Нас коснулась страшная трагедия – в подмосковном Одинцово, прямо в школе пятнадцатилетний подросток жестоко расправился с четвероклассником, ранил ножом охранника и взял в заложники детей.
Тимофей К. пронёс в школу нож и перцовый баллончик. И убил маленького мальчика – хладнокровно нанося удары ножом в шею.
Затем сделал селфи на фоне тела малыша и выложил пост в соцсети. Всё происходящее Тимофей снимал на видео и выкладывал в чат своего класса. А охранника школы, который пытался предотвратить трагедию, нейтрализовал ударом ножа и перцовым баллоном.
Преступление было спланировано и хладнокровно исполнено. Погибшим ребёнком оказался 10-летний Кобилджон Алиев.
По словам одноклассников, Кобилджон сказал им: я его отвлеку - и побежал по лестнице, а преступник за ним.
Кобилджон споткнулся, и стал жертвой хладнокровного убийцы. Которому самому исполнилось всего 15 лет.
Изначально Тимофей хотел расправиться с учительницей математики, которую в школе не застал – перепутал корпуса школы, за что ругал себя на видео: «вот я лох, какой я лох». Понимаете, какая у него самооценка?
Даже в такой ситуации он ругает себя.
Он был готов к тому, что за содеянное предстоит пожизненное заключение, о чём сообщил работникам школы: «мне всё равно пожизненное сидеть».
Люди из окружения Тимофея сообщили, что он был тихим и замкнутым, увлекался компьютерными играми, в которых создавал инсценировал убийства людей. Его интересовала тема оружия и нацистских движений. С девушками не общался. Семья Тимофея, по словам соседей, строила общение с окружающими по национальному признаку: только с такими, как они.
Сам Тимофей был нетерпим к людям иной религии, чем он. Типичный портрет школьного стрелка.
Прежде чем я поясню причины, которые приводят к формированию личности подростка который учиняет расправу, приведу ещё два случая. Они показательны.
В этом же месяце в школе номер 191 в Санкт-Петербурге девятиклассник Артемий нанёс три удара ножом учителю математики Марии Андреевне на дополнительном занятии.
Затем Артемий пытался покончить с собой, но не смог, нанёс себе ранение ножом в висок. Позже Артемий пояснил, что сделал жто потому что из-за плохой отметки по математике огорчилась его мама.
Учитель попала в реанимацию, за её жизнь борются врачи, проведены операции. Ребёнок учился в 9 классе и считался гордостью школы – по успеваемости и внеклассным достижениям. О дополнительном занятии, на котором был ранен учитель, договорилась мать Артемия, которая сама работает учителем истории в этой же школе.
Известно, что родители Артемия развелись полтора года назад, отец напавшего на учителя ребёнка сообщил, что у него были сложности в общении с сыном после развода.
А теперь вспомним массовую стрельбу в Керченском политехническом колледже. Её устроил Владислав Росляков в 2018 году.
Студент Владислав Росляков методично расстрелял 19 студентов и сотрудников колледжа. Более 50 человек получили ранения от взрывного устройства, которое убийца привёл в действие в помещении столовой учебного заведения.
Однокурсники охарактеризовали Владислава однозначно: замкнутый, ни с кем не общался, только если было нужно по учёбе. Три года Влад Росояков ходил в колледж со штык-ножом, дважды распылял газовый баллончик и просто извинился, когда его уличили.
Родители Влада развелись за десять лет до трагедии.
Причина – Игорь Росляков, отец Влада, напивался и издевался над его матерью на глазах Влада.
Соседи рассказали журналистам, что у отца стрелка была казацкая сабля. И употребив алкоголь он ходил с ней по двору и пугал соседей. Мать Влада характеризуют как забитую молчаливую женщину. Она работала санитаркой в больнице – тяжёлая низкооплачиваемая работа – а отец алиментов не платил. По словам свидетелей, семья школьного стрелка едва сводила концы с концами, не имела своего жилья, мать снимала комнату за две тысячи рублей в бараке без удобств.
