Найти в Дзене

Спасение души и святость в XXI веке. Что такое спасение и зачем оно нужно? (выступление на телепередаче канала "союз")

Беседы с батюшкой. Священник Александр Сергеев. 10 ноября 2025 Сегодня у нас в гостях клирик храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Отрадном, священник Александр Сергеев. – Тема сегодняшней беседы: «Спасение души и святость в XXI веке». Что такое спасение и зачем оно нужно? – Святитель XIX века Игнатий (Брянчанинов) утверждал, что никто не может понять, что такое спасение, пока не осознает свою потребность в нем, пока не поймет, что находится в состоянии погибели. И святитель задает вопрос: от чего нужно спасать человека? Он объясняет, что человек, согрешив, отпал от Бога, разорвал свой союз с Ним и вступил в союз с падшими духами. Это и есть состояние погибели. И тогда спасение – разрыв связи с демонами и восстановление союза с Богом. То есть, по его определению, спасение – это возвращение к Богу и окончательное отречение от падших ангелов. Согласно катехизису, Бог желает спасти нас от греха, проклятия и смерти. Преподобный Иустин (Попович) в своем догматическом бог

Беседы с батюшкой.

Священник Александр Сергеев. 10 ноября 2025

Сегодня у нас в гостях клирик храма в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Отрадном, священник Александр Сергеев.

– Тема сегодняшней беседы: «Спасение души и святость в XXI веке». Что такое спасение и зачем оно нужно?

– Святитель XIX века Игнатий (Брянчанинов) утверждал, что никто не может понять, что такое спасение, пока не осознает свою потребность в нем, пока не поймет, что находится в состоянии погибели. И святитель задает вопрос: от чего нужно спасать человека? Он объясняет, что человек, согрешив, отпал от Бога, разорвал свой союз с Ним и вступил в союз с падшими духами. Это и есть состояние погибели. И тогда спасение – разрыв связи с демонами и восстановление союза с Богом. То есть, по его определению, спасение – это возвращение к Богу и окончательное отречение от падших ангелов.

Согласно катехизису, Бог желает спасти нас от греха, проклятия и смерти. Преподобный Иустин (Попович) в своем догматическом богословии добавляет, что также нас необходимо спасать от власти дьявола.

Грех, проклятие, смерть. Кратко раскроем эти понятия. Грех – это беззаконие, уродство, искажение, когда человек делает что-то невпопад, разрушает самого себя, душу и тело. Тело разрушается через болезнь. Проклятие – это состояние, которое невозможно преодолеть собственными силами. После грехопадения людей Бог попустил им оказаться в этом состоянии безысходности, из которого нет выхода. Они стали смертными, тленными, подверженными болезням.

Самое страшное, что вся земля и материальная Вселенная также оказались под этим проклятием: земля стала тленной, в мир животных вошла смерть.

Смерть – это момент отделения души человека от тела, после которого душа некоторое время существует без своей телесной оболочки. Тело стареет, страдает, его погребают в землю. Этот процесс вынужденного разлучения души и тела есть смерть телесная.

Однако существует и смерть души – это неспособность души к богообщению, когда у нее даже не возникает желания думать о Боге, соединяться с Ним или стремиться к добру. По сути, это утрата способности к добру. И именно от этого нам нужно спасаться.

Состояние погибели – когда дьявол для тебя «бог», а истинный Бог воспринимается как враг. Ты враждуешь с Господом своими грехами, злыми словами и мыслями. А спасение – когда все возвращается в нужное русло, когда ты становишься врагом для дьявола, а Бог становится для тебя другом.

Власть дьявола – это состояние, когда некто обладает над тобой с такой силой, что ты вынужден плясать под его дудку, исполняя то, что он тебе диктует, даже через твои собственные мысли. В каком-то смысле ты становишься его рабом, марионеткой Избавление от этой власти наступает, когда ты разрываешь с дьяволом всякий союз и у тебя появляется новый господин – Господь.

– Может ли человек спастись собственными силами?

– В связи с тем, что человек очень слаб, собственных сил ему недостаточно для спасения. Человечество пыталось спасти себя собственными усилиями, например, издавая жестокие законы против воровства. В Древнем Риме существовал закон, согласно которому вору отрубали обе руки. Но даже столь суровые меры не могли искоренить воровство.

