Найти в Дзене

О кротости

Нам кажется, что мы являемся добрым и хорошим человеком, живем в любви к ближнему, стараясь соблюдать заповеди и не грешить... Но верно ли это наше представление о себе? Ведь, если бы мы на самом деле любили людей, мы бы на них не злились, не обижали их, не осуждали... Даже если бы ясно видели некий недостаток у ближнего, мы бы нашли для него оправдание и проявили бы сочувствие к человеку,

"Легко любить все человечество, 
соседа полюбить сумей."/ Кайсын Кулиев
"Легко любить все человечество, соседа полюбить сумей."/ Кайсын Кулиев

Нам кажется, что мы являемся добрым и хорошим человеком, живем в любви к ближнему, стараясь соблюдать заповеди и не грешить... Но верно ли это наше представление о себе? Ведь, если бы мы на самом деле любили людей, мы бы на них не злились, не обижали их, не осуждали... Даже если бы ясно видели некий недостаток у ближнего, мы бы нашли для него оправдание и проявили бы сочувствие, великодушие, и делясь своей силой духа, поднимали бы его, а не презирали через осуждение и нелюбовь, считая себя лучше. 

Сознание человека погружается в бинеры типа "плохо/хорошо" именно при оценочных суждениях. То есть если человек категоричен в мнении, давая оценку событию или явлению с позиции "хорошо" или "плохо", то это говорит о погружении его сознания в дуальные суждения, которые не всегда объективно описывают сложную реальность. То же само происходит и при нашей оценке поведения людей.

На самом деле, все не так просто, как нам кажется на первый взгляд, если смотреть на мир и людей с точки зрения Божественной логики, то есть наддуально. Признаемся, что сами мы часто не видим бревна в глазу своем, зато замечаем соломинку в глазу другого.  Эту скрытую от нас тайну и приоткрывает кротость как  состояние, приближающее нас к смирению.

Мы должны понимать и принимать Божий промысел о нас, а также не вмешиваться в волю Бога и о других людях, а стараться им помогать  "нести бремена друг друга". На практике это значит не роптать, а благодарить Господа за таинственное попечение о нас и о наших ближних, пусть пока скрытое и непостижимое нашей душе. Надо довериться Богу и верить, что он все устраивает налучшим образом, даже если мы это сразу не понимаем. 

Бог дает людям то, что считает нужным для их духовного развития, посылая нужные для этого испытания. Главное не противиться его воле, а принять, и постараться найти хорошее даже в якобы "плохом" событии, стараться поискать хорошее в других людях, промыслительно посылаемых нам, не осуждая их за недостатки и ошибки.

Чтобы стать ближе к истине, а значит и к Богу, нужно постоянное познание себя и проявление внимания к своей греховности — это и есть тот единственно верный путь к наработке в своей душе духа кротости и, как следствие, прекращению какого-либо стремления к осуждению и неприятию других людей.

Кротость — это особое качество души, которое не дается просто так, а должно нарабатываться усилием воли и сопровождает только духовно сильного человека. Это качество нередко  противопоставляют гневливости и ропоту на Бога и людей. В кротком человеке нет претензий и осуждения по отношению к другим, а потому он незлоблив и в нем нет никакого сопротивления как к окружающим людям, так и к происходящим событиям.  

Если что-то вдруг идёт не по его сценарию, он не будет проявлять неудовольствия. В нём пропадает свойственная многим горделивым людям значимость,  тяжеловесность. Такого человека словно становится мало, и хотя он старается быть незаметным, люди чувствуют его доброту и внутреннюю  мягкость, проявляющуюся в простоте общения, тихости голоса, доброжелательном настрое. И потому часто ищут общения с таким человеком, чувствуя, что ему можно довериться —он  выслушает, поймет, подскажет, рядом с ним проходит тревога и становится спокойно. Люди как-бы заряжаются его энергетикой и мирным расположением духа.

Как правило  такие люди — это люди поступка. И хотя все их дела не громки, но они приносят окружающим максимальную пользу. И если кроткий человек говорит, то его слова вески, они не цепляют и не ранят, они взвешенны и всегда по существу вопроса — не оставляют на сердце едкую горечь, даже если содержат  замечания или аккуратно высказанные обличения.

Дух кротости, точно так, как и дух любви, милости, смирения и долготерпения, — это подарок от Бога. Это особое действие в нашем сердце Божественной благодати. А потому естественным образом он не возникает в душе. Для этого необходимо духовно потрудиться, открыв свое сердце Богу и людям.  Каким же образом? Ответ один — наблюдая за собой.

