Очень часто смерть близкого становится рычагом для его родственников, чтобы они начали готовиться к встрече с Богом, работать над своей душой. Молитва об усопших, такое собеседование со своим ребенком и память о том, что каждая молитва приносит ему невидимую радость и утешение, должны стать самым важным при том совете утешения, что можно дать другому человеку.
– Вопрос от телезрителя: «Как ведется миссионерская работа среди неверующей интеллигенции, особенно гуманитарной? Ведь она формирует или, по крайней мере, влияет на формирование мировоззрения молодежи».
– Основной инструмент, с помощью которого ведется миссия именно среди интеллигенции, это некие научные площадки. То есть это выступления священнослужителей на научных конференциях, которые происходят в сотрудничестве с разными вузами. Мы знаем, что в вузах основная часть интеллигенции как из молодежи, так и старшего поколения (это касается преподавателей).
Миссия ведется в учебных заведениях, в Интернете публикуем какие-либо научные статьи. Это то, что на данный момент точно делается. Конечно, многое еще не делается. Очень сложно выделить Церкви какую-то определенную группу и на нее делать акцент. Все-таки Церковь старается делать акцент абсолютно на все группы населения, насколько это в ее силах.
– Вернемся к теме нашего разговора по поводу Церкви. Скажите, пожалуйста: существовала ли Церковь в Ветхом Завете? Если да, то чем она отличается от Новозаветной?
– Ветхозаветная Церковь – это тоже община Божия, то есть Божий народ, который с Богом состоит в договоре. Отличие только в одном. Реальности освящения человеческой природы через Церковь в Ветхом Завете не существовало. Ветхозаветная Церковь находилась в ожидании, и были другие условия договора.
В Ветхом Завете тот, кто вступал в общину Божьего народа, то есть пребывал в Ветхозаветной Церкви, за следование вере в Мессию получал от Господа залог спасения.
Что касается Новозаветной Церкви, то спасение уже осуществилось. Люди, вошедшие в Церковь с момента Нового Завета, могут непосредственно освящаться, и к ним предъявляются более высокие требования. Это заповеди Евангелия; например, любовь к врагам, когда человек любит ближнего вне зависимости от религии, цвета кожи, возраста или социального статуса. То есть к Новозаветной Церкви Господь предъявляет больше требований.
Но если говорить про общий взгляд на Церковь, то на данный момент мы не разделяем ее на Ветхозаветную и Новозаветную Церкви. То, что я сказал ранее, – это исторический аспект. Ветхозаветная Церковь полностью перешла в Новозаветную. И сейчас это единая Церковь, в которую входят все ветхозаветные праведники, начиная от Адама и Евы, и новозаветные праведники, начиная с апостолов. Согласно учению отцов Церкви, в нее входят и ангелы, так как они помогают нам спасаться. Они, как прислужники Церкви, тоже в нее входят, потому что задача Господа – объединить видимый и невидимый мир под главой Христа, как об этом пишет апостол Павел.
– Как устроена тогда Новозаветная Церковь?
– Глава Церкви и основание – это Христос. Как пишет апостол Павел:
Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1Кор. 3, 11). В Книге Деяний сказано: Господь приобрел Себе Церковь Кровью Своей (Деян. 20, 28). То есть эта кровь Нового Завета, которую Христос пролил, и есть некое основание, созданное непосредственно Христом. Он – ее Глава, краеугольный камень. Пишет апостол Павел: Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф. 2, 20). После апостолов идут следующие праведники.
Как я уже говорил в определении, устройство Церкви обусловлено тем, что установил Сам Христос. А Он установил в Церкви иерархию, то есть там нет никакой анархии. Господь поручил именно епископам управлять Церковью. Епископы же, в свою очередь, это дело делегируют священникам.
– Пресвитерам?
– Да. Часть обязанностей священника могут исполнять диаконы. Они в Древней Церкви занимались социальным служением и подготовкой людей к крещению. То есть являются иерархической структурной единицей в Церкви, через которую Христос непосредственно управляет Церковью.
