Найти в Дзене

«Я могу быть им другом, сестрой, мамой»

В детском саду № 10 Ялуторовска слышен смех – дети радостно обступили молодую воспитательницу. Татьяне Варсеевой всего 23 года, два из которых она посвятила работе с малышами. Недавно девушка вернулась из столицы с победой – ее признали лучшим молодым специалистом на всероссийском конкурсе «Воспитатели России». В интервью «Тюменской области сегодня» Татьяна рассказала, зачем родителей просят сделать поделку и можно ли быть хорошей няней, не имея собственных детей. «Абсолютно разные поколения в педагогике»
– Многие родители считают, что воспитывать ребенка может только тот, у кого есть собственные дети, мол, есть опыт. Вы сталкивались с такими комментариями?
– Да, у меня нет детей, и да, я была в ситуациях, когда родители смотрели на меня предвзято и свысока. Особенно когда я только пришла на работу и занималась малышами от полутора до трех лет. Мол, что может эта девочка, как можно доверить ей своего ребенка? Первое время было тяжело найти контакт. Однако многие родители, наоборот, во

В детском саду № 10 Ялуторовска слышен смех – дети радостно обступили молодую воспитательницу. Татьяне Варсеевой всего 23 года, два из которых она посвятила работе с малышами. Недавно девушка вернулась из столицы с победой – ее признали лучшим молодым специалистом на всероссийском конкурсе «Воспитатели России».

В интервью «Тюменской области сегодня» Татьяна рассказала, зачем родителей просят сделать поделку и можно ли быть хорошей няней, не имея собственных детей.

Фото Сергея КУЛИКОВА 
Фото Сергея КУЛИКОВА 

«Абсолютно разные поколения в педагогике»

– Многие родители считают, что воспитывать ребенка может только тот, у кого есть собственные дети, мол, есть опыт. Вы сталкивались с такими комментариями?
– Да, у меня нет детей, и да, я была в ситуациях, когда родители смотрели на меня предвзято и свысока. Особенно когда я только пришла на работу и занималась малышами от полутора до трех лет. Мол, что может эта девочка, как можно доверить ей своего ребенка? Первое время было тяжело найти контакт. Однако многие родители, наоборот, воспринимали меня очень позитивно. Молодой специалист – он более активный, веселый, задорный, полный огня, и я как раз из тех, кто старается проявлять себя так. И многие родители сейчас, кто в курсе моих достижений, безумно рады, что именно я стала их педагогом.
– Всё-таки возраст важен или нет? Есть разница между воспитателями «советской закалки» и молодыми специалистами?
– Это абсолютно разные поколения в педагогике, потому что стажисты часто приверженцы более традиционных методик, технологий, и они не… Ну, я бы не сказала, что не развиваются, но они не стремятся осваивать новое и использовать современные технологии в работе.
– Вы о компьютерах?
– Да, информационные технологии: техника, компьютеры, программы. Для них это сложно, потому что они с этим не сталкивались. А я, будучи студенткой, уже прошла соответствующее обучение. Мое образование больше соответствует нынешним стандартам, в нем немало информационных технологий, программ, работы в ногу со временем.
– Ого. Сейчас многие, наоборот, хотят оградить детей от телефонов, компьютеров. Родители, по крайней мере в социальных сетях, утверждают: «Мы своему телефон не даем, он мультики вообще не смотрит». А ваша позиция обратная – использовать технологии. Можете это объяснить?
– Я очень рада, что в наше время есть такие технологические базы, программы, которые можно и нужно использовать. Родители ограждают ребенка от телефона, потому что дают ему не то, что могло бы развивать. Они включают мультик и думают: вот он целый день сидит, смотрит. А если бы ему включили какую-нибудь развивающую программу для детей – ведь сейчас этого очень много, создаются детские фильмы, направленные именно на развитие, познание нового. Я сама не так давно, будучи ребенком, столкнулась с телефоном и технологиями. Наше поколение росло вместе с этим. А сегодняшние мальчики и девочки изначально получают доступ к телефонам, планшетам, телевизорам, интернету – в таком объеме и массово. Всё это у них перед глазами: бери и пользуйся. Но нужно научить пользоваться правильно. Поэтому, начиная уже с дошкольного возраста, мы выбираем только то, что направлено на развитие. Не просто чтобы ребенок провел время отстраненно с телефоном, а именно развивался с помощью программ и игр. Они видят, как мы пользуемся техникой, и тоже тянутся к ней. Да, можно сказать: «Мультики – это плохо». Но смотря какие. Есть много образовательных мультфильмов. Я даже использую работы отечественных режиссеров.
– Посоветуете что-нибудь?
– Например, мультфильм «Моя Россия». В нем рассказывается про каждый регион: чем славится, что добывают, какие там традиции. Этот 10-минутный ролик дает ребятишкам очень много. Современные дети – аудиовизуалы, они воспринимают информацию на слух и через изображение. Можно просто рассказать, а можно показать через яркого персонажа, который объяснит тонко и четко именно то, что нужно знать в дошкольном возрасте. Я – за, но с условием, что контент будет помогать развиваться и приносить пользу. Если же мультик просто для времяпрепровождения – это личный выбор, но я за развивающие.