Никакие философские системы, уговоры или создание комфортных условий также не решают проблему. Даже в идеально устроенном обществе люди продолжат грешить, болеть и умирать. Весь мир пребывает под проклятием – в болезнях и смерти, а дьявол продолжает сохранять власть над человеческим родом.

Как бы человек ни старался, своими силами ему не выбраться из этого состояния. Святые отцы приводят такой пример: представьте человека, который, идя по лесу, провалился в болото и погружается все глубже. Может ли он самостоятельно спастись? Нет. Единственная надежда – если кто-то, находящийся на твердой земле, протянет ему палку, то, за что можно ухватиться. Спасение в большей степени зависит от того, кто способен помочь, но также и от готовности тонущего ухватиться за эту руку помощи.

Почему никто из людей не может нас спасти? Потому, что мы все рождаемся уже в этом «болоте». Вследствие грехопадения первого человека все рождаются тленными и смертными с предрасположенностью ко злу, с волей, склонной ко греху. Люди подвержены болезням, и никто из них не может победить смерть. Именно поэтому для нашего спасения потребовалось вмешательство Бога.

– Вопрос от телезрителя Евгения из Белгорода: «Христос пришел и принес Себя в жертву, чтобы спасти человечество от смерти и даровать ему вечную жизнь. Но Церковь изначально утверждает, что человек наделен бессмертной душой. В чем тогда смысл спасения этой души от смерти? Получается, что жертва Христа напрасна?»

– Мне кажется, ответ на этот вопрос довольно прост. Когда я сказал, что Христос пришел спасти нас от смерти, я уточнил это понятие. Смерть – это момент, когда душа должна отделиться от тела. Тело, которое стареет, тлеет и погребается, в конечном счете превращается в прах. Христос пришел спасти нас не от этой телесной смерти, но и от смерти души.

Хотя, согласно учению Православной Церкви, душа человека бессмертна, это бессмертие – дар Творца. Оно означает, что душу нельзя уничтожить. Но что такое смерть души? Это состояние, когда душа вступает в союз с демонами, когда ее внутреннее устройство разрушено. Душа не исчезает, но как Господь сказал Адаму: ...в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2,17). И душа становится неспособной к соединению с благодатью.

Христос пришел, чтобы избавить нас от этого состояния и обновить нашу душу, наполнив ее Своей жизнью. До Христа человек по-настоящему не жил: его душа была не имела способности к евангельским добродетелям и не могла наследовать вечную жизнь. Именно поэтому все ветхозаветные праведники попадали в ад.

Несмотря на то, что душа бессмертна по дару Творца, следует помнить: по природе Бессмертен только Бог. Душа может умереть, но не уничтожиться. Состояние духовной смерти – это когда душа становится неспособной к богообщению и принятию Божественной благодати. От этой духовной смерти Христос и пришел спасти нас.

– Может ли спастись некрещеный человек?

– Здесь необходимо сделать уточнение. Существует множество ветхозаветных праведников, которые не были крещены водой и Духом. Ни Авраама, ни Моисея не крестил православный священник, но они спаслись.

Более корректно будет сказать, что с момента основания Церкви и установления таинств некрещеный человек спастись не может, ибо об этом прямо сказал Христос Никодиму: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3,5) . Святой Кирилл Иерусалимский, толкуя эти слова, отмечает, что это жесткое и дерзновенное требование, но оно принадлежит не ему, а Христу, и он смиряется перед этим словом.

Крещение бывает разным. Помимо крещения водой и Духом, существует также крещение кровью, о котором пишут святые отцы Иоанн Златоуст и Киприан Карфагенский. Допустим, человек оглашен, но не успел принять водное крещение – и начались гонения. Ему приказывают отречься от Христа, но он, исповедуя православную веру, предпочитает отречению смерть. Крещение – это погружение в смерть Христову, когда человек образно умирает для греха и восстает для новой жизни. В водном крещении это происходит символически. Когда же человека убивают за православную веру, даже если он не крещен водой, происходит следующее: он в прямом смысле соприкасается со смертью Христовой. И такое мученическое крещение кровью засчитывается Богом как крещение водой и Духом.

