Найти в Дзене

Баба Яга спасает Новый год: почему стоит пересмотреть свои впечатления о новогодней фэнтези

В декабре 2024-го на российские экраны вышла долгожданная вторая часть истории о Бабе Яге. На этот раз деревянные избушки и лесные тропы уступают место противостоянию с Ледяной королевой, которая мечтает скованить ледяной цепью весь мир. Спасать человечество предстоит легендарной колдунье леса вместе с Дедом Морозом, его внучкой, озорной Кикиморой и кучей простых смертных. Казалось бы, сюжет обещает быть по меньшей мере интересным, но в исполнении режиссёра картина получилась довольно неоднозначной. История начинается совсем незатейливо. Мальчик по имени Юра, не подозревая о последствиях, случайно разбивает оковы, удерживавшие Ледяную королеву в плену столетиями. Та немедленно требует мести на того, кто её когда-то заколдовал, — на Деда Мороза. Юра же становится её живым трофеем, ведь именно его проступок позволил ей вырваться на волю. Логика та же, что в классической «Снежной королеве», вот только главные роли теперь исполняют совсем другие персонажи. Вместо Кая — наш Юра, вместо Гер
Оглавление

В декабре 2024-го на российские экраны вышла долгожданная вторая часть истории о Бабе Яге. На этот раз деревянные избушки и лесные тропы уступают место противостоянию с Ледяной королевой, которая мечтает скованить ледяной цепью весь мир. Спасать человечество предстоит легендарной колдунье леса вместе с Дедом Морозом, его внучкой, озорной Кикиморой и кучей простых смертных. Казалось бы, сюжет обещает быть по меньшей мере интересным, но в исполнении режиссёра картина получилась довольно неоднозначной.

Что же на самом деле происходит на экране

История начинается совсем незатейливо. Мальчик по имени Юра, не подозревая о последствиях, случайно разбивает оковы, удерживавшие Ледяную королеву в плену столетиями. Та немедленно требует мести на того, кто её когда-то заколдовал, — на Деда Мороза. Юра же становится её живым трофеем, ведь именно его проступок позволил ей вырваться на волю. Логика та же, что в классической «Снежной королеве», вот только главные роли теперь исполняют совсем другие персонажи. Вместо Кая — наш Юра, вместо Герды с её друзьями — целый сборный отряд из лесных существ и обычных людей. Им предстоит не только спасти мальчика от гибельного очарования, но и помешать полюсу завладеть миром.

-2

Казалось бы, все необходимые ингредиенты для увлекательного приключения уже на месте. Герои готовы к испытаниям, поставлены высокие ставки, даже антагонист выглядит достаточно грозным. Но вот беда: всё, что происходит перед зрителем, почему-то не захватывает. Энергия картины просто куда-то исчезает, словно её кто-то незаметно выпустил из неё.

Ритм кино работает вразрез с самим собой

Главная проблема заключается в том, что динамика фильма подводит его на каждом шагу. Множество сцен кажутся растянутыми, будто режиссер специально задерживает моменты, чтобы дать аудитории время переварить очередную попытку юмора. Герои застывают в кадре неестественно, не живут в нём, а словно маячат, ожидая следующей команды. Создаётся странное ощущение, что ты смотришь не фильм, а праздничное театрализованное представление при ёлке — то самое, где вот-вот актёр обратится к зрителям с просьбой помочь зажечь волшебную звезду.

-3

Здесь мог бы помочь грамотный монтаж, способный подправить эту неловкость. Однако авторы явно решили сохранить максимум отснятого материала либо придерживаться заданного хронометража. В результате получилось кино, которое попросту провисает, где часто никаких действий не происходит. Актёры действительно выглядят так, будто ждут очередного сигнала.

Звуковое оформление тоже не спешит выручать фильм. Полтора часа — и буквально на протяжении всего времени висит музыкальное сопровождение. К середине просмотра эти звуки превращаются в обычный белый шум, и эффективность их воздействия тает как снег весной. После того как роликовые титры, ни одна из мелодий в памяти не остаётся. Обидно признавать, но именно это я помню про этот фильм — полосу звука вместо полосы впечатлений.

