Королевская академия живописи и скульптуры / Academie royale de peinture et de sculpture была основана по официальному ходатайству к Людовику XIV в 1648 году и созданная по образцу итальянских академий, существовавших в предыдущем столетии.
Она ставила перед собой цель развивать изобразительное искусство и повышать статус живописцев и скульпторов во Франции посредством довольно свободной программы художественного образования, основанной на теоретических лекциях и курсах рисования с натуры.
В 1663 году она попала под покровительство Жана-Батиста Кольбера, который стремился использовать академические учреждения как инструменты для прославления короля.
Первый канцлер Королевской академии, Шарль Лебрен, учредил серию конференций, посвященных живописи из королевской коллекции.
Именно во время этих лекций в 1671 году разгорелась дискуссия о соотношении цвета и линии, которая совпала с более широкой интеллектуальной борьбой между античными и современными художниками.
На протяжении большей части XVII века линия доминировала в академическом преподавании благодаря акценту на рисунке.
Однако к 1690-м годам теории Роже де Пиля стали прославлять цвет в живописи за его уникальную способность воздействовать на воображение.
Идеи де Пиля имели центральное значение для следующего поколения художников, многие из которых, такие как Антуан Ватто, предпочли работать вне официальных академических структур.
Институциональная структура Королевской академии способствовала формированию иерархии жанров.
Только те члены, которые были приняты в качестве исторических живописцев или скульпторов (использовавших в качестве сюжетов исторические, мифологические или библейские истории), могли стать профессорами, и высшие должности занимались из числа профессоров.
Главный художник короля всегда избирался из числа академических художников, специализирующихся на исторических картинах, и эту должность занимали ведущие художники, в том числе Антуан Куапель (служивший регенту Филиппу II, герцогу Орлеанскому, в этом качестве с 1715 по 1722 год);
Шарль-Антуан Куапель (с 1747 по 1752 год);
Карл Ван Лоо (с 1752 по 1765 год);
Франсуа Буше (с 1765 по 1770 год);
и Жан-Батист Пьер (с 1770 года).
Эти правила и привилегии ставили исторические сюжеты выше всех остальных категорий, включая портреты, пейзажи и натюрморты.
Ряд ведущих художников были приняты не как исторические живописцы, а как художники, работающие в жанрах "галантных сцен" (категория, созданная для Ватто),
"животных и фруктов" (Жан-Батист-Симон Шарден)
и "жанровых сцен" (Жан-Батист Грёз).
Таланты женщин-художниц также поощрялись и в "менее значимых" жанрах, правда число женщин-членов ограничивалось всего четырьмя одновременно.
Поскольку женщинам был запрещен доступ к академическим классам рисования, которые обеспечивали базовую подготовку для изображения исторических сюжетов с упором на обнаженное тело, у таких художниц, как Мари-Элизабет-Луизы Виже-Лебрён, Аделаида Лабиль-Гиар и Анна Валлайe-Костeр, практически не оставалось выбора, кроме как специализироваться на портретной и натюрмортной живописи как жанрах, считавшихся подходящими для их пола.
В XVIII веке Королевская академия спонсировала художественные премии для своих студентов, такие как Римская премия, и регулярно проводила выставки работ своих членов, известные как Салоны.
Эти мероприятия расширили доступ к современной живописи и скульптуре и способствовали развитию нового и влиятельного голоса искусствоведа, который не был ни практикующим художником, ни опытным коллекционером, а претендовал на то, чтобы судить об искусстве от имени публики.
За пределами официальных Салонов Королевской академии существовало мало мест для демонстрации произведений искусства, особенно после роспуска основанной на гильдии Академии Святого Луки в 1776 году.
В течение следующих пяти лет у художников, не являвшихся членами Королевской академии, не было места для демонстрации своих работ до создания Салона Бланшери в 1781 году.
P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждём вас с нетерпением!