Отец Влада получил травму головы после очередной пьянки и попал в психиатрическую клинику.
Периодически он приходил к матери Влада, чтобы выпросить денег и пропить их, поскольку сам влачил нищету.
Сам Влад с детства был замечен в издевательствах над дворовыми животными – пытался повесить кошку, расправиться с котятами, и это только те случаи, которые заметили соседи.
Мать Влада придерживалась мысли:
«не все мечты можно исполнить в жизни»
и выбирать в жизни нужно то, что практично и поможет продержаться на плаву. Позже она говорила об этом в интервью.
Именно по такому принципу Владом был выбран техникум, в котором он устроил стрельбу – не по душе, а потому что надо.
Какими общими чертами обладают школьные стрелки и почему они такими становятся?
Школьные стрелки имеют определённый психологический портрет и путь эволюции личности.
Бесспорно, значительное влияние на развитие личности школьного стрелка оказывает семейная среда и подход родителей к жизни и воспитанию.
Покажу этот путь с психологической точки зрения.
- Первое. Чувство изгоя. Школьные стрелки длительное время ощущают себя покинутыми и отверженными. Они могут быть объектами насмешек, травли или игнорирования. В итоге уходят в себя и начинают путь мести и компенсации. Родителям – не до них. Чаще всего родители таких детей слишком заняты ссорами друг с другом, проблемными отношениями или изнурительной работой. Ребёнок с его запросами оказывается не у дел. Как сказала про Владислава Рослякова его мама, по словам соседей: «он растёт, как сорная трава».
Важный фактор – чувство обиды и несправедливости. Есть ли этот признак у вашего ребёнка постоянным фоном? Испытываете ли вы сами эти чувства как основные в жизни?
- Второе. Уйдя в себя, школьные стрелки накапливают чувство обиды и несправедливости. Это ощущение становится хроническим. Ребёнок ощущает неравенство, невозможность привлечь внимание к своим потребностям. Он видит, что любовь не достаётся ему – максимум формальное внимание к его оценкам и послушанию. Его семья проходит тяготы, которые воспринимаются как постоянные несправедливые страдания, в то время как у других всё есть – и в первую очередь есть близость и поддержка. Школьный стрелок хочет сравнять счёт.
- Третье. Сцены насилия. Нередко будущие школьные стрелки подвергаются насилию со стороны более сильных – родителей, старших детей, воспитателей. Или видят сцены насилия – например со стороны отца над матерью. Это порождает восприятие ими насилия как способа решения вопроса. Когда слова и диалог не имеют значения.
- Четвёртое. Нехватка поддержки и понимания
Будущие школьные стрелки всегда проявляют нарушение связей с родными. Они замкнуты и не идут на контакт. Родители не понимают что с ними происходит и удивляются, что ребёнок пошёл на преступление – виду не подавал.
Школьные стрелки уже не рассчитывают на то, чтобы быть понятыми. Поэтому эти юные преступники выкладывают предупреждение о преступлении, фото и видео расстрелов в социальных сетях.
Они были не поняты. Им не на кого было опереться в детстве. И теперь они пытаются достучаться до общества самым жестоким образом – уже не рассчитывая на понимание.
Но точно осознавая, что на них обратят внимание. Но слишком поздно и дорогой ценой.
- Пятое. Поиск виновных. У школьного стрелка всегда есть виноватые. Люди определённой расы, учитель или одноклассники. Не получив любви, поддержки, внимания и примера решения жизненных вопросов конструктивно – школьный стрелок не готов взять на себя ответственность за перемены в собственной жизни. Он находит виноватых и начинает с ними борьбу.
Именно такую борьбу устроил в Одинцовской школе убийца десятилетнего четвероклассника. Он решил, что во всём виноваты люди другой национальности и школьные учителя.
Незрелость психики школьного стрелка не позволяет ему смотреть шире и искать способы улучшения жизни.
