16 декабря Верховный суд России принял решение по, пожалуй, самому скандальному и резонансному разбирательству за год - делу о продаже квартиры народной артистки Ларисы Долиной.
Эта история быстро перестала быть частным случаем, и по принципу домино повлекла за собой еще десятки, если не сотни, похожих разбирательств.
Детали обмана Долиной
Все дело в том, что Долина стала жертвой мошенников. Артистку «обрабатывали» с весны 2024 года. Аферисты звонили певице от лица правоохранителей и представителей Росфинмониторинга. Об этом Лариса Александровна сама рассказала во время недавного эфира на федеральном канале.
По словам Долиной, ее убедили в том, что ее средства в опасности, и даже показали документ, якобы подтверждающий, что некто пытается взять кредит на ее имя. В качестве доказательств даже показали паспорт злостного афериста. Правда, на фото красовался известный голливудский актер, исполнитель роли Человека-паука Том Холланд.
Но Долина заокеанского коллегу не распознала, и поверила всему, что ей сказали мошенники.
В итоге певица не только перевела свои деньги на «безопасные счета», но и согласилась продать квартиру в Хамовниках. Так что на протяжении всей сделки Долина верила, что участвует в «спецоперации» силовиков, и потом договор купли-продажи будет аннулирован.
Но вот только покупательница Полина Лурье и не догадывалась о мыслях Ларисы Александровны. Девушка подыскивала квартиру для себя и двоих детей, и поверила народной артистке.
В судах адвокаты покупательницы доказывали, что Долина осознавала свои действия, даже обсуждала, какую мебель заберет, а что оставит. Так что заподозрить неладное Лурье не могла. Тем более, все-таки звание народной артистки тоже дало повод довериться Долиной.
Но суды такого мнения не разделяли. Перед законом, конечно, все равны, но оказалось некоторые могут быть «равнее».
В итоге Хамовнический районный суд, Мосгорсуд и кассационная инстанция вернули певице квартиру, а Лурье отправили требовать уплаченные 112 млн рублей с мошенников.
«Долиной вернули и мне вернете»
Дело, конечно, притянуло к себе всеобщее внимание. Но его последствия оказались куда серьезнее. «Эффект Долиной» или «бабушкина схема» как лесной пожар распространился по всей стране. Пенсионерки одна за другой поняли, что оказывается так можно продать квартиру, а потом сказать, что ты обманут мошенниками, и получить не только деньги, но и с жильем остаться.
Да, неправильно утверждать, что эта мошенническая схема не существовала до дела Долиной, но такой массовости и целенаправленности точно не имела.
Например, в Туле семейная пара приобрела однокомнатную квартиру у 68-летней пенсионерки. Супруги оформили ипотеку под 28% на 13 лет, тщательно проверили квартиру и посоветовались с юристами. Продавец заверяла, что продает жилье, так как хочет переехать к дочери, а деньги ей отдать на погашение кредита.
И вот, когда супруги приехали за ключами, пенсионерка внезапно заявила, что никуда не собирается, так как продала квартиру под влиянием мошенников, а полученные деньги перевела «на безопасный счет».
По словам покупательницы, медицинские документы подтверждают, что пенсионерка психически здорова.
В одном из разговоров женщина заявила супругам: «Долиной вернули и мне вернёте, у вас ипотека — справитесь».
Вот и получалось, что добросовестные покупатели, которые выполнили все необходимые процедуры и заплатили деньги, остаются единственными пострадавшими во всей этой схеме. Риелторы, Госдума, эксперты - все забили тревогу из-за рисков полного коллапса рынка вторичного жилья.
Верховный суд
Решения судов не помогали, судьи вставали на стороны пенсионеров. Долиной тоже квартиру вернули, и на этом история могла просто получить печальное завершение, но Лурье сдаваться не собиралась. Женщина отправилась в Верховный суд, который наконец-то поставил точку в разбирательстве, а рынок недвижимости получил долгожданный прецедент - права покупателей будут защищены.
Решение высшей инстанции, которая постановила, что право собственности остается за покупателем - Полиной Лурье - стало ориентиром для аналогичных споров.
Ключевые выводы, которые сделала судебная коллегия Верховного суда:
1. заблуждение в мотивах совершения сделки не может служить основанием для ее оспаривания. То есть, уверенность Долиной в том, что следка будет аннулирована, является заблуждением относительно мотивов и последствий продажи, но не правовой природы самой сделки.
2. упор защиты Долиной на то, что она была под давлением мошенников, а Лурье как индивидуальная предпринимательница должна была тщательнее проверять обстоятельства сделки, ВС трактовал так: Долина и сама ИП, так что не могла не знать о юридических деталях купли-продажи, суды нижестоящих инстанций предлагали Долиной психолого-психиатрическую экспертизу, но ее адвокаты отказались, что ведет к неблагоприятным процессуальным последствиям.
3. Верховный суд подверг критике решения нижестоящих судов, отметив, что не было оснований одновременно признавать сделку недействительной и отказывать в возврате средств покупателю.
Теперь нет сомнений, что и прочие инстанции оставят это решение в силе, и Лурье въедет в эту квартиру. По сути, Верховный суд закрыл ящик Пандоры и учел народное мнение.
Долина бы только выиграла, если бы решения первых судов обязали ее отдать деньги Лурье. Но она, как в сказке про золотую рыбку, хотела получить все и сразу - и квартиру себе оставить и деньги не возвращать. А в финале осталась с тем же разбитым корытом.
Ну, может, она всё-таки сумеет забрать деньги у мошенников, ведь ее сторона настаивала на том, что деньги Лурье должны возвращать именно они. Значит, понимает, как их найти и заставить.
Дело Долиной обнажило сразу несколько системных перекосов: отсутствие единых критериев проверки осознанности продавца, неоднозначную судебную практику и фактическую незащищенность добросовестных покупателей.
Теперь, после решения ВС, эксперты уверены, ситуация на рынке «вторички» стабилизируется, но есть и одна весомая опасность - мошенники вполне могут трансформировать свои прежние схемы, и в новых ситуациях пострадавшей стороной будет уже продавец, который останется и без жилья, и без денег. Но залатать эти законодательные дыры теперь должна Госдума, которая готовит ряд мер по повышению прозрачности и защищенности сделок.