Найти в Дзене

"Дайте жалобную книгу"

У граждан появится ещё один дополнительный инструмент для жалоб на противоправные действия сотрудников коллекторских агентств - форма на портале Госуслуг, сообщает "Российская газета". Появится правда, в "ближайшее время", но, если верить Федеральной службе судебных приставов (ФССП), появится точно. В преддверии этого события вспомним, на что, собственно стоит жаловаться гражданам, чьи права были ущемлены работниками "паяльника и утюга" и куда можно адресовать обращение, пока форма на портале Госуслуг не появилась. В 2024 году россияне подали в ФССП 51,8 тыс. жалоб на действия коллекторов, показав уверенный рост количества по сравнению с предыдущими годами. Жаловаться стало проще, однако обоснованными были признаны лишь чуть более 9 тыс. от общего объёма.
Работа коллекторов регулируется Законом 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности...", в народе называемым "антиколлекторским", в котором содержа
Оглавление

На коллекторов можно будет жаловаться через Госуслуги.

Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников

У граждан появится ещё один дополнительный инструмент для жалоб на противоправные действия сотрудников коллекторских агентств - форма на портале Госуслуг, сообщает "Российская газета".

Появится правда, в "ближайшее время", но, если верить Федеральной службе судебных приставов (ФССП), появится точно. В преддверии этого события вспомним, на что, собственно стоит жаловаться гражданам, чьи права были ущемлены работниками "паяльника и утюга" и куда можно адресовать обращение, пока форма на портале Госуслуг не появилась.

"На что жалуетесь?"

В 2024 году россияне подали в ФССП 51,8 тыс. жалоб на действия коллекторов, показав уверенный рост количества по сравнению с предыдущими годами. Жаловаться стало проще, однако обоснованными были признаны лишь чуть более 9 тыс. от общего объёма.

Работа коллекторов регулируется Законом 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности...", в народе называемым "антиколлекторским", в котором содержатся основные ограничения работы профессиональных взыскателей: количество звонков/выездов/сообщений, время, в которое можно осуществлять взаимодействие и т.п.

По идее, любое нарушение 230-ФЗ может послужить основанием для жалобы, однако, чтобы жалоба была рассмотрена по существу и её конечная цель в виде наказания виновных была достигнута, следует помнить о некоторых правилах подачи обращения.

Оформляем жалобу правильно.

Адекватная жалоба отличается от обычной кляузы тем, что в первом случае заявитель предоставляет вместе с жалобой доказательную базу и адекватное описание проблемы, а не набор эмоциональных фраз, которые, как говорится, к делу не пришьёшь. Поэтому, грамотная жалоба всегда "начинается с начала".

С начала разговора, если речь идёт о неправомерных действиях телефонных коллекторов. Телефонный разговор с коллектором - вещь непредсказуемая и неизвестно, на какой ноте она может закончится, поэтому ещё до его начала можно сделать скриншот экрана телефона, который зафиксирует номер телефона звонящего или присвоенный номеру маркер (электронную подпись, обязательную для учреждений, осуществляющих массовые вызовы), а также время звонка.

Как только Вы ответите на звонок, Вы должны обязательно услышать представление по полной форме: ФИО, должность, компания - это требование закона. Если этого не происходит, можно смело прерывать разговор или потребовать от коллектора назвать полные данные.

Когда первые два пункта успешно выполнены первые, Вы уже точно знаете, на кого, в случае негативного сценария разговора, можно оформить жалобу.

Также, для объективной оценки Вашей жалобы рекомендуется вести запись разговора: это знают все и это избитая истина. Однако, помимо записи разговора, в описательной части жалобы, необходимо акцентировать внимание на моментах в разговоре, которые, на Ваш взгляд, являются явными нарушениями со стороны коллектора: это поможет сотрудникам контролирующего органа объективно оценить ситуацию.

Небольшой чек-лист по подаче жалобы:

  • фиксируем время звонка и номер телефона (маркер);
  • фиксируем компанию, должность и ФИО сотрудника;
  • фиксируем сам разговор на диктофон или приложение для записи разговоров на смартфоне;
  • в описательной части жалобы указываем на явные нарушения прав заёмщика.

Куда жаловаться?

Существует три действительно рабочих инструмента для подачи жалоб и, для надёжности, лучше обращаться во все сразу - это точно остудит пыл особо рьяных взыскателей.

  • СРО "МиР". Саморегулируемая организация "Микрофинансирование и Развитие" является неким профсоюзом микрофинансистов, в котором состоят все крупные (и не очень) игроки рынка. СРО рассматривает все категории жалоб: от незаконных условий договора до действий коллекторов. Реагирует оперативно и, в большинстве случаев, можно добиться адекватного ответа. Подать можно как заказным письмом, так и через электронную приёмную;
  • НАПКА. Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств - профессиональное сообщество коллекторов. Как ни крути, а рынок взыскания в России, медленно, но верно становится более цивилизованным. Жалоба в НАПКА - вполне рабочий инструмент, если Вы считаете, что Ваши права были нарушены коллекторами;
  • ФССП. Федеральная служба судебных приставов - это уже надзорный, осуществляющий правомерность работы коллекторов и МФО.

В любом случае, подавая жалобу, необходимо запастись крепкой доказательной базой, чтобы все потраченные усилия не пропали зря.