Найти в Дзене

Что такое совесть и как научиться жить по совести? (выступление на телепередачи канала "союз")

Беседы с батюшкой. Священник Александр Сергеев. 5 августа 2025 В гостях в студии клирик храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Отрадном иерей Александр Сергеев. - Отец Александр, хотелось бы затронуть тему, с которой сталкивается каждый из нас. Это нравственная категория: совесть. Мы часто апеллируем к совести, говорим человеку, который как-то неправильно поступил: «где же твоя совесть?»; «поступай по совести». Это внутренний закон, который есть у каждого из нас с рождения. Что это такое в христианском понимании и чем это отличается от мирского понимания, которое встречается в быту у каждого неправославного человека? - В христианстве, по объяснению святителя Феофана Затворника, совестью является сила души или, иными словами, способность души определять, где воля Божья, а где нет, где добро, а где зло. Этот закон вложен Богом в человеческую природу с самого его сотворения. Совесть свойственна только человеку. У животных, растений, у всего сотворенного совести нет. Она есть то

Беседы с батюшкой.

Священник Александр Сергеев. 5 августа 2025

В гостях в студии клирик храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Отрадном иерей Александр Сергеев.

- Отец Александр, хотелось бы затронуть тему, с которой сталкивается каждый из нас. Это нравственная категория: совесть. Мы часто апеллируем к совести, говорим человеку, который как-то неправильно поступил: «где же твоя совесть?»; «поступай по совести». Это внутренний закон, который есть у каждого из нас с рождения. Что это такое в христианском понимании и чем это отличается от мирского понимания, которое встречается в быту у каждого неправославного человека?

- В христианстве, по объяснению святителя Феофана Затворника, совестью является сила души или, иными словами, способность души определять, где воля Божья, а где нет, где добро, а где зло. Этот закон вложен Богом в человеческую природу с самого его сотворения. Совесть свойственна только человеку. У животных, растений, у всего сотворенного совести нет. Она есть только у человека. Совесть — это удивительная способность тяготения к Божьему закону. Если мы говорим про мирской дух, то мирские люди, апеллируя к совести, утверждают: человек поступил аморально исходя из своих личных понятий, что есть добро, а что зло. Бог всегда за скобками. У человека есть какие-то абстрактные понятия о добре и зле, и он ориентируется только на них. Для мирского человека совесть это либо поступать по-доброму, либо по-злому, но в христианстве добро и зло соединены с понятием: «поступать согласно с волей Бога или против нее». Всегда присутствует Бог.

Если Бога нет, то понятия добра и зла могут меняться в зависимости от человека. Для первого одно является добром, для второго другое. Например, человек, для которого блуд является нормой, может сказать: «я поступаю по совести», «для меня это нормально, в порядке вещей». Для христианина то, что кто-то живет в неофициальном браке, поступок против совести.

- Совесть является врожденным качеством или она формируется под влиянием окружения, воспитания человека?

Эта способность души дается человеку с самого начала. В человеческой природе есть проблема, которая святыми отцами именуется грехопадением. Отцы Церкви утверждают, что совесть человека была повреждена. Совесть есть у каждого, но, как пишет святой Феофан Затворник, она как разбитое зеркало. Воспитание человека, его окружение, пример родителей влияют на то, как эти осколки соберутся, ровно или нет, под каким ракурсом человек будет на самого себя смотреть через это зеркало.

- Получается, что можно воспитать совесть в христианском понимании?

- Ее можно воспитать и сделать более чувствительной. Это очень легко. Во-первых, нужно принять таинство Крещения. Потому что в таинстве Крещения восстанавливается вся природа человека, искаженная грехом. Совести тоже дается очищение. Благодать Духа Святого возвращается в человека, и Бог говорит для человека более явно, изнутри его, то есть человеку становится проще.

Чем чаще человек впадает в тот или иной грех, тем сильнее заглушает свою совесть. Чтобы ее воспитать, человек должен регулярно исповедоваться, чтобы очищать свою совесть покаянием. Как говорил Иоани Златоуст, человеку был дан писаный закон. Это Божественное Откровение (Священное Писание Ветхого и Нового Завета) в понимании Церкви. Если человек хочет жить по совести, он будет всегда сравнивать голос своей совести с учением Церкви. Когда ум постоянно поучается в законе Божьем, человек напоминает своей совести тот изначальный закон. Преподобный авва Дорофей говорил, что совесть человека падшего похожа на замутненный источник воды. Ты в него смотришь и ничего не видишь. Человек, который читает Священное Писание и поучается в Божьем законе, очищает этот источник словами Святого Духа. Всю эту муть и грязь Святой Дух опускает вниз.