Визуальное исполнение оставляет желать лучшего

На протяжении последнего пятилетия сказочные картины стали гордостью отечественного кино. Легко предположить, что сценаристы и режиссёры уже разгадали универсальный рецепт успешного фильма: достаточно щедро кормить зрителя роскошными декорациями и безумно красивыми костюмами. Именно это зачастую становится спасением при других недочётах.

Но «Баба Яга спасает Новый год» постоянно переводит дыхание и не позволяет полностью погрузиться в сказку. Словно авторы сознательно напоминают публике о том, что видимое на экране — всего лишь выдумка. На краю леса, где обитает волшебница, торчат нарочито-сказочные грибы. Она же парит в своей ступе на фоне совершенно неподвижного небосвода. Кажется, гравитация в волшебной реальности вообще не работает.

-4

Кое-какие локации смотрятся так, словно их попросту скопировали из голливудских кинокартин. В одной из сцен героиня спускается на склад, где хранятся нити судьбы богини Марены. Визуально это место поразительно напоминает память Райли из анимационного фильма про эмоции. Вот только эта локация совершенно не вписывается в волшебный мир, который построили авторы. Она смотрится инородной рядом с ядовито-зелёным лесом и ледяным дворцом королевы.

Костюмы подводят ещё больше. Они буквально снижают впечатление от образов персонажей и вызывают у зрителя некоторое замешательство. Возьмём Ледяную королеву: её корона и плащ смотрятся по-дешёвому, будто пластмассовые. Добавьте сюда интенсивный голубой грим — и вот перед вами уже не грозная антагонистка, а кукла из какого-то странного спектакля. А главная колдунья? После событий первого фильма она облачилась в обычное трикотажное платьице и намотала себе на шею розовый платок. От того самого аутентичного образа не осталось и следа.

Персонажи предсказуемы в своей наивности

Когда в кино есть по-настоящему яркие и запоминающиеся герои, становятся терпимыми даже грубые ошибки производства. Но не в этом случае. Персонажам просто не удаётся завладеть вниманием: за их похождениями неинтересно следить. Все действующие лица скроены по шаблону. Главная злодейка постоянно сохраняет строгое выражение лица, разговаривает громко и властительно. Герои добра, напротив, излучают благодушие, редко гневаются и быстро приходят в себя при редких всплесках эмоций.

На протяжении всего сюжета персонажи практически не видоизменяются и не получают никаких уроков. Благодаря этому их дальнейшие поступки легко угадываются заранее. Ты уже знаешь, как они себя поведут в следующей сцене, как отреагируют на ту или иную беду. Единственный персонаж, который всё же немного эволюционирует, — это отец Юры, Андрей. Он превращается из холодного рационалиста-физика в человека, который наконец-то осознаёт: мальчику нужны не только учёба и дисциплина, но прежде всего родительская любовь и забота. Правда, для такого озарения потребовалось спасать планету от вечных льдов и верить в чудо.

Главное, что остаётся после просмотра

Если честно, это кино оставляет послевкусие неудовлетворённости. Идея была хороша, потенциал большой, а исполнение оказалось недостаточно тщательным. Кажется, создатели выбрали путь наименьшего сопротивления: пышные декорации заменят глубину, музыка затушует недостатки ритма, а ностальгия по детству простит все грехи. Но зритель куда внимательнее, чем рассчитывали авторы. Он видит каждый неудачный переход, каждый затянутый момент, каждого деревянного персонажа.

«Баба Яга спасает Новый год» — это как попытка пересказать любимую сказку, когда устал от жизни и рассказываешь на полусогнутом. Что-то там осталось от оригинала, какие-то моменты даже трогают, но целиком картина не складывается в нечто законченное и верное. Может быть, для кого-то этого хватит — для маленьких детей, для тех, кто смотрит кино в полусне перед ёлкой. Но взрослый зритель с опытом, скорее всего, подметит все эти косяки. И главное — не сможет просто так их забыть.