В Церкви есть такая структурная единица, как монахи, то есть монашествующие. Их можно назвать своего рода «спецназом» Церкви, поскольку они молятся за весь мир и за Церковь. Монахи – это как легкие Церкви, потому что, подобно легким, которые постоянно дышат, они непрестанно молятся за Церковь и поддерживают в ней жизнь. Конечно, эта обязанность лежит в том числе и на всей иерархии, и на мирянах, но из-за житейских проблем, трудностей и различных ситуаций не каждый может непрестанно молиться, хотя мы, в принципе, к этому призваны. Каждый мирянин должен в меру своего таланта как-то служить Церкви.
Глава – это Христос, а все остальные – члены этого тела. У каждого члена тела есть свое назначение и то, чем он служит Церкви. И это относится к каждому христианину. Самое важное, что Церковь неделима по социальному статусу, возрасту и национальностям. Она универсальна, то есть создана для всех народов и возрастов. В Церковь Христос призывает абсолютно каждого человека, и только там человек может себя найти.
– Какими свойствами обладает Церковь?
– Согласно катехизису, Церковь называется Единой, Святой, Соборной и Апостольской. «Единая» означает единственность и неповторимость, то есть нет других Церквей, кроме той, которую создал Христос 2 000 лет назад, в день Пятидесятницы.
С другой стороны, единая вера подразумевает полное единство между людьми в плане вероучения, то есть догматов, касающихся понимания Бога, Его дела спасения, учения о видимом и невидимом, учения о появлении мира, о конце света, о добре и зле и так далее. Иными словами, вера везде исповедуется одинаково, что проявляется в том числе на литургии. В любом православном храме мира, куда бы вы ни приехали, будет петься один и тот же Символ веры. Вот она, наша единая вера.
Это единый Божий закон, то есть некие нравственные аспекты жизни Церкви, которые нигде и никогда не меняются. Всегда добро называется добром, а зло – злом. В любой Поместной Православной Церкви есть своя иерархия: епископы, пресвитеры и диаконы. Церковные таинства везде одинаковые, и за счет этого Церковь едина. Понятно, что в разных церквях есть какие-то особенные национальные традиции, могут быть какие-то различия в богослужении, но это уже детали, которые не влияют на единство.
Церкви еще едины через Евхаристию. Мы все причащаемся Тела и Крови Христа, и все друг друга поминаем в молитвах. Это очень важно. То есть мы молимся за православных христиан как за братьев и сестер во Христе.
– Что такое Церковь земная и Церковь небесная?
– Вот эти два крыла Церкви, как их называют святые отцы, связаны с ее следующими свойствами. Мы сказали: Соборная Церковь. Слово «соборная» по-другому можно перевести как «вселенская», то есть ее масштаб таков, что находящийся в Церкви не ограничен ни временем, ни пространством, ни эпохой. И если ты вошел в Церковь через крещение, то уже остаешься членом этой Церкви. Если ты умер как христианин, если перед смертью не похулил Церковь и не отрекся от нее, ты – член этой Церкви. Церковь Соборная, она собирает в себя все народы, людей любого возраста, все эпохи.
Люди, победившие грех и умершие в состоянии святости, находятся в небесной Церкви, называемой торжествующей. То есть те, кто уже победил дьявола, грех и страсти... Все прославленные в лике святых входят в небесную торжествующую Церковь. Туда же входят и ангелы, так как они тоже торжествуют победу, свой выбор они сделали еще до начала материальной Вселенной, утвердившись в добре и приняв позицию Архангела Михаила. Также туда входят и усопшие, те, кто, возможно, не достиг святости, но все же перешел границу временного мира и ожидает там общего суда. Поэтому эта часть Церкви – небесная. А здесь – Церковь земная (воинствующая). То есть мы здесь пока еще находимся в стадии сражения, битвы.