Человек начинает в свете Божественного Откровения правильным образом воспринимать себя и свои поступки, правильно относиться к Богу, к другим людям. Это дает ему возможность воспитать совесть. Иные способы (светский этикет или просто изучение русской культуры) будут некорректны. Если там есть зерна призыва к совести, то косвенные. Прямое воспитание совести это регулярное покаяние и знание своей веры.

- Поступая неправильно, мы испытываем угрызения совести. Нас это гложет, мы ходим с тяжелыми мыслями. Всегда ли справедливы угрызения совести? Не является ли это самоанализом или внешним фактором, не связанным с категориями добра и зла?

- Человек может перепутать страсть уныния с зовом совести. Как это происходит практически? Допустим, человек не может регулярно читать утренние молитвы. Потом совесть его за это, конечно, мучает. Вместо того чтобы исправиться, прочитать правило Серафима Саровского или хотя бы две-три молитвы, он думает: «Я в принципе не молюсь, не буду вообще молиться». Человек приходит к такому выводу, а дальше лукавый сму шепчет: «Раз ты вообще не молишься, то гарантированно уже погиб, ты грешник, тебе никакого спасения».

Помыслы от лукавого, которые привели в состояние уныния, человек начинает принимать за действие совести. Совесть не просто диагностирует факт, что ты плохой. Она дополнительно дает человеку надежду. Ты плохой, но есть вариант исправиться. Совесть призывает человека к активным действиям. Дух уныния, напротив, говорит: «Пичего не делай». Поэтому это можно перепугать.

Святые отцы всегда говорили, что мы должны идти царским путем, не уклоняясь ни вправо, ни влево. Любая крайность, говорят отцы Церкви, от врага. Добродетель же — это золотая середина. Человек не должен закапываться в самого себя, только этим заниматься и думать: какой я плохой. Это может превратиться в самобичевание. С другой стороны, человек может полностью все игнорировать и не анализировать себя. Но в Церкви всегда все очень разумно. Если мы возьмем вечерние молитвы, то в конце есть последняя молитва, которая так и называется: «Повседневное исповедание грехов». Оптинские старцы советовали читать эту молитву не просто формально и перечислять те страсти и грехи, которые там описываются, а внимательно подумать и назвать Богу свои реальные ошибки, недостатки, увиденные в течение дня. Именно в конце дня человек должен себя анализировать.

Это будет более объективно. Пройдет время, улягутся твои эмоции, ты можешь объективно себя оценить. Если сразу же после какого-то искушения или проблемы начать внутренне себя угнетать, то можно впасть в уныние.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский советовал, что, если впал в грех, нужно тут же у Бога кратко попросить прощения от всего сердца: «Господи, я, грешный, это сделал. Прости меня, дай мне сил исправиться». Потом забудь про это, вечером покаешься или на ближайшей исповеди. И дальше двигайся. Если ты упал в лужу, нет смысла сидеть и смотреть на себя, плакать, какой ты грязный. Еще сильнее намокнешь и заболеешь. Нужно встать, отряхнуться и двигаться дальше.

- Ошибается ли совесть?

- Совесть может ошибаться, но не в том смысле, что она молчит. Совесть человека может неправильно ему что-то подсказывать из-за внутреннего состояния самого человека. Если ты сам далеко находиться от Бога, то твоя совесть начинает работать в неправильном режиме.

Люди, далекие от Бога, очень часто не слышат голоса совести. Очень часто они могут принять слова лукавого за действие совести. Например, человек шел по улице, к нему подходит мужчина и говорит: «Дай мне на вышивку или на наркотики, пожалей меня». Внутренне человек понимает, что здесь что-то не то, и денег не дает. Идет дальше, а лукавый ему шепчет: «Надо было все-таки дать; подумаешь, человек забудется, получит удовольствие». Эти внушения, угрызения человек начинает принимать за действие совести, но она просто неправильно у него сработала, если он ориентируется лишь на себя. Человек должен ориентироваться на Божественный закон. Если опираешься на закон и на совесть, то ошибка маловероятна. Если человек надеется только на себя и далек от Бога, совесть работает в неправильном режиме.

Это проблема именно грехопадения. Грехопадение, говорят отцы Церкви, повредило человеческий ум, волю, чувства, совесть. Ей стало уже сложнее докричаться до человека. Близость к Церкви, к Богу, таинствам и изучение Божьего закона дают человеку тонкую совесть. Человек, как пишет апостол Павел в Послании к Гвреям, приобретает навык отличать добро от зла.

