Моё непреклонное мнение о том, что почти все успешные предста-вители актёрской профессии в той или иной степени "играют в кадре самих себя в жизни" Юрий Нику-лин только укрепил. Все мы по-мним его по роли Балбеса - ху-лиганистого пьяницы с кримина-льным оттенком, "соединительным звеном" между малодушным Тру-сом-Вицыном и авторитетным, "прожжённым" Моргуновым-Бы-валым, но о том, что, даже, эти простые роли Никулин поначалу играть не хотел и боялся стать "заложником образа комедийного простачка" знают, далеко не все...
История прихода Юрия Никулина в профессию актёра не имеет ничего общего с классическим сценарием «талант заметили сразу». Напротив, его путь начинался с череды отка-зов, которые могли бы навсегда "за-крыть дорогу в искусство".
После демобилизации в 1946-м Ни-кулин, уже мечтавший о сцене, ре-шил поступать в театральные вузы Москвы. Его первой целью стал ВГ-ИК, но приёмная комиссия не уви-дела в худощавом, застенчивом мо-лодом человеке с простоватой вне-шностью будущую звезду. Как позже вспоминал сам Никулин, ему прямо сказали, что для кино он не подхо-дит.
Попытка поступить в ГИТИС также не принесла успеха. Там ситуация повторилась: абитуриент не прошёл конкурс, а члены комиссии сочли его данные недостаточно яркими для драматической сцены. В после-военные годы театральные школы искали героические, выразительные типажи, а Никулин с его мягкой интонацией, немного наивной улы-бкой и отсутствием внешней эффе-ктности не вписывался в эти пре-дставления.
Но этот человек отличается недю-жинной внутренней силой и упорст-вом. А ещё своим мнением. Он "го-рел" целью и, со временем, её до-стиг.
Для многих подобный двойной от-каз стал бы серьёзным ударом. Од-нако Никулин не отказался от своей мечты. Он принял решение искать другой путь — не через кино и дра-матический театр, а через цирк. Это решение оказалось судьбоносным. В 1948 году он был принят в студию разговорного жанра при Моско-вском цирке на Цветном бульваре. Именно там он начал формирова-ться как артист, оттачивая чувство ритма и умение работать с залом.
Кинематографическая карьера Юрия Никулина началась, по ме-ркам профессии, удивительно по-здно — в 36. В этом возрасте многие актёры либо закрепляются в амплуа, либо постепенно сходят с авансце-ны. Однако для Никулина это стало началом нового этапа жизни.
К этому времени он уже был изве-стен как цирковой артист. Работа клоуном дала ему уникальный опыт взаимодействия с публикой и уме-ние говорить без слов. Именно эти качества заметили режиссёры, ко-торые искали нетипичных исполни-телей для комедийного кино конца 1950-х годов. К тому же Никулин был мастером юмора — он с 15 лет собирал анекдоты, и его копилка насчитывала более шести тысяч ис-торий и шуток.
Дебюты Никулина в кино были эпизодическими. Его первые роли не предполагали мгновенной славы, однако зрители начали обращать внимание на необычную органику актёра. Дебютировал в кино Нику-лин, исполнив роль пиротехника-неудачника в фильме «Девушка с гитарой». Он не играл комедию в привычном смысле — он существо-вал в кадре естественно, словно случайный человек, попавший в абсурдную ситуацию.
Всенародную славу Никулину при-несла роль Балбеса в короткоме-тражке «Пёс Барбос и необычный кросс», где впервые на экране по-явилась знаменитая троица: Трус, Балбес и Бывалый.
Один из самых известных и одно-временно парадоксальных эпизодов в биографии Юрия Никулина связан со съёмками фильма Леонида Гай-дая «Бриллиантовая рука». Картина стала классикой советской комедии, а образ Семёна Горбункова — од-ним из самых узнаваемых.
В подвале гостиницы, где жили ак-тёры, была оборудована реквизи-торская. В ней, помимо прочего, хранилась фигура героя Никулина, которую согласно сценарию должны были сбрасывать с высоты 500 ме-тров. Манекен лежал под просты-нёй. Однажды уборщица, наводи-вшая порядок в помещении, из лю-бопытства приподняла ткань и ре-шила, что перед ней лежит мёртвый Никулин. Слух о «смерти» актёра довольно-таки быстро разошёлся по стране, поскольку любопытная убо-рщица работала ещё и в аэропорту.
Сегодня трудно представить сове-тское кино без «Кавказской пле-нницы», а роль Балбеса кажется не-отделимой от образа Юрия Никули-на. Однако мало кто знает, что актёр изначально относился к этому про-екту с большим скепсисом и даже не хотел принимать участия в съёмках.
На момент начала работы над фи-льмом Никулин уже был известен публике, но по-прежнему оставался крайне осторожным в выборе ро-лей. Он болезненно относился к по-вторению образов и опасался стать заложником одного амплуа.
Сценарий «Кавказской пленницы» показался ему слишком гротескным, а персонаж — чрезмерно условным. Актёр опасался, что фильм может не найти отклика у зрителей, а его уча-стие будет выглядеть вторичным по-сле предыдущих комедийных успе-хов.
Кроме того, Никулин сомневался в самом замысле. Юмор, построенный на эксцентрике и карикатуре, каза-лся ему рискованным. Он не раз говорил, что комедия требует осо-бой точности: если зритель не по-верит героям, смех сменится ра-здражением. Впрочем, как и про-фессия клоуна. Давно когда-то брал интервью у клоуна московского ци-рка и тот говорил нечто подобное про свои антрепризы.
Решающую роль сыграл Леонид Га-йдай, который сумел убедить Нику-лина в потенциале фильма. Режи-ссёр подробно объяснил концепцию образа, подчеркнув, что за внешней наивностью персонажа скрывается человеческая логика и внутренняя цельность. Это убедило актёра.
В багаже Юрия не только комедии. Как талантливый актёр, он реализо-вался и в драматических ролях — так, в ленте «Когда деревья были большими» он щемяще сыграл бы-вшего фронтовика, выдающего себя за отца девушки-сироты, картина «Они сражались за Родину» заста-вила его окунуться в военное про-шлое, а в «Чучеле» Никулин вопло-тил образ деда главной героини, ко-торую травят одноклассники...
Настолько насколько персонаж Никулина был нестандартным, ак-тёром "со своим лицом" в кино, на-столько и необычной была его жизнь. Например, с будущей женой он познакомился Будучи студентом циркового училища. Однажды кло-уну Карандашу, у которого Юрий работал ассистентом, для номера потребовалась лошадь. Трёх деву-шек из Тимирязевского училища, занимавшихся ее дрессировкой, пригласили посмотреть выступле-ние в цирке. Во время исполнения номера произошёл несчастный слу-чай: Никулин попал под ноги ска-куна. Окровавленного циркача от-везли в больницу. Таня одной из пе-рвых приехала навестить пострада-вшего. Так завязалась их дружба. А через полгода ухаживаний, прогулок и встреч молодые люди поженились.
Вместе Татьяна и Юрий Никулины прожили 47 лет. У них родился сын Максим, который подарил родите-лям троих внуков.
Другие интересные факты из жизни Юрия Владимировича, ведущего юмористической программы-клуба "Белый Попугай" (помните такую?), актёра, клоуна и директора цирка на, Цветном бульваре в следующей публикации.
Продолжение следует