Когда мы говорим о Викторе Васнецове, в первую очередь в памяти всплывают его яркие и узнаваемые полотна, закрепившие за художником репутацию мастера сказочных и исторических образов. Этот образ кажется привычным и почти исчерпывающим, однако он отражает лишь одну сторону его творчества.
Многогранность личности Виктора Васнецова по-настоящему уникальна. Родившись в семье священника и с ранних лет обучаясь в духовной семинарии, он впитал глубину и красоту христианской традиции, которая стала для него не только частью биографии, но и внутренним духовным основанием. Это наследие Васнецов пронёс через всю жизнь, последовательно воплощая его в живописных и графических произведениях.
Именно с этой важнейшей и во многом недооценённой стороной творчества художника решили познакомить зрителей кураторы Нижегородского государственного художественного музея, представив новый выставочный проект «Виктор Васнецов. Радость праведных. Религиозная живопись и графика».
О выставке
Впервые в Нижнем Новгороде открылась масштабная выставка религиозной живописи и графики Виктора Васнецова. В экспозиции представлено более ста уникальных произведений, в которых раскрываются ключевые идеи и смыслы христианской веры, а также глубина, красота и духовная насыщенность православного искусства.
Основу выставки составляют эскизы Виктора Васнецова из собрания Государственной Третьяковской галереи, созданные для последующей работы над росписями Владимирского собора в Киеве. Эти произведения стали подлинным эталоном русского храмового искусства своего времени и во многом определили дальнейшее развитие монументальной религиозной живописи.
К работе над росписями собора Васнецов приступил в 1887 году, долго сомневаясь в правильности решения взяться за столь масштабный и ответственный проект. Будучи глубоко религиозным человеком и при этом крайне требовательным к себе, он испытывал страх перед работой с сакральными образами и символами, опасаясь оказаться недостойным этой задачи.
Идея возведения храма в честь князя Владимира Святославича возникла в середине XIX века. Проект собора в древневизантийском стиле был разработан архитектором Иваном Штормом, а к художественному оформлению храма историк искусства Адриан Прахов пригласил ведущих мастеров Российской империи, среди которых Васнецову была отведена ключевая роль.
Одним из важнейших экспонатов выставки также стал триптих «Евхаристия» из постоянной экспозиции Государственного исторического музея. Произведение было создано в 1911 году для Варшавского собора и представляет собой зрелый итог размышлений художника о таинстве веры и христианском образе.
Евхаристия - одно из главных Таинств Церки, благодаря чему человек соединяется с Богом. В Таинстве Евхаристии верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа.
В основе архитектурно-художественной концепции выставки «Радость праведных» лежит идея воссоздания особой атмосферы мастерской художника, пространства сосредоточенной работы, размышления и духовного поиска.
Выставка проходит в здании Манежа, построенном в 1841 году по проекту, разработанному военным ведомством, на территории Нижегородского кремля. Экспозиция будет открыта для посетителей до 25 января 2026 года.