Научиться за один день быть совестливым человеком невозможно. Это труд духовной жизни, десятилетия трудов над своим сердцем. Только тогда приобретаешь навык. Это именно привычка, а не разовая акция.

Как в этом случае не стать фарисеем? Когда мы выработали для себя некоторые нормы поведения, нам кажется, что все правильно, и совесть нас уже не гложет. Как это было во времена Христа, когда фарисеи уже выработали некий закон, даже предания старцев они соблюдали. Вроде бы сердце не болит и совесть не гложет. Как не уйти в эту крайность?

- Святые отцы пишут, что одна из проблем поврежденной совести при грехопадении это смещение фокуса оценки с себя на других. Совесть изначально дана человеку, чтобы он оценивал именно себя, а не других людей.

Фарисейство это не просто то, когда человек следует правильным принципам. Фарисеи вели себя лицемерно и внутренне ставили себя выше другого человека. Сравнивали свою жизнь с жизнью другого человека. Чтобы не уйти в фарисейство, нужно принять за правило: по своей совести я сужу только себя. На других людей человек не должен простирать этот суд.

Чтобы не стать фарисеем, человек должен исполнять внешне и внутренне то, что связано с благочестием. Как сказано в Евангелии от Луки, Христос дал нам уникальный совет, как победить это фарисейство. Он сказал так: когда вы сделаете все, повеленное вам, то говорите: «Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10). Представьте себе человека, который идет радостный по улице. Он говорит: «Как вы не цените, что я хожу по улице?» Ему отвечают: «Все люди ходят». Это не что-то великое. Или представьте себе человека, который хвастается на работе, что он почистил сегодня зубы. Это естественные вещи, которые человек и так должен делать. Что-то простое, что-то сму свойственное, его природе.

Бог создал нас во Христе на добрые дела (Еф. 2, 10), пишет апостол Павел в Послании к Ефесянам. Кичиться тем, что ты живешь по совести, не надо. Ты просто вернулся в нормальное состояние. Был в противоестественном, но вернулся в естественное. Есть еще, как говорят отцы Церкви, сверхъестественное состояние жизнь ангельская, когда человек начинает превосходить обычные человеческие законы. Это некая равноангельная жизнь, когда человек минимально нуждается в том, в чем нуждаются обычные люди.

- Какие можно привести примеры людей, которые жили по совести, из Священного Писания Ветхого и Нового Завета? Которые, как Енох, ходили пред Богом? Чтобы на них ориентироваться и поступать так же.

- Хорошо, что Вы вспомнили праведного Еноха. Эта фраза о том, что он ходил пред Богом, удивительна. Это значит, что человек всегда помнил, что на него сейчас смотрит Господь. Это, наверно, и есть один из примеров жизни по совести. Ты всегда чувствуешь себя в присутствии Творца. И заботиться не о том, как будешь выглядеть в глазах людей, не о том, как самому себе показаться хорошим, а о том, как тебя оценивает Бог.

Если говорить о примерах из Ветхого Завета, мы должны вспомнить, что писаный закон появился только при пророке Моисее. До него праведники жили без этого писаного закона. Потому что после грехопадения в них этот внутренний закон оставался написанным. Святые отцы сравнивают совесть с некими скрижалями, скрижалями сердца, на которых перстом Святого Духа пишутся Божьи заповеди. Первые сотни лет этот закон был написан в сердцах людей более четко. Но потом, в связи с греховной жизнью, это все начинает потихоньку размываться. Если мы возьмем чистый лист с текстом и выльем на него воду, сначала на нем еще можно будет что-то прочитать. Если вылить воду во второй раз что-то размоется, и чем чаще этот листок будет попадать в воду, тем сильнее будет размываться написанное на нем.

У ветхозаветных праведников этот закон был еще прописан в их сердцах, поэтому фактически на них на всех до пророка Моисея мы можем ориентироваться. Мы знаем, что со многими этими праведниками Бог говорил напрямую. Не через книгу, не через писаный закон, Он именно говорил прямо с ними. Это была возможность для человека услышать голос Божий не просто внутри себя, а извне, когда Бог обращается к тебе.

Возьмем в качестве примера Авраама. Его отец был язычником, сам он родился в языческой стране, все его предки приносили жертвы идолам, и явно, что это было против совести. А Авраам, человек, который жил по совести и старался следовать этому внутреннему закону, не стал приносить жертвы. Он что-то чувствовал, для него это было неестественно, было некомфортно от этого. Поэтому Бог его и избрал. Авраам смотрел на окружающий мир, видел, что он прекрасен, и пришел к простой мысли, что у этого мира должен быть какой-то один Творец, один Автор. И именно к Нему он обращался в молитве. Бог, увидев его стремление жить по совести, сказал ему: «Авраам, Авраам, выйди из земли твоей и иди в землю, которую Я укажу тебе». Это то, что касается Ветхого Завета.

