Найти в Дзене
Yuanming

Почему добрые дела не всегда вознаграждаются: уроки Мэн-цзы о настоящей добродетели

Недавно я разговаривал с тюремным охранником, который задал мне вопрос: «Вы говорите, что добрые дела вознаграждаются. Почему же, когда я хорошо обращаюсь с заключёнными, они не подчиняются моим приказам и нарушают правила? А если я говорю с ними грубо, они слушаются?» Это напомнило мне классический китайский текст Мэн-цзы из главы «Правитель Хуэй Лян» — «Мои отношения с государством». Вот его суть: Хуэй-ван из Ляна сказал: «Я сделал всё возможное для своей страны. Когда в Хэнани голод, я переселяю людей в Хэдун и отправляю туда зерно; когда в Хэдуне голод, поступаю так же. Я наблюдал за политикой соседей, и ни одна страна не была столь же усердна, как моя. Но население соседей не уменьшается, а моё не растёт. Почему?» Мэн-цзы ответил: «Если Ваше Величество любит войну, позвольте привести аналогию. Представьте: барабаны гремят, оружие звенит, солдаты бегут, бросая доспехи. Одни останавливаются через сто шагов, другие — через пятьдесят. Можно ли тому, кто остановился через пятьдесят ша

Недавно я разговаривал с тюремным охранником, который задал мне вопрос: «Вы говорите, что добрые дела вознаграждаются. Почему же, когда я хорошо обращаюсь с заключёнными, они не подчиняются моим приказам и нарушают правила? А если я говорю с ними грубо, они слушаются?» Это напомнило мне классический китайский текст Мэн-цзы из главы «Правитель Хуэй Лян» — «Мои отношения с государством».

Вот его суть:

Хуэй-ван из Ляна сказал: «Я сделал всё возможное для своей страны. Когда в Хэнани голод, я переселяю людей в Хэдун и отправляю туда зерно; когда в Хэдуне голод, поступаю так же. Я наблюдал за политикой соседей, и ни одна страна не была столь же усердна, как моя. Но население соседей не уменьшается, а моё не растёт. Почему?»

Мэн-цзы ответил: «Если Ваше Величество любит войну, позвольте привести аналогию. Представьте: барабаны гремят, оружие звенит, солдаты бегут, бросая доспехи. Одни останавливаются через сто шагов, другие — через пятьдесят. Можно ли тому, кто остановился через пятьдесят шагов, смеяться над тем, кто остановился через сто?»

Правитель ответил: «Нет, ведь оба бежали».

Мэн-цзы сказал: «Если Вы понимаете это, то не стоит ждать, что Ваш народ превзойдёт соседей численностью».

Если не пропускать сезоны полевых работ — зерна будет больше, чем можно съесть; если не ловить рыбу мелкими сетями — рыбы и черепах будет в изобилии; если рубить лес только в нужное время — древесины хватит с избытком. Когда всего этого достаточно, люди не будут сожалеть ни о жизни, ни о смерти. Это и есть начало истинного правления.

Если на пяти акрах земли посадить тутовые деревья, люди старше пятидесяти смогут носить шёлк; если разводить скот по правилам, люди старше семидесяти будут есть мясо; если обрабатывать сто акров земли без пропусков, семья не будет голодать. Если поддерживать образование и воспитывать уважение к старшим, пожилым не придётся тяжело работать. Если старики одеты в шёлк и сыты, а простой народ не голодает и не мёрзнет, любой правитель станет великим.

Если же собаки и свиньи поедают человеческую пищу, а на дорогах лежат голодные трупы, это непростительно. Когда люди умирают, говорят: «Это не моя вина, а вина года». Чем это отличается от убийства с оправданием: «Это не я, это нож»? Если правитель не винит обстоятельства, люди со всего мира потянутся к нему.

Когда я впервые прочитал этот текст, мне было трудно его понять, но теперь смысл ясен. Мэн-цзы объясняет, что значит вознаграждать добрые дела и как это делать.

Правитель Хуэй спрашивал: «Я сделал всё возможное для страны, но не получил награды в виде роста населения. Почему?» Мэн-цзы, используя пример войны, показал: если человек не соответствует стандартам добра, он лишь уменьшает зло, но не становится по-настоящему добрым и не получает награды.

Мэн-цзы привёл примеры: следуя естественному порядку, человек получает изобилие; практикуя добродетельное управление — процветание народа.

Если же злодеяния продолжаются, а человек не выполняет свои обязанности, то перекладывать вину на обстоятельства — всё равно что оправдывать убийство ножом. Если человек ищет причину в себе, он обязательно обретёт удачу.

Говорят, что творить добро трудно, а быть хорошим человеком — ещё труднее. Иногда, как в случае с этим охранником, доброта может вызвать неуважение и проблемы. Даже беспристрастные решения судьи могут быть тяжёлым бременем. Теперь, когда мы знаем, что есть стандарты доброты, задача кажется ещё сложнее.

На самом деле, доброта — драгоценна и недёшева. Зло — дёшево: даже ребёнок может ударить или обругать. Но чтобы быть тактичным и справедливым, нужен зрелый ум.

Некоторые спрашивают: «Я всегда был хорошим человеком, почему мне не везёт?» Высшее благо подобно воде: оно питает молча. Награда за добрые дела часто уже есть, просто мы её не замечаем. Счастье — не в том, что можно приобрести, а в том, чем можно наслаждаться. Кто-то беден, но спокоен душой; кто-то богат, но полон тревог. Без внутреннего счастья даже трон покажется иголками. Истинное счастье — в доброте, исходящей изнутри.

Другие говорят: «Я недостаточно способен, как мне делать добро?» На самом деле, «за нами наблюдают боги». Если вы искренне стремитесь к добру, высшие силы помогут вам. Добрые намерения дают силы преодолеть трудности, стать хорошим человеком, окружённым добром, и в итоге пожинать благие плоды.