Эти два крыла Церкви едины между собой, и Церковь небесная всегда молится за Церковь земную. У нас есть связь, мы не отделены друг от друга, хоть и находимся в разных измерениях. Церковь небесная невидима, а наша Церковь видима. Можно даже сказать, что небесная Церковь частично видима и в Церкви земной, потому что у нас есть иконы святых, мощи святых, святыни, вещи, принадлежавшие святым, через которые благодать продолжает действовать. Связь эта удивительна и непостижима; ее нет больше ни в одной организации этого мира. Вот почему Церковь одновременно и небесная, и земная.
Последнее свойство Церкви – она Апостольская. Это связано с тем, что у нас есть связь с первооснователями Церкви, с теми, кто пришел в определенную географическую точку этого мира, проповедовал там, обратил людей ко Христу, поставил там епископов, священников, диаконов. И уже те люди, которые остались после проповеди апостолов, составляют ту Церковь, которую основали апостолы.
А когда апостолы умерли, они перешли в небесную Церковь, после них остались другие люди, в земной Церкви. Эти люди имеют связь с апостолами. Поэтому Церковь и называется Апостольской. Главная задача – проповедь Евангелия всему миру, и она была дана апостолам, и Церковь продолжает их служение, их задачу. То есть главное назначение – это освятить людей, из грешников превратить их в праведников, и начинается все именно с проповеди. Вот поэтому апостолы – это великие ловцы человеков.
– Батюшка, почему принятие монашества не является таинством?
– Например, преподобный Феодор Студит, когда перечислял таинства в своих оглашениях, в том числе вписывал в таинства монашество и даже погребение. Но это другой взгляд. По учению Церкви, таинством является только самое важное дело, которое совершил Бог, – Он явился в мир. Апостол Павел пишет: И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1 Тим. 3, 16). Вот она, главная тайна. А остальные таинства – это способы передачи нам Божественной благодати. И когда Церковь выделяет непосредственно семь таинств, она как бы утверждает, что это основные таинства. Церковь сравнивает эти таинства с семи дарами Святого Духа.
Монашество, я думаю, даже сверхтаинство, потому что во всех наших обычных таинствах участвует огромное количество людей. Таинства в Церкви совершаются регулярно. Это, можно сказать, житейская земная обыденность. А вот монашество все-таки нечто большее. Это то, что совершается как бы надмирно, человек уже становится не просто человеком, оправданным Христом (или омытым). Монашество – это ангельский чин. Это таинство, которое, можно сказать, человека абсолютно отрывает от этого временного бытия. Поэтому, я думаю, монашество Церковь промыслительно не выделяет в какое-то отдельное таинство. Монашество – это великая тайна, и небольшое количество людей в этом таинстве участвует.
– Можно ли назвать все те священнодействия, которые совершаются (те же самые требы освящения дома, молебны и другие священнодействия), таинствами?
– Святые отцы не называют так. Потому что таинство – это принятие невидимой благодати для определенной функции. В крещении человек рождается для вечной жизни. В миропомазании дается Дух Святой, восстанавливается образ Божий, дается духовное зрение, духовный слух, духовный вкус, духовное осознание, духовное обоняние. Даются силы духовно расти. В таинстве Исповеди тоже благодать непосредственно с человеком соприкасается, и ему прощаются грехи. В Евхаристии человек соединяется с Богом. В браке люди тоже соединяются между собой. В таинстве Соборования тело и душа принимают особую благодать, которая имеет исцеляющую силу. А в священстве дается благодать, чтобы человек выдержал этот напор вечной жизни и мог сам быть тем, через кого эта благодать будет подаваться другому человеку.
Если мы говорим про освящение машины и подобные обряды, то это, скорее всего, как благословение. То есть мы просим, чтобы Божественная благодать была с человеком, но в момент этого священнодействия не происходит таинственного общения Божественной благодати с личностью человека. Мы желаем человеку чего-то хорошего: чтобы он не разбился на машине, чтобы в его доме было хорошее финансовое положение, чтобы в семье был мир. То есть все эти действия не подразумевают прямого телесно-духовного контакта с Богом, что происходит через церковное таинство.