Вспомним благоразумного разбойника. Многие считают, что он спасся одним лишь покаянием. Однако такие святые отцы, как Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодор Студит, Анастасий Синаит и Дмитрий Ростовский, единодушно утверждают: поскольку Христос сказал: кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3,5), – это требование было исполнено и в случае с разбойником.

Тогда Церковь еще не была создана, но он все же сподобился крещения – пусть и в особой форме. Когда копье пронзило ребро Спасителя, из него истекли кровь и вода. Промыслительно разбойник оказался распят именно с той стороны, где произошло это истечение. Поскольку он уже принес покаяние, сказав: Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствии Твоем, (Лк. 23,42)– кровь и вода, достигшие его, стали его крещением. Таким образом Христос исполнил то, что покаяние должно сопровождаться крещением.

Да, позиция Церкви в этом вопросе строга, но существуют исключительные случаи. Например, когда человек физически не может принять крещение, но всем сердцем уверовал во Христа. Известны случаи, когда таинства совершали ангелы: постригали в монашество или причащали верующих. Если ангел совершил крещение, мы не можем считать такого человека некрещеным.

Если человек искренне ищет Бога, но лишен каких-то обязательных условий, Господь либо предоставит их, либо, в крайнем случае, пошлет ангела для совершения таинства.

– Вопрос от телезрителя Александра из Санкт-Петербурга: «Один священник сказал, что мы должны говорить ближнему о своих эмоциях без каких-то обид, без страсти. Но он не раскрыл эту тему через Евангелие. Сейчас очень много психологических течений, близких христианству. Например, Шеховцова из СПбДА недавно говорила, что есть гуманистическая психотерапия. Есть и такое понятие, как эмоциональный интеллект. Это как раз навык обращать внимание на чувства ближнего. Кажется, что это очень близко к евангельским заповедям».

– Вопрос сложный, но ответ на него уже дан в Евангелии. Господь указал нам две главные заповеди: первая – возлюбить Бога всем сердцем, всей душой и всем помышлением, вторая – возлюбить ближнего, как самого себя. (Ср.Мф.22,35–40). Христос также говорит: Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7,12).

Из этого следует, что умение входить в чувства ближнего – это мысленная попытка поставить себя на место другого человека, искреннее желание понять его внутренний мир. Если же в общении присутствует лишь формализм или надменность, собеседник неизбежно почувствует, что его переживания вам безразличны. Практическое исполнение евангельской заповеди: мысленно ставить себя на место другого и пытаться полюбить его, как себя, слушать так, как хотели бы, чтобы слушали нас.

В психологии подобных результатов часто пытаются достичь с помощью различных техник, манипуляций или даже оккультных практик вроде медитации. Это чисто интеллектуальная попытка обрести такое состояние.

В православии же это достигается не человеческими усилиями, а через любовь и сострадание. Это высший дар Божественный благодати. Апостол Павел говорит, что любовь – это союз совершенства. Есть огромное количество добродетелей, но самая высокая – любовь. Она является корнем христианской жизни. И это дар. Если Господь не даст человеку дар любви, то никакие техники ему не помогут.

Эмоции другого человека часто носят страстный, греховный характер. И душа может не выдержать, подобно струне, которая была натянута слишком сильно. В современной психологии это состояние называют выгоранием. Человек, полагающийся лишь на техники, никогда не достигнет этой добродетели.

В Православной Церкви путь иной. Если человек смиряется перед Богом и просит у Него дарования любви, если он прилагает усилия, чтобы всегда поступать по любви, то рано или поздно стяжает эту добродетель, как ее приобрели и все наши святые.

Именно поэтому к святым шли толпы людей: те выслушивали их, глубоко вникали в суть проблем и достигали этого благодаря тому, что в них пребывал Дух Святой. Он давал им возможность настроиться на чистоту души ближнего.

Подлинное сострадание и любовь – это дар Божественной благодати. Человеческими средствами достичь этого чрезвычайно сложно.