Если же взять период Нового Завета, то, мне кажется, самым ярким примером жизни человека по совести является Корнилий-сотник, язычник. В Деяниях про него рассказывается, что он был очень благочестив, ежедневно молился и подавал очень много милостыни. Он в таком состоянии жил, и однажды, когда он в девятом часу молился, ему явился ангел и сказал, чтобы он пошел в указанное место, где будет некий Симон, который гостит у одного кожевника. Корнилий должен был призвать его и потом следовать тому, что тот скажет, потому что через эти слова спасутся и он, и все домашние его.

А перед этим ангел сказал, что его молитвы и милостыня пришли на память пред Богом, поэтому Он его услышал. Здесь мы видим, что человек искрение старается обращаться к Богу, старается творить добро и активно живет по совести. Потому что милосердие это настоящая жизнь по совести. Обращение к Творцу мира это тоже жизнь по совести. Этот пример помогает нам познать ту истину, что доброго человека, даже еще не познавшего Бога, но делающего много добрых дел, если он действительно старается жить по совести, Бог обстоятельствами жизни обязательно приведет к познанию православной веры, как Он привел этого Корнилия-сотника. Ведь Бог не сказал: «Если ты живешь по совести, Я тебя и так спасу». Нет, Он его отправил к носителям Евангелия, к апостолу Петру. Тот ему проповедовал и потом его крестил.

Это показывает, что для спасения человеку необходимо все-таки следовать своей совести. В противном случае он и Евангелия принять не сможет. Евангелие полностью созвучно с совестью человека. Слыша или читая Евангелие, человек понимает, что это истина. Ему не нужны никакие Доказательства и аргументы, просто собственное сердце, собственная совесть шепчут ему, что это чистый родник истины. Поэтому пример с Корнилием-сотником кажется мне очень хорошим.

- Когда Вы говорили о святых Ветхого Завета, Вы сказали, что они напрямую общались с Богом. Сейчас у нас немного другие времена. Можно ли во всем полагаться на совесть, на голос Бога внутри? Не нужно ли его сверять со Священным Писанием, править его, чтобы он был всегда верен и точен?

- Я в самом начале сказал, что идеально работающая совесть это когда человек поучается в Божьем законе и участвует в таинствах. Так вот, касательно таинств есть очень важный момент: это наличие духовника у человека. Когда ты свою совесть вверяешь суду другого. Это тоже очень важно, потому что мы сами себя очень склонны оправдывать. Мы придумываем себе разные поводы к тому, чтобы смягчить свою вину. Поэтому мне кажется, что именно совет с другим человеком может помочь. Если нет духовника, это может быть просто хороший верующий друг, в котором ты уверен, что он скажет тебе правду от сердца, а не ответит из человекоугодия, чтобы остаться добрым в твоих глазах. На такого человека тоже можно ориентироваться, потому что у святых отцов есть такие слова: «Спасение во многом совете». Действительно, человек должен сверять свою совесть с учением Церкви, со Священным Писанием, с учением святых отцов, когда он анализирует свои поступки. По проблема в том, что наш ум тоже помрачен, и мы можем часто и слова Священного Писания, и святых отцов воспринять так, что они будут оправдывать наше зло. Можно что-то прочитать и подумать: святой Иоани Златоуст говорит то-то, значит, я был прав! Или: в Библии сказано вот это, значит, я прав.

Существуют разные религиозные заблуждения, в том числе, например. протестантизм. Люди вроде бы во Христа верят, но некоторые моменты Библии они понимают абсолютно не так, как она написана и как истолковывается Православной Церковью. Например, протестанты любят приставать к православным с таким известным вопросом: «А ты уже спасен?» Или: «А ты имеешь Святого Духа?» Православные начинают отвечать: «Я только спасаюсь». Или: «Дух Святой надо еще стяжать». И протестанты начинают: «А, так вы еще не рождены свыше! А мы уже спасены, в нас уже Дух живет!» Проявляется некая гордость. А почему?

Они прочли в Священном Писании фразу: Благодатью вы спасены через веру (Еф. 2,8). Берется эта небольшая фраза, человек прикладывает ее к себе и говорит: я спасен! И получается некий обман. Человек доверяет самому себе.