Фото Сергея КУЛИКОВА 
Фото Сергея КУЛИКОВА 

«Меня до сих пор помнят как воспитанницу»

– Возвращаясь к вопросу о разнице поколений воспитателей: поменялись ли цели в воспитании?
– Есть федеральная образовательная программа, по которой мы работаем. Она дает основу – что и в каком возрасте развивать. Есть ФГОС, а в нашей области – своя программа, где расписаны цели и задачи. Поэтому не могу сказать, что воспитатель, который старше меня на 20 лет, работает совершенно иначе. Я вообще тружусь в паре с той самой воспитательницей, которая когда-то выпускала меня из садика.
– Ого, какой поворот судьбы.
– Да, она меня выпустила, а я спустя много лет вернулась к ней коллегой. Не могу сказать, что мы воспитываем по-разному. У нас общая программа. Однако подача, методика и то, что используем для развития детей, немного различаются.
– Можете привести примеры? Те же технологии?
– Да. Я чаще использую информационные программы, пособия, внедряю что-то новое и стараюсь быть ближе к современному ребенку. Смотрю, что детям интересно, и привлекаю именно это. Вот, например, бывает: по программе нужно прочитать сказку, а им неинтересно. Я ее преобразую или покажу наглядно, чтобы привлечь внимание. Педагог-стажист может просто прочитать и обсудить по образцу. Я же применю технологии: найду мультфильм или изображение.
– Как это ощущается – быть коллегой своей воспитательнице?
– Когда я училась в Тюмени, в колледже цифровых и педагогических технологий, уже на втором курсе поехала на практику в свой родной город, в свой детский сад. Я всегда стремилась вернуться именно туда. Не было желания, как у многих девушек, приехавших в Тюмень, остаться там работать. Решила вернуться домой и работать на благо своих города и садика, где меня до сих пор помнят как воспитанницу. Когда приехала, меня все поддержали, обрадовались. Для меня эта поддержка очень важна, и я получила ее именно в своем детском саду. Мою воспитательницу зовут Надежда Калистратовна Морозова – она как раз и выпускала меня из детского сада.
– Она изменилась за эти годы? Сначала она воспитывала вас, а теперь вы видите, как она работает с другими.
– Не могу сказать, что она изменилась. Для меня она такая же открытая, позитивная и веселая. Она горой стоит за работу и детей. Честно говоря, я мало что помню из детсадовского времени, но хорошо запомнила, как она проводила небольшие занятия. Эти картинки из прошлого до сих пор со мной. И сейчас она такой же педагог, каким была тогда. Мне кажется, Надежда Калистратовна даже внешне почти не изменилась. Это прекрасно, что она сохранила тот же позитивный настрой.
– А почему вы решили стать воспитателем?
– Тяга к этому – еще с детства. В садике я была активным ребенком: участвовала в конкурсах, утренниках. Меня там хорошо помнят.
– Вы просто очень любите садик?
– Да, садик для меня – это особое место. Вот часто спрашивают, почему не школа, а именно садик? Здесь больше движения, нет такого, что сидишь и объясняешь. Можно использовать разные технологии и методы, петь, танцевать с детьми, рисовать, рассказывать о мире вокруг, гулять и наблюдать, как всё цветет. Тут разнообразие, а в школе – больше статичности, умственной нагрузки. В дошкольном возрасте – это игры, развлечения, танцы, песни, праздники. Для меня дошкольная педагогика ближе, чем школьная. В 11-м классе вместе с мамой разговаривали о поступлении. Вспоминали, что в школе я всегда была помощником вожатого, много общалась с детьми, уже имела какой-то опыт. Мама предложила попробовать стать воспитателем. Вариант с учителем не рассматривала серьезно, потому что я активная, яркая, мне нужно движение. Конечно, люблю и спокойную работу, но мне ближе та педагогика, где можно использовать всё вокруг и делиться этим с детьми.