– Вопрос от телезрителя Владимира из Воронежа: «Как бороться с сомнениями в вере и спасении, живя церковной жизнью? Как правильно понимать слова преподобного Силуана Афонского: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся»? Возьмем, к примеру, святых – Иоанна Кронштадтского, священномученика Олега (Семичева): они тоже имели последствия первородного греха и, вероятно, испытывали сомнения и духовные немощи, но тем не менее достигли святости. Мы, живя церковной жизнью, постоянно пребывая в лоне Церкви, тоже можем сталкиваться с помыслами, сомнениями или маловерием».

– Как бороться с сомнениями в вере и спасении? Святые отцы часто сравнивают веру с огоньком в сердце человека. А когда горит огонь? Когда в него подкладывают дрова. Если в огонь бросать воду, лед, снег, то он будет гаснуть. А что такое эти помыслы, сомнения в вере, отчаяние? Это лед и снег, которые нам подбрасывает дьявол.

Самое простое и верное средство – не принимать их в свое сердце. Достигается это с помощью Иисусовой молитвы. Когда ум человека постоянно пребывает в ней, эти помыслы не смогут коснуться нашего разума и укорениться в сердце.

Творя Иисусову молитву, человек словно подливает масла в огонь веры. И необходимо и подкладывать «дрова», то, что укрепляет веру: чтение Священного Писания, изучение творений святых отцов и их житий.

Если вас одолевают сомнения в спасении, читайте, чему учили святые отцы, перечитывайте историю благоразумного разбойника, житие преподобной Марии Египетской. Это «дрова», укрепляющие веру.

Также крайне важно общение с другими православными христианами. Не оставайтесь один на один со своими сомнениями. Найдите в приходе людей, с которыми можно разделить свою боль, получить поддержку, услышать, как другие преодолевали подобные ситуации. Если видишь, что Бог спас стольких людей, что многие преодолели эти сомнения веры, значит, и ты сможешь.

Есть практические советы и в Библии. Апостолы просили Христа: «Господи, умножь в нас веру» (Лк. 17,5). Можно молиться Богу этими словами ежедневно, делая, допустим, по 10 земных поклонов. Или используйте молитву отца бесноватого отрока: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9,24).

– Вопрос от телезрителя: «Когда Господь говорит: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, – о каком сердце идет речь?»

– Слово «сердце» в библейском понимании означает внутреннее сосредоточие человека. Обратимся к 102-му псалму, который поется на литургии: «Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его» (Пс.102,1). Здесь «вся внутренность» и есть то самое сердце, сущность человека, его подлинное «я». И оно не обязательно связано с физическим сердцем.

Святые отцы учат, что сердце – это место соединения души и тела, центр человеческой личности, делающий нас способными к богообщению.

Когда Господь говорит: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, – это означает полную направленность нашего существа к Богу. Возлюбить не всем сердцем – значит разделить его: часть отдать страстям, увлечениям; и лишь часть – Богу. Речь идет о направленности вектора твоей жизни. Это твоя внутренняя суть.

Христос говорит о духовном сердце, о внутреннем средоточии человека, которым мы должны возлюбить Господа: всеми помыслами, желаниями и волей. Иными словами, это человеческий дух, который святые отцы отличают от души, определяя его как высшую ее часть. Сердце – это инструмент богообщения. Неправильно, если оно направлено на что-то земное. Мы должны всецело отдать свое сердце Христу, как сказано в Книге Притчей Соломоновых: Сын мой! отдай сердце твое мне (Притч.23,26)

.

– Может ли спастись крещеный человек, который не приступал ни к каким другим таинствам?

– Спасение возможно при наличии веры и сокрушения о грехах, даже если человек лишен возможности участвовать в таинствах. Вспомним преподобного Максима Грека, который несколько десятков лет сидел в тюрьме и не причащался. Он получил благодать через крещение, искупительная жертва была усвоена его естеству.

Христос говорит: Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Таким образом, крещение – это дверь к спасению.

Возьмем младенцев, которых крестили, но они умерли вскоре после таинства. Они не успели совершить добрых дел или причаститься, но крещение спасает их. Таким образом, в исключительных обстоятельствах человек может спастись через крещение.

Если верующий сознательно и без уважительных причин избегает церковной жизни и противится Богу, его крещение, оставаясь несмываемым, может стать для него источником еще большего осуждения. Если же обстоятельства были объективными, то он, как уже рожденный от Духа, сможет войти в Царство Небесное.