Есть такая важная духовная закономерность: если человек ведёт духовную жизнь, если он ежеминутно отслеживает, что в данный момент происходит в душе у него самого, пытается осознанно разобраться в глубинных мотивах и целях своих собственных чувств, мыслей, слов и поступков, то он становится мягким и снисходительным в отношении к окружающим. Он видит, что сам далёк от совершенства и в нём самом есть те недостатки, которые присутствуют в других людях. Он это признаёт не умом, не абстрактно, а ощущает всем своим существом. Поэтому  десять раз подумает перед тем, как высказать свое мнение и если скажет, то скажет словно о себе, тактично и аккуратно и к месту — поделится своим опытом и тем, как он сам справляется с собственными дефектами и недостатками.

А потому это не будет другим воспринято как замечание, а как помощь ближнему и внимание к его проблемам, без отождествления человека с его грехом. Кроткий человек как-бы ставит себя на одну ступеньку с тем, кому помогает советом и потому эта помощь воспринимается как дружественная, а не как нотация или претензия. Зачастую человек кроткий чаще пребывает в молчании, так как а первую очередь он сосредоточен на работе с собственной душой. У него нет никакого желания что-то кому-то доказывать, объяснять или поучать, проявляя высокомерие. Это нарушает его внимание и сосредоточенность к тому хрупкому миру, который живёт у него внутри. И если он и делает это, то лишь потому, что сами люди обращаются к нему и просят поделиться тем, как он смог приобрести такое мирное устроение души и всегда стабильное, спокойное внутреннее состояние.

Кротость - одно из качеств Господа Иисуса Христа, проявлявшееся во время Его земного служения в покорности воле Отца, в незлобии, выражаемом даже по отношению к искушавшим Его противникам, готовности искренне прощать врагов, в благоразумной уступчивости, покорности Промыслу Божьему.

К этому призваны и мы с вами. Больше наблюдая за собой, за движениями собственного сердца, за чувствами, мыслями, словами и поступками, мы учимся заниматься тем, что в христианстве называется духовным деланием. И тогда однажды заметим, что ровно в той степени, в какой мы проявляем усердие в этой работе, нам меньше хочется обращать внимания на других, делать им замечания, видеть в них врагов, высказывая свои претензии. Нам становится легче нести бремя их недостатков, так как это просто перестает нас особо волновать. И люди, ощущая наш внутренний покой и умиротворение, чувствуя наше изменение, благожелательность к окружаюшим, начинают сами тянуться к нам, просят у нас совета и внимательно прислушиваются к нашим словам. 

Кротость воспринимается нами как всепрощающая мягкость Бога, присущая Ему и выражающаяся в благости и снисхождении к падшему и страдающему человечеству, в желании спасения всех людей и в излиянии Божественной любви-агапе на всех без исключения.

Кротость есть тихое и доброе расположение духа, когда человек ко всему относится спокойно, доверяет Богу, ни о чем не беспокоится, на людей не раздражается, не возмущается, не гневается, не платит злом за зло, обидою за обиду, может терпеливо переносить несправедивые унижения от людей и охотно прощает, снисходительно относясь к недостаткам других, любовно исправляя их. 

Высочайший пример кротости мы имеем в лице Иисуса Христа, сказавшего о Себе: "научитесь от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем" (Мф.11:29), а также в лице апостолов, о которых апостол Павел говорит: "злословят нас, мы благословляем, гонят нас, мы терпим, хулят нас, мы молим" (Кор.4:12).

А вот, что советует нам Святитель Тихон Задонский:

" Ненавидь вражду, а не человека; истребляй ненависть его, которая любовью и терпением истребляется. Думай о нем не как о враге твоем, но помышляй, что он брат твой, создание Божие, человек, по образу Божию созданный, Кровию Сына Божия искупленный, к тому же блаженству вечному призванный, диаволом подстрекаемый, а не сам собою он гонит тебя; и ты на этого врага возлагай вину. Не рассуждай о том, что он тебе делает, но рассуждай, что тебе с ним нужно делать, и что закон Христов велит, и как бы с ним помириться. Молись Тому, Который велел любить врагов, чтобы дал тебе духа любви и кротости побеждать природную злобу."

Необходимо уделить внимание исследованию наших собственных сердец и мотиваций, прежде, чем позволить себе судить о других и пытаться их перевоспитывать. Верующие призываются исправлять впавших в грех с духом кротости, неся бремена друг друга с любовью. Библейское учение об осуждении других основано на принципе любви. Воплощая дух сострадания, прощения и понимания, христиане могут отражать любовь Божию и исполнять истинную суть заповедей.