Так проходят будни ялуторовского детского сада
Фото из личного архива Татьяны  Варсеевой. Автор неизвестен
Так проходят будни ялуторовского детского сада Фото из личного архива Татьяны  Варсеевой. Автор неизвестен

«Пока сама не наиграюсь – не могу остановиться»

– Воспитатель – это больше педагог, мама или друг?
– Всё в одном лице. Для меня воспитатель – это и мама, и врач, и актриса, и певица, и учитель, и защитник. В одном человеке сочетается много ролей. Когда поешь с ребенком – нужно петь красиво, чтобы он слышал правильный образец. Когда даешь знания – ты педагог. Когда гуляешь и играешь в мяч или догонялки – ты как подружка. Дети меня обожают за то, что я с ними играю. Многие опытные педагоги уже не бегают с детьми – объяснят игру, а дальше дети сами. А я пока сама не наиграюсь – не могу остановиться.
– То есть вы сами можете стать немного ребенком?
– Да, конечно. Я могу быть им другом, сестрой, мамой – когда им плохо, они делятся переживаниями. Тут я и психолог, и логопед, и развивающий педагог.
– Откуда берете силы на целую группу малышей? Для меня это всегда было загадкой. Как так: на одного ребенка силы не всегда находятся, а на целую группу – находятся?
– Не знаю, как объяснить. Это или есть, или нет. Многие мои однокурсники не понимали, куда идут учиться. Не могу объяснить, потому что и правда многие спрашивают: как справляться с тридцатью полуторагодовалыми карапузами, когда с одним-двумя бывает трудно? Но в садике есть порядок, правила, расписание. Когда следуешь системе, всё идет спокойно. Дети чувствуют, комфортно ли тебе с ними, и ведут себя соответственно. Бывает, в группе 24 человека, и ты одна не знаешь, как привлечь внимание, – тут нужна смекалка: станцевать, спеть вместе – и всё налаживается. Наверное, это просто во мне есть.
– Говорят, что иногда с родителями общаться сложнее, чем с детьми. Это так?
– Да, такое есть. Работа строится не только с детьми, но и с мамами и папами – они главные помощники воспитателя. Если родитель идёт на контакт, позитивно настроен, то и ребенку легче взаимодействовать с педагогом. Когда родитель настраивает сына или дочь на положительное общение, адаптация в садике проходит гораздо легче. Без них, конечно, никуда. Они – главная поддержка и опора педагогов. Сейчас много направлений в работе именно с семьёй: мероприятия, проекты, поделки, выставки. Без помощи родителей малыш сам не справится. Мы понимаем, что в полтора года задания на дом даются именно для совместного общения и деятельности.

«Я понимаю, что после работы родители устают»

– Вы сейчас затронули острую тему. Многие родители в соцсетях возмущаются: «Зачем эти поделки в садик? Всё равно делать мне, а не ребенку! То грибы, то орехи собирать…». Что об этом думают воспитатели?