Я думаю, монашество в чем-то схоже даже с таинством Крещения, потому что человек во время крещения умирает для греховной жизни, а здесь монах умирает не только для греховной жизни, но и для всего естественного, что присуще обычному мирскому человеку. Семья – это не грех, есть мясо – не грех, иметь какую-то собственность – это тоже не грех, но монах добровольно умирает еще и для этого.
– Существует такая фраза: «Без Церкви нет спасения». Может быть, Вы знаете, кто автор этого изречения? И есть ли указания в Священном Писании, что без Церкви невозможно спастись?
– Фраза эта принадлежит святому III века священномученику Киприану Карфагенскому. Он буквально говорил так: «Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева». Также он говорил: тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет Матерью Церковь.
Если мы обратимся к Священному Писанию, там все наполнено образами того, что без Церкви человек спастись не может. Дело в том, что мы Церковью именуем Тело Христово, то есть Церковь – это Сам Христос, воплотившийся ради нашего спасения. И если нас спасает лично Христос, Он нас спасает через Тело и Кровь Свои. Тело и Кровь есть только в Его Церкви. Если без Христа нельзя спастись, то и без Церкви нельзя спастись, потому что мы Тело Христа от Христа воплотившегося уже отделить никак не можем.
И если мы посмотрим Священное Писание, как апостолы проповедуют язычникам и иудеям, везде они призывают присоединиться к Церкви. В Книге Деяния апостолов есть такая фраза: Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви (Деян. 2, 38). То есть спасаются люди непосредственно в Церкви. Значит, за ее пределами – тьма, дьявольская тьма. Апостол Павел пишет: Бог избавил нас от власти тьмы и ввел в Царство возлюбленного Сына Своего (Кол. 1, 13). Когда человек входит в Церковь, это уже область спасающихся. Но если ты, даже войдя в Церковь, не будешь использовать все то, что Церковь тебе дает, ты можешь стать даже хуже язычников, даже хуже тех, кто за ее пределами. Поэтому с тех, кто находится в Церкви, очень большой спрос, на них очень большая ответственность, как сказал Господь в Евангелии от Луки: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк. 12, 47).
– То есть без Церкви спастись невозможно?
– Невозможно. Конечно, могут быть ситуации, когда человек физически может как-то не знать о Церкви, но Бог Всемогущий и Премудрый, и, если Он увидит, что где-то там, в Саудовской Аравии, Китае или где-то еще, хотя бы одна душа ищет Христа, Он обязательно так направит обстоятельства жизни человека, что тот встретится с православным священником. То есть Богу это абсолютно несложно сделать. Он в любом случае человека приобщит к Церкви.иБыли случаи, когда ангелы приходили и постригали в монашество. Или, например, были случаи, когда мученик не успел креститься, он молился Христу, и Христос послал дождь и Сам его крестил.
Вне Церкви человек спастись не может. Это очень жесткая позиция. Думать о том, кто конкретно спасется, здесь мы не можем, потому что не знаем. Вдруг человек стеснялся креститься, будучи приверженцем другой религии, а под конец жизни все-таки крестился. Мы об этом не знали и на нем поставили крест, но мы не знаем всех обстоятельств его жизни. Спасется кто-то или нет, мы посмотрим на Страшном суде.
– Настоящая церковная жизнь выражается в любви к Богу. А любовь к Богу – это исполнение Христовых заповедей, исправление своей греховной жизни посредством святых таинств и любовь к ближнему.
Ведущий Георгий Дербуш
ИСТОЧНИК: https://tv-soyuz.ru/Besedy-s-batyushkoy-Svyaschennik-Aleksandr-Sergeev-25-noyabrya-2025