– В другом месте Писания Христос говорит фарисеям: Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6,53). Возникает вопрос: как быть человеку, который физически лишен возможности участвовать в таинствах? Например, если он живет в стране, где нет православных храмов.

– Допустим, человек тайно крестился, но прихода нет, он не может участвовать в таинствах. Священное Предание Церкви свидетельствует, что Бог не оставляет верных Ему. В житии преподобного Онуфрия Великого описано, как ангелы причащали его в пустыне. Бог может даже из такой ситуации найти выход.

Евхаристия – не только земное таинство, но и прообраз вечного богообщения в Царстве Небесном, где мы будем причащаться непосредственно Самому Богу. И если человек все-таки крестился, то в Царстве Небесном он будет продолжать причащаться и уже за счет этого будет иметь жизнь там. Крещение как факт того, что ты родился для вечности, само может даровать человеку спасение.

– А может ли человек спастись, если правильно применяет данные ему от Бога таланты?

– Когда святые отцы говорят о талантах, они подразумевают в первую очередь не индивидуальные способности, а благодать крещения – дарованную человеку разумность и способность к духовному совершенствованию. Именно это является главным талантом, данным нам в потенциале. Все прочие способности – второстепенные дары, призванные служить Церкви.

Допустим, если человек обладает прекрасным голосом, но по причине инвалидности не может регулярно посещать богослужения и быть певчим, его нереализованный музыкальный дар не станет препятствием ко спасению.

Благодать крещения – основной талант – человек обязан использовать для своего спасения. Если он пренебрегает этим главным даром, спасение невозможно. Если же второстепенные таланты остаются нереализованными в силу объективных обстоятельств – спасение остается достижимым.

– Как Вы думаете, сейчас человеку спастись сложнее, чем в прошлые времена?

– Ответ неоднозначен. С одной стороны, спастись сегодня сложнее, с другой – легче. Поясню. Почему сложнее? Грех умножился. Количество соблазнов возросло, все страсти стали сконцентрированными. Например, для тщеславия теперь не нужно добиваться высокой должности, достаточно ежедневно выкладывать видео в TikTok и ждать лайков. Путь реализации страстей очень упростился через телефон, Интернет.

Кроме того, сегодня мало добродетельных примеров для подражания. Вокруг в основном отрицательные примеры. Большинство людей недобродетельны, одобряют зло и грех. В таком состоянии спастись гораздо сложнее.

С другой стороны, у нас есть множество удобств, которые освобождают драгоценное время. Раньше, например, женщинам приходилось вставать в пять утра, чтобы топить печь, идти зимой к проруби полоскать белье, греть детям молоко на огне и так далее. Сейчас же существует столько приспособлений: можно бросить одежду в стиральную машину, подогреть еду в микроволновке. Если христианин будет пользоваться ими мудро, то сможет освободить много времени и использовать его для спасения души: для чтения Священного Писания, молитвы, поклонов, посещения храма.

В современном мире преобладает дух торопливости и спешки. Найти свободное время действительно очень сложно. Многие наши современники постоянно жалуются на его катастрофическую нехватку: люди не высыпаются, поздно ложатся и рано встают.

Но если человек сознательно выстроит свой жизненный ритм так, чтобы разумно распоряжаться временем, у него все получится. Апостол Павел предупреждает нас: Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы (еф. 5, 15-16). Временем нужно пользоваться очень мудро, ведь все мы когда-то умрем.

Задача сложная. Но и здесь есть своя лазейка: сегодня мы не обременены множеством изматывающих бытовых действий. Раньше человек, например, мог идти в храм пешком и к началу литургии уже еле-еле стоять на ногах. Сейчас сел в машину... В этом плюс, но не каждый этим пользуется.

– С другой стороны, сегодня нас не преследуют, как в первые века христианства или в XX веке, не пытают за веру. Фактически ничто не мешает нам ходить в храм. Но вот этот самый комфорт, наверное, мешает. Полный комфорт расслабляет человека.

– Христианину следует стремиться к определенной простоте жизни. Под простотой я подразумеваю готовность понуждать себя делать что-то самостоятельно. Речь не о том, чтобы полностью отказаться от благ цивилизации, а о том, чтобы не ждать, когда тебе всё принесут на блюдечке, нужно обязательно прилагать собственные усилия.