– Родитель часто неправильно воспринимает этот процесс. Представьте: перед осенним утренником я даю задание – создать вместе с ребенком поделку, как вы видите осень. Тема, например, «Осенний вернисаж». В садике мы обсуждаем эту тему, рассказываем, показываем, ходим на экскурсии, например, в парк или оранжерею, смотрим на осенний лес. А дома родителю и ребенку предлагается пообщаться, провести время вместе, создавая что-то общее.
Видно, когда малыш горит желанием сделать что-то с мамой, папой, бабушкой. В первую очередь, это процесс взаимодействия. Родитель слышит ребенка, ребенок – родителя. Я понимаю, что после работы мамы и папы устают, и им не до поделок. Но когда, если не в дошкольном детстве, вы еще найдете время вместе походить в поисках шишек? Выйдите вдвоем и предложите задачу: «Давай найдем желуди! Знаешь, что это такое? Расскажу тебе. Пойдем искать дуб». Пока ищете, можно посмотреть вокруг, какие деревья растут. Это глубокий процесс, а не просто «сделать и отстанут». Это что-то трепетное, настоящее взаимодействие, которое останется в памяти. В будущем вы будете вспоминать: «Как мы с тобой ходили, шишки собирали для поделки и заняли первое место!» Малышу очень важно чувствовать поддержку родителя. Мы не заставляем, это ваше право – не делать. Но просто поймите: ребенок получает опору на будущее, уверенность, что родитель всегда поможет, сделает вместе что-то важное и трогательное. Такие воспоминания из детства бесценны.
– Можно ли по ребенку понять, какая у него семья? Дети – это отражение родителей?
– Конечно, влияют тип темперамента, характер. Но если видно, что сыном или дочкой занимаются, вовлечены в его деятельность и воспитание, а не просто приводят в сад, забирают, кормят и укладывают спать, – это прекрасно. Когда родитель заинтересован в развитии, в обогащении внутреннего мира ребенка, это всегда заметно. Кто бы что ни говорил, мама и папа – это первый и главный пример для ребенка. Малыш как губка: что в него вложишь, с тем он и пойдет в будущее. Как педагог, я вижу свои вложения, когда дети достигают подготовительной группы. Вижу результат своей работы. Многие дети даже начинают вести себя как их педагоги – ведь мы проводим с ними целый день. Грубо говоря, наша роль сопоставима с родительской, поддержка равноценна. Просто детей у нас больше, и нельзя уделить каждому столько времени, сколько уделяет родитель. Но в каждого ребенка вкладывается частичка души воспитателя. Это мое наблюдение за год-два работы.
– Вы говорите о вложения в обучение, и возникает вопрос. Нет ли сейчас некого «перекоса», когда мамы активно пытаются «прокачать» детей развивашками, музыкальными школами? К чему это ведет? Вы, как педагог, как к этому относитесь?
– Да, в принципе, это неплохо, если в разумных границах. Потому что есть родители, у которых садик, плавание, музыкальная школа, художественная школа – и так день за днем. Ребенок не успевает быть ребенком. В садике тоже идут занятия, музыкальное развитие, рисование – это ведь тоже развитие, он и так целый день нагружен. А когда ему просто посидеть, поиграть? Очень важно смотреть на малыша: справляется ли он или это уже непосильная нагрузка.
Некоторые родители не замечают, что ребенок начинает страдать, болеть, плохо себя чувствовать от такого количества занятий. Нужно слышать его самого. Если ему не нравится рисовать, зачем отдавать в художественную школу? Если это не его, найдется другая сфера, где он сможет проявить себя гораздо лучше. Как мне кажется, это две стороны одной медали. Если видите, что ребенок тянется к чему-то – поддерживайте это направление. Если же у него нет способности или желания – а дети ведь уже личности, они формируются и могут чего-то не хотеть, – то заставлять не нужно. Важно поддержать, помочь, заинтересовать.