- Шестое. Школьный стрелок считает себя «плохим» и достойным наказания. Пройдя через отвержение обществом, лишённый теплоты со стороны родных, ставший свидетелем или жертвой насилия и травли он ощущает себя не вправе жить на этом свете и в обществе других людей, на фоне которых он считает себя дурным явлением. Он пытается компенсировать это чувство, находя себе внешних врагов. Но вновь возвращается к ощущению неполноценности.
Школьный стрелок, идя на преступление, готов понести наказание. Его много раз наказывали в прошлом – и он уже не боится.
Как убийца десятилетнего Кобилджона в школе в Одинцово: он был готов к пожизненному сроку, о чём сообщил работникам школы, которые пытались его образумить до преступления.
В качестве самонаказания школьный стрелок нередко совершает самосуд над собой – как Влад Росляков, застреливший себя после убийств в Керчи или Артемий из 191й школы в Петербурге, наказавший себя ударом ножа в висок после нападения на учительницу.
Как родители способствуют формированию психики будущего стрелка?
Перечислю типичные ошибки:
Родители ведут себя жертвенно или агрессивно.
Родители слишком заняты своими заботами и безразличны к чувствам ребёнка.
Родители чрезмерно давят на учёбу и оценки, заставляя ребёнка чувствовать себя нелюбимым.
Родители прививают ненависть к другим людям, национальностям, религиям.
Родители излишне догматичны и зажимают ребёнка в рамки поведения.
Родители склонны к наказаниям ребёнка и лишению ребёнка того, что ему дорого, в целях воспитания: отобрать игрушку, не пустить гулять.
Родители оставляют ребёнка один-на-один с гаджетами в силу нехватки времени на воспитание.
Родители живут в конфликтных отношениях друг с другом или выясняют отношения после развода.
Что можно предпринять родителям, чтобы их ребёнок не пошёл такой дорогой?
Давать ребёнку поддержку, внимание. Играть с ним с раннего возраста в игры, которые интересны самому ребёнку. Говорить ему, что он со всем справится, главное заниматься любимым делом и прикладывать старания.
Прививать ценности равенства людей. Не ставить оценки и успеваемость превыше всего. Не возвышать над другими как более одарённого и не принижать своего ребёнка перед другими.
Любить жизнь и показывать это на своём примере. Развиваться, но не заставлять ребёнка следовать своим устоям. А просто показывать ему путь и поддерживать в начинаниях.
Ребёнок должен понимать, что он всегда любим, и вправе выбирать в жизни то занятие, которое ему по душе.
Конечно, если ребёнок становится замкнутым, необщительным, отчуждённым – важно обратиться к психологу, с ребёнком или самостоятельно. Многое можно предотвратить и помочь себе и своему ребёнку пройти сложный период и обрести спокойствие, понимание и любовь.
Тревожными сигналами для родителя должно стать чувство ненависти к ребёнку, ощущение несправедливости: я стараюсь, они не ценят, чувство собственной беспомощности, срывы на детях, чувство неконтролируемой злобы, после которой испытываешь опустошение, чувство вины. Также тревожным звонком является ощущение стыда за ребёнка и его поведение – значит ваша связь и поддержка существенно нарушена.
Если у вас возникли сложности во взаимодействии с детьми, вы можете обратиться ко мне, поделиться тем, что происходит инайти решение.
Также вы можете обратиться к психологу в кризисном центре, домах детского творчества и дополнительного образования, к психологу в школе.
Если хотите спросить совета по решению вашего вопроса лично у меня – можете написать мне в Телеграм или Вотсап по номеру 8(913) 511-99-67.
Мой канал в телеграм:
С уважением и пожеланием счастья вам и вашим детям.
Максим Воронкин, практикующий психолог, автор книг.
* Выражаю соболезнования пострадавшим и родственникам погибших при событиях, упомянутых в этой статье и готов оказать психологическую помощь на безвозмездных началах.
Все сведения и фотографии с места событий взяты из открытых источников.