Важно выстраивать свой ритм жизни так, чтобы комфорт не поработил тебя. Ведь любой элемент этого мира по своей сути нейтрален. Все зависит от нашего отношения к нему: мы можем либо мудро его использовать, либо стать его рабами. Когда ты становишься рабом комфорта – это беда. Но когда используешь его мудро – это замечательно.

– Можно ли поминать человека, который не был крещен, но был замучен за Христа?

– В наших святцах записано огромное количество святых, за которых мы вынимаем частички на литургии. Однако ключевое условие для мученического подвига: чтобы человек был убит именно за Христа и при этом имел православное мировоззрение. Это очень важно. Ведь если человека убили не за подлинного Христа в понимании Православной Церкви, а, допустим, за искаженное христианство, если его вера была разбавлена ересями, то здесь вступает в силу принцип, о котором писали святые Иоанн Златоуст и Киприан Карфагенский: «Кровь мученическая омывает все грехи, кроме греха раскола и ереси».

Если человек на момент смерти пребывает в неправом мудровании и укоренен в нем, это может помешать его спасению. Ложь несовместима с истиной, и душа, пребывающая в таком «сломанном» уме, не сможет соединиться с Богом. Именно поэтому святые отцы так строго относились к необходимости хранить правую веру.

– Почему все спасаются неодинаковыми способами?

– У людей разные обстоятельства, способности и склонности. Кто-то более предрасположен к делам милосердия, кто-то к аскезе, кто-то склонен к миссионерству, а кто-то к безмолвию.

Именно в соответствии с этими предрасположенностями, данными от Бога, человек и находит свой путь ко спасению. Господь предусмотрел множество путей внутри Церкви, чтобы каждый человек мог выбрать то, что ему по душе.

– А как Вы думаете, живут ли в наших многоэтажках настоящие современные подвижники? Или все-таки это удел отшельников и насельников?

– Есть такая поговорка: «Не стоит село без праведника». Вспомним, Содом и Гоморра были уничтожены именно потому, что там не нашлось и десяти праведников. А наш град, Москва, стоит – и для меня это верный знак, что в нем есть как минимум десять подвижников.

– Какие явления современного мира являются наиболее опасными для души? На что христианину прежде всего стоит обратить внимание?

– Мне кажется, самая большая проблема сегодня – это непослушание Церкви. У современного христианина есть Интернет и множество источников, он может самостоятельно что-то изучать. Но вся опасность в том, что при этом он перестает прислушиваться к голосу самой Церкви – той, что существует здесь и сейчас.

Вот это нежелание слышать Церковь и жить по ее уставу, это «варение в собственном соку» своих мнений – самое опасное явление. К нему, конечно, добавляется и пристрастие к Интернету и соцсетям, когда сердце человека привязано к ним, а не пребывает во Христе.

– Есть мнение, что в каждую эпоху есть грех, который становится наиболее распространенным в обществе. Какой грех тяжелее всего поражает мир сейчас?

– Скорее всего, это блудная страсть. Человеку проще всего согрешить глазами, а он видит это везде. И от этого нужно беречься.

– Сказано ли в Священном Писании, какое количество людей спасется в соотношении ко всему человечеству?

– Христу задавали такой вопрос: Господи! неужели мало спасающихся? (Лк. 13,23). Он ответил: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. (Лк. 12,32). И далее Господь говорит: Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут (Лк. 13,24).

Иисус поясняет: тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их, тогда как широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими.(Мф. 7,13–14). По слову Господа, большинство людей избирают широкий путь.

В притче о сеятеле лишь одна четверть семян – слова Божьего – упала на добрую почву и принесла плод святости. Кроме того, есть два места из Третьей книги Ездры, которые говорят об этом же: Многие сотворены, но немногие спасутся… (3 Ездр. 8, 3) Больше тех, которые погибают, нежели тех, которые спасутся, – как волна больше капли (3 Ездр. 9,15).

Ведущий Георгий Дербуш

ИСТОЧНИК: https://tv-soyuz.ru/Besedy-s-batyushkoy-Svyaschennik-Aleksandr-Sergeev-10-noyabrya-2025