Найти в Дзене
Адвокат Юрий Баринов

Вместо прибавки к пенсии - атаки коллекторов

Иногда бывает, что одни юристы вынуждены разгребать последствия работы других. Прикрываясь дипломами, арендуя красивые офисы, «правоведы» разводят самых беззащитных граждан: пенсионеров, инвалидов, одиноких матерей. Как правило, их жертвы – это люди, живущие на пособия, но плохо разбирающиеся, кому и как их начисляют. Очевидно одно: лишних денег у них нет. Пенсионерке Надежде Б. позвонила дама с приятным голосом и осведомилась: не желает ли Надежда Ивановна получить доплату к пенсии. Дескать, юристы оценили трудовую жизнь Надежды Ивановны и выяснили, что она имеет право на дополнительные выплаты. Тут у человека с критическим мышлением уже сработал бы маячок: откуда частная юридическая контора имеет сведения о чужом трудовом опыте, болезнях и пенсионных начислениях. Но контора имела такое красивое название – «Эгида справедливости», что все сомнения рассеивались. Особенно у инвалида по зрению, Надежды Ивановны, которая подписала свой договор в буквальном смысле не глядя. Ее же убедили, ч
Шедеврум
Шедеврум

Иногда бывает, что одни юристы вынуждены разгребать последствия работы других. Прикрываясь дипломами, арендуя красивые офисы, «правоведы» разводят самых беззащитных граждан: пенсионеров, инвалидов, одиноких матерей. Как правило, их жертвы – это люди, живущие на пособия, но плохо разбирающиеся, кому и как их начисляют. Очевидно одно: лишних денег у них нет.

Пенсионерке Надежде Б. позвонила дама с приятным голосом и осведомилась: не желает ли Надежда Ивановна получить доплату к пенсии. Дескать, юристы оценили трудовую жизнь Надежды Ивановны и выяснили, что она имеет право на дополнительные выплаты. Тут у человека с критическим мышлением уже сработал бы маячок: откуда частная юридическая контора имеет сведения о чужом трудовом опыте, болезнях и пенсионных начислениях. Но контора имела такое красивое название – «Эгида справедливости», что все сомнения рассеивались. Особенно у инвалида по зрению, Надежды Ивановны, которая подписала свой договор в буквальном смысле не глядя. Ее же убедили, что терять она ничего не теряет, а приобрести может. Надо только кликнуть на помощь юристов.

Среди бумаг, подписанных в офисе, был не только договор на оказание юридической помощи – без всяких гарантий со стороны «юристов», но и кредитный договор. Юридическая помощь потянула на 130 тысяч рублей.

Вскоре пришло письмо от банка: пенсионерку поздравляли с удачной покупкой. Надежда Ивановна даже не поняла, о чем речь. А после первых же неплатежей проявились коллекторы: дочернее предприятие того же банка. В случае с «Т-банком» (на момент оформления кредита он был еще всем известным «Тинькоффом») взиманием долгов занималось ООО «ПКО «Феникс». Перспективы получались унылые: услугу пенсионерка получила (пусть эта услуга и не добавила к пенсии ни гроша), расплатилась за нее кредитными деньгами, а банк, чьи сотрудники сидели прямо в офисе «Эгиды» - вроде как не нес ответственности. Ни за действия хитроумных «юристов», ни за недальновидность клиентки.

Но именно за эту недальновидность – в прямом смысле – ухватился адвокат пенсионерки Юрий Баринов. Он выяснил, что заемщица не только является инвалидом по зрению, но и принимает успокоительные таблетки, после которых ей бывает трудно оценивать трезво реальность. Готовясь к суду, адвокат получил заключение психоневрологической экспертизы – и это помогло признать недействительным кредитный договор.

«Было важно, - говорит Юрий Баринов, - аннулировать не только кредитный договор и договор об оказании юридических услуг, но еще одну бумажку - согласие на обработку персональных данных. Почему? Да потому, что именно она дает свободу действий коллекторам».

По решению суда сделка признавалась недействительной, так что свой долг «Т-банк» теперь мог требовать разве что с самой «Эгиды справедливости». Мало того: на коллектора возложили расходы, связанные с проведением стационарной психиатрической экспертизы.

В 2021 году «Эгида справедливости» была громко ликвидирована, а двух ее сотрудниц привлекли к уголовной ответственности. Потом был суд, но он ничем не закончился: уголовное дело вернули прокурору. Тем более, что генеральный директор компании остался почему-то на свободе, а под удар попали рядовые сотрудницы. За время работы «Эгида» успела заключить сотни договоров на общую сумму в 17 миллионов рублей. Но это не значит, что всем клиентам конторы простили долги: с точки зрения банка, договор на оказание юридической помощи и договор на получение кредита не имеют никакой связи. Так что кредит платить все равно придется. Лишь единицы из числа клиентов нашли в себе силы обратиться в суд. Тяжбы длились годами, хотя суд в итоге принял решение в пользу клиенток «Эгиды справедливости», а саму «Эгиду» обязал возвратить полученные ею деньги.