А святые отцы писали, что доверие самому себе это самая страшная ошибка в духовной жизни. Поэтому надо обязательно подойти к священнику, посоветоваться. Часто люди говорят: а у меня нет духовника, что в этом случае делать? Есть очень известный подвижник Грузинской Православной Церкви архимандрит Рафаил (Карелин), он советует: если у тебя важный вопрос, хочешь узнать волю Божью, понять, по совести ли поступил, но у тебя нет духовника, иди на литургию. Когда священник отслужит литургию, он в это время находится в некоем Божественном огне, у него переплавлено сознание, переплавлены чувства, в нем целиком пребывает Христос. Сразу после литургии подойди к нему и посоветуйся. И верь, что через него тебе скажет Христос.

А по мне, так лучший вариант все-таки найти священника по душе и следовать его советам. Понятно, что не по каждому поводу нужно дергать другого человека, но все-таки на исповеди, если ты сомневаешься, грех это или нет, лучше спросить. Потому что очень часто приходят люди на исповедь и перечисляют что-то. Я иногда их останавливаю и спрашиваю: «А разве это грех?» Он говорит: «А я думал, это грех». Бывает, что видят то, что грехом не является, и это исповедуют, а самого важного не видят. А духовник со стороны может что-то подсказать, духовник может взывать к совести человека. Это одна из функций духовника.

Священномученик Григорий (Лебедев), толкуя Евангелие от Марка, привел очень интересный пример из Священного Писания. Мы приводили примеры людей, живущих по совести, а он привел пример человека, который собою символизировал совесть. Это был Иоанн Креститель, голос в пустыне: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное! Отец Григорий говорит: пустыня — это наше сердце, и там есть совесть, Иоанн Креститель, а дьявол хочет, подобно Ироду, отрубить ему голову, чтобы эта совесть не кричала.

Есть такое предание, которое восходит к святому Димитрию Ростовскому, в нем говорится, что когда Иоанну Крестителю отрубили голову и дочь Иродиады принесла ее на блюде, чтобы показать царю, во время пира мертвая голова открыла глаза и стала громко говорить: не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего. Царь был в ужасе и велел, чтобы эту голову закопали в отхожем месте, он хотел заткнуть голос Иоанна Крестителя. И дьявол тоже хочет как бы обезглавить нашу совесть, он не желает, чтобы мы к ней прислушивались, и учит человека жить по своему уму. «Мое мнение», «мое представление», «мои права» все эти лозунги приводят к тому, что человек привыкает жить не по совести. А наличие духовника, прислушивание к внутреннему голосу совести, регулярное изучение Священного Писания, святых отцов Церкви, очищение совести покаянием, молитва частная и общая все это делает совесть человека утонченной, тренирует ее, дает навык различать добро и зло. Если этого нет, совесть человека не всегда будет правильно срабатывать, он может ошибиться и свое мнимое добро или даже зло принять за добро.

С вятой пророк Божий Исайя еще за 700 лет до Рождества Христова писал: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!» (Ис. 5,20) Он говорил, что такому человеку — горе, потому что он живет в выдуманном мире. А мы, христиане, все-таки должны жить в объективной реальности. А объективная реальность — это свет Бога, который нам подается и изнутри, и через Церковь, и через писаный закон, и через духовника.

- Батюшка, хотелось бы услышать Ваши пожелания всем тем, кто стремится жить по совести. Что Вы посоветуете?

- Людям, которые действительно желают жить по совести, хотелось бы пожелать, чтобы они понимали, что это не просто делать что-то соответствующее закону морали. Это тот образ жизни, который, во-первых, приведет в Царство Небесное, дарует вечную жизнь. Но самое главное -чистая совесть делает человека дерзновенным в молитве. Иоанн Богослов сказал: если наша совесть не осуждает нас, то мы можем просить у Бога всего, чего захотим, и Он нам это даст. Молитвы святых так быстро исполнялись потому, что они старались жить по совести.

Могу дать совет. Если не хочешь жить по совести, что-то мешает, то можно так себя настраивать: если буду жить по совести, то все, о чем Бога ни попрошу, Он мне будет давать. Можно даже такую немного корыстную мотивацию иметь, но это будет первым шагом, чтобы себя принудить к этому. Надо, мне кажется, помнить, что наши молитвы всегда будут услышаны.

А мирские люди часто обижаются на Бога, на Церковь: «Пришел в церковь, свечку поставил, попросил Бога за больную дочку, а она не исцелилась. Значит, вашего Бога нет, все это не работает». Но в Священном Писании сказано, что кто не творит волю Божию, того Бог не слушает. А творение воли Божией это и есть жизнь, по совести.

Ведущий телепередачи - Иоанн Поликопа

ИСТОЧНИК: https://tv-soyuz.ru/Besedy-s-batyushkoy-Sovest-Svyaschennik-Aleksandr-Sergeev-5-avgusta-2025