Найти в Дзене
Адвокат Юрий Баринов

Что будет, если неправильно ставить птички при оформлении полиса

Недавно городской суд северной столицы рассматривал во второй инстанции дело по двум встречным искам. Гражданка судилась со страховой компанией, компания - с гражданкой. Первая требовала денег по полису, вторая пыталась признать полис недействительным. Все началось в 2017 году, когда некий гражданин Таранов купил себе в кредит машину «форд», а вдобавок к кредиту оформил еще и полис страхования жизни на три года. Он успешно вносил платежи, пока не вмешался несчастный случай. В июле 2018 года Таранов умер, а семье, помимо традиционных хлопот с похоронами, пришлось еще разбираться в спешном порядке с кредитом. Ведь просрочки всегда чреваты большими штрафами. Страховка, которая была обязательным условием кредита, охватывала все варианты несчастий: смерть, болезнь, нетрудоспособность. При заключении договора Таранов, как и положено, заполнил анкету: указал, что не страдает хроническими заболеваниями. Заболевания, которые могли бы осложнить выдачу полиса, в договоре перечислялись. Так что Та
шедеврум
шедеврум

Недавно городской суд северной столицы рассматривал во второй инстанции дело по двум встречным искам. Гражданка судилась со страховой компанией, компания - с гражданкой. Первая требовала денег по полису, вторая пыталась признать полис недействительным.

Все началось в 2017 году, когда некий гражданин Таранов купил себе в кредит машину «форд», а вдобавок к кредиту оформил еще и полис страхования жизни на три года. Он успешно вносил платежи, пока не вмешался несчастный случай. В июле 2018 года Таранов умер, а семье, помимо традиционных хлопот с похоронами, пришлось еще разбираться в спешном порядке с кредитом. Ведь просрочки всегда чреваты большими штрафами.

Страховка, которая была обязательным условием кредита, охватывала все варианты несчастий: смерть, болезнь, нетрудоспособность. При заключении договора Таранов, как и положено, заполнил анкету: указал, что не страдает хроническими заболеваниями. Заболевания, которые могли бы осложнить выдачу полиса, в договоре перечислялись. Так что Таранов поставил десять прочерков напротив указанных болезней, расписался, уплатил страховой взнос и получил полис на руки.

На вскрытии выяснилось, что причиной внезапной смерти в молодом возрасте стал оторвавшийся тромб. У умершего были наследники, которые приняли наследство, как и положено, - вместе с кредитом. Поскольку внезапная смерть Таранова была застрахована почти на миллион, наследники рассчитывали выплатить кредит за счет денег по полису. Ведь именно для этого люди и оформляют страховку.

Но в выплате было отказано.

В страховой компании сказали, что просто так тромб оторваться не мог – наверняка Таранов имел хроническое заболевание вен, но скрыл эту информацию при заключении договора. А раз он повел себя так непорядочно… - последствия понятны. Договор признается недействительным, выплат по нему не будет.

Посмертная медицинская экспертиза – удовольствие дорогое, но страховая компания на нее пошла. Хитрость заключалась в том, что, принимая от родственников Таранова иск, страховщики тоже подали иск, встречный, - а Тарановых об этом не проинформировали. Во встречном иске значилась именно эта претензия: погибший-де оказался недобросовестным клиентом, скрывающим свои болезни.

Семью наследников об этом не известили – и они благополучно пропустили срок исковой давности, не имея понятия о том, что полис был признан недействительным. И все так же ждали, что страховщики погасят их долг перед банком.

Впрочем, именно это обстоятельство помогло им добиться справедливости в городском суде.

Адвокат семьи Тарановых Юрий Баринов обратил внимание, что страховая компания так и не предоставила доказательств того, что покупатель «форда» намеренно ввел страховщика в заблуждение. О своем диагнозе и о хроническом его течении он мог и не знать. А именно умышленность действия – или бездействия – становится основанием, чтобы признать клиента недобросовестным.

Так или иначе, в анкете, заполняемой Тарановым у страховщика, был список болезней, но заболевания вен в нем отсутствовали.

В результате апелляционная инстанция постановила выплатить наследникам не только страховую выплату, но и штраф. Исковые суммы были несколько снижены, но основную часть требования Тарановы получили. В частности, 809 тысяч рублей по страховому полису, которые были незамедлительно переведены в банк на погашение кредита. Еще 68 тысяч страховая компания перевела уже лично семье Тарановых – в счет тех кредитных взносов, которые семья сделала в ожидании решения суда. Сюда же добавились 107 тысяч неустойки, компенсация морального вреда и расходы на юриста.

С решением можно ознакомиться на сайте Городского суда Петербурга.

А покупателям машин и, главное, их наследникам, следует усвоить урок: все анкеты будут, в случае чего, внимательно изучаться. За миллионный профит страховая компания проведет и посмертную экспертизу. И если хроническая болезнь фигурировала в медицинской карточке, этого лучше не скрывать. А скрывая – осознавать последствия.