Нынешнюю экономику России можно описать следующими словами: дефицит, санкции, высокая ключевая ставка. Конечно катализатором всего является СВО, но не само ее проведение, хотя на операцию тратится основная часть бюджета, а внешнее давление на экономику России со стороны западных стран. И к концу 2025 года мы подходим с дефицитом 5.7 трлн рублей, или 2,6% ВВП. Напомню, изначально в подготовленном бюджетном плане на 2025 год был запланирован дефицит в размере 1.173 трлн рублей, или 0.5% ВВП, позже весной был пересмотрен в сторону увеличения дефицита до 1.7%, а осенью Минфин подготовил еще поправки в действующий бюджет, в котором планируемый дефицит по итогам 2025 года составит 2.6% вместо 1.7% от ВВП, или 5.737 трлн рублей. Такой большой дефицит и такие частые пересмотры планов вызваны уменьшением нефтегазовых доходов государства.
Почему доходы от нефти и газа падают? Санкции, которые усложняют логистику теневого флота - теперь нужно больше промежуточных звеньев и так большой цепи, чтобы нефть дошла до покупателя и получить за нее платеж. Нет, Россия не стала меньше продавать, действительно в Китай поставляются рекордные объемы газа и нефти, закупки Индией и Турцией увеличились на 6.1% и 8%, а количество судов, ожидающих разгрузку в портах этих стран вдвое больше обычных значений. Дело в том, что цены на российскую марку Urals продаются с значительным дисконтом и в конце ноября опустились ниже 40$ после введения санкций против Роснефти и Лукойла. Так еще и укрепление рубля в 2025 году съедает значительную часть прибыли, напомню слова министра финансов РФ Антона Силуанова:
"1 рубль в стоимости доллара стоит бюджету 100 млрд рублей".
Таким образом в бюджетном плане на 2025 год закладывался средний курс доллара 96.5 рублей, а по итогу получаем 84.5 рублей. Несложно посчитать недобор нефтегазовых доходов из-за укрепления рубля - 1.2 трлн рублей, или 20% от дефицита бюджета, который имеем на сегодняшний день. Конечно дефицит увеличивает и недобор от ненефтегазовых доходов и увеличение объема расходов, но значительную часть составляют именно нефтегазовые доходы вызванные большим дисконтом российской марки и укреплением рубля. Не зря одна из самых обсуждаемых тем 2025 года - рубль, поэтому хочется детальнее обсудить, как наше государство будет решать те же самые проблемы в 2026 году, как ЦБ регулирует курс рубля и что такое бюджетное правило.
В арсенале у государства множество инструментов, если что-то выделять и обобщать то это налоги, займ на долговом рынке, средства фонда национального благосостояния. Касаемо налогов, наше государство повысит НДС с 20% до 22%, вводит и повышает утильсбор, а также в госдуме рассматривает разовый налог на сверхприбыль банков. Это просто надо знать, но куда интереснее работают ли такие инструменты в сложившейся ситуации. Дефицит растет, так в 2023 он составил 3.2 трлн рублей, 2024 - 3.5 трлн рублей, в 2025 ожидается 6 трлн рублей, а причины его появления не уходят. Возникает вопрос, как долго наша экономика сможет латать дыры, беря деньги с населения через налоги?
Разберем перечисленные инструменты по порядку.Объем государственного внутреннего долга по состоянию на 01.12.2025 составляет 30 трлн рублей, согласно Министерству Финансов РФ, внешний долг - 56.34 млрд долларов. У России один из самых низких госдолгов относительно ВВП (менее 17% от ВВП), однако его обслуживание дорогое. Касаемо динамики, обслуживание госдолга за 2025 выросла в 1.5 раза. По действующему бюджету, госдолг должен оставаться в пределах 35.41 трлн рублей, или 16.5% от ВВП. Да, пространство для маневра остается все меньше.
По подсчетам экспертов, разовая инициатива взять налог на сверхприбыль банков может принести около 200 млрд рублей, что покроет разве 30-ую часть дефицита. На историю с утильсбором без слез не взглянешь, по новому плану за ближайшие три года собираются получить 5.95 трлн рублей, в 2026 - 1.65 трлн рублей, 2027 - 2 трлн рублей, в 2028 - 2.3 трлн рублей. Напомню, что в этом году, до повышения утильсбора планировалось собрать 2 трлн рублей, в итоге собрали около 500 млрд. Вопрос, если до этого не брали машины, после повышения налога еще больше будут брать? Логика не понятна. Повышение НДС с 20% о 22% может принести около 1.5 трлн рублей. И частичные истории с повышением налогов для отдельных секторов бизнеса и компаний, например повышение льготного тарифа страховых взносов для ИТ-организаций, но это с миру по нитке. Итого получаем около 3.35 трлн рублей, или 56% от нынешнего дефицита.
Одним из инструментов покрытия дефицита выступает и девальвация, здесь хотелось бы подробнее. Россия отрезана от SWIFT и ЦБ устанавливает официальный курс валют на основе межбанковских конверсионных операций. Невозможность или ограниченность вывода валюты за рубеж вызывает ее накапливание внутри России, что вызывает укрепление рубля. Также для покрытия дефицита используется продажа валюты и золота из ФНБ, прибавьте к нему еще зеркалирование операций от ЦБ и получите укрепление национальной валюты. Напомню 1 рубль курса = 100 млрд рублей от экспорта. Итого, для борьбы с дефицитом, получили еще больший недобор от экспорта - с 5 по 30 декабря 2025 года Минфин продаст валюты объемом 14.54 млрд рублей в день для покрытия недостающей прибыли от экспорта, что укрепит рубль.
Какой-то порочный круг, да? Этот круг называется бюджетным правилом, которое хорошо показывало себя, но так ли оно эффективно в нынешних условиях? Бюджетное правило - это механизм перераспределения доходов от экспортных сырьевых сделок, призванное для балансировки бюджета и снизить зависимость экономики страны от цен на сырье. Получается, когда все хорошо - мы покупаем валюту и откладываем в резервы, а когда плохо - тратим. Но в нынешней ситуации такое правило работает криво, мы покупаем дорого, а продаем дешево, так как курс рубля полностью отвязался от цен на нефть из-за внешних факторов. Вот и возникает вопрос о целесообразности такой политики.
Конечно в ближайшие годы дефолт России никто не ждет, однако из долгосрочного прогноза на предстоящие 17 лет в оптимистичном сценарии дефицит бюджета достигнет 21.6 трлн рублей, или 2.9% от ВВП. Говорить о прогнозах и ожиданиях долгосрочных перспектив нецелесообразно, так как много внешних и внутренних факторов, которые могут сильно повлиять на ситуацию, неизвестно, будут с нами или нет.