Раньше воспитателя возносили, почти боялись

– Сейчас много молодых родителей, которые совсем по-иному смотрят на процесс воспитания. И если раньше акцент был на взрослых – детям следовало быть правильными, слушаться – то теперь иногда кажется, что ребенок всегда прав. Вы чувствуете это?
– Раньше воспитателя возносили, почти боялись – лишнее слово не скажешь. Вспоминая наше детство: мы в садике старались быть максимально правильными, аккуратными, послушными. А сейчас родители настраивают ребенка на то, что он личность, может отстаивать свои границы. Для меня, как молодого специалиста, это двоякая ситуация. Некоторые родители так сильно убеждают ребёнка в его правоте, что в спорной ситуации ты уже не сможешь ему ничего объяснить – ведь родитель для него авторитет, и он будет стоять на своем, не слушая педагога.
– В какие моменты возникают конфликты?
– Тут нужно смотреть на ситуацию и на темперамент ребенка. Некоторые дети протестуют просто из принципа, другим действительно что-то не подходит или не хочется, а на некоторых влияет настроение родителей. Дети во многом отражают их установки. Вот пример: обед. Ребенок утром поздно позавтракал или дома поел. Я не знаю, голоден он или нет. Садимся есть – он не ест. Пробую уговорить, объясняю, из чего суп, почему полезен. Не помогает. Вечером говорю маме: «Он у вас не ест». А она отвечает: «Знаю, пусть не ест, не хочет – и не надо». Но ведь это здоровье ребенка. Я как педагог переживаю: он целый день почти ничего не ел. Что с ним? Может, заболевает, переживает, или дома что-то происходит. Бывают разные ситуации. Есть дети, которые всё делают так, будто боятся. Это часто у тех, кого дома строго воспитывают: «не кричи, не шуми». Но дети есть дети – они могут шуметь, главное, чтобы они умели слышать взрослого. А есть те, кто вообще не воспринимает воспитателя как авторитет.
– Но почему?
– Это отношение мне тоже непонятно. Признаюсь, поначалу я не до конца понимала, как формируется этот авторитет. Я столкнулась с парадоксом: я – взрослый по статусу, но для многих родителей, которые старше меня и имеют взрослых детей, а иногда и ровесники моих родителей, я сначала выглядела скорее как старший ребенок. Моей первой и самой сложной задачей стало просить их самих помочь мне – помочь настроить детей на то, что я – ответственный взрослый, которого стоит слушаться. Мне было важно донести, что я здесь не для того, чтобы командовать, а чтобы объяснять, помогать и поддерживать. Это взаимодействие и взаимопонимание необходимы. Ведь педагог, независимо от возраста, – это педагог. Не просто так человек пришел работать, не с улицы – у него есть образование.
– Мы уже обсудили, что родители изменились. А изменились ли дети?
– Не могу сказать наверняка – мой опыт всего два года. Трудно судить. Дети есть дети. Они живут в свое время, по своему сюжету. Мы были другими, потому что время было другим, да и наши родители воспитывали нас иначе. Если упрощать, наши сверстники, мне кажется, были более аккуратными, более тревожными и осторожными. Мы не могли обратиться к педагогу на «ты» – таких рамок просто не существовало. А сейчас дети чувствуют себя комфортнее. И ведь многое зависит от родителей – они были серьезнее и передавали это детям. Раньше, мне кажется, индивидуальности уделяли меньше внимания. Всех учили по стандарту: все рисовали, все сидели. Сейчас больше стремятся к индивидуальному подходу. Дети не сильно поменялись, просто теперь на этом делается больший акцент.

Анастасия КВИЗИКЯВИЧУС

Справка
Молодая воспитательница из Тюменской области Татьяна Варсеева одержала победу во всероссийском конкурсе «Воспитатели России». После успеха на муниципальном и областном этапах она была направлена на федеральный уровень, где ее работа также получила высшую оценку жюри. Новость о победе стала неожиданностью даже для самой участницы, которая не рассчитывала на такой результат. Особенным признанием стало поздравление от губернатора региона, опубликованное в его социальных сетях. По словам девушки, это достижение принесло не только радость, но и ощущение большой ответственности за дальнейшее представление педагогического сообщества.