Пятеро ученых под руководством ведущего мирового специалиста в тату-археологии по имени Аарон Детер-Вольф, который на себе испробовал методы нанесения татуировок, практиковавшиеся когда-то, занимаются изучением тату-артефактов по всему миру. Сегодня их внимание приковано к сохранившемся останкам коренных жителей доколумбовой эпохи, которые когда-то населяли центральную часть побережья Перу.
Эти уникальные артефакты в настоящее время хранятся в Этнографическом музее Берлина и представляют собой огромную историческую ценность. В указанном регионе было найдено наибольшее количество древних татуированных останков, чем в любом другом месте. Однако, это изобилие лишь подчеркивает главную загадку: до сих пор неизвестно, как были сделаны эти татуировки и до сих пор отсутствует подтвержденная информация о каких-либо инструментах используемых для этого.
Какими оказались результаты исследований?
В ходе исследований было изучено 90 татуированных частей тела – конечностей и фрагментов кожи, которые принадлежали как минимум 83 жителям Анд доколумбовой эпохи. Татуировки были изучены с применением современных цифровых технологий, которые не повреждают археологическое находки и оставляют их нетронутыми. Ученые сделали вывод, что методы нанесения татуировок у мастеров делавших татуировки в период с XI по XV век нашей эры были двух типов – техника надрезов и знакомое каждому современному любителю тату-искусства традиционное прокалывание кожи иглами.
Все татуировки были выполнены исключительно черным пигментом без использования других цветов или оттенков. Также было выявлено, что инструмент для нанесения татуировки состоял из шести-семи тонких иголок, собранных в пучок. Такое расположение очень напоминает связку колючек кактуса, которыми пользовались для нанесения татуировок представители коренных народов Южной Америки.
Второй метод нанесения татуировки, посредством надрезов, предполагал прорезание тонких линий на коже с помощью острого инструмента (каменного или металлического) с последующим втиранием красящего пигмента в рану. В результате получались очень аккуратные и четкие линии. Особенность этой техники заключалась в том, что она, вероятно, исключала предварительное нанесение эскиза – мастер создавал рисунок сразу, полагаясь лишь на свое умение и собственную память, этакий трушный доисторический фрихенд.
Интересно то, что древние мастера виртуозно смешивали эти две техники: контур татуировки выполнялся за счет надрезов, а потом заливка осуществлялась посредством известных нам проколов. При этом выбор техники не зависел от типа узора или места на теле, что свидетельствует о творческом подходе и высокой степени мастерства стародавних тату-художников.
Что татуировки значили для индейцев?
Ключевым доказательством весьма важной роли татуировок в древнем перуанском обществе стало обнаружение на одном из предплечий нескольких слоев нанесения красящего пигмента: выцветший рисунок был перекрыт более темными-свежими узорами, а в другом случае – часть старых татуировок была целенаправленно закрыта черными геометрическими фигурами. Это говорит о том, что практика нанесения татуировок имела динамичный характер: они не были раз и навсегда зафиксированы на теле носителя, имея какое-то определенное значение, татуировки менялись вместе с человеком, обозначая ключевые моменты его жизненного пути, например – смену его социальной роли.
Искусство татуировки среди народов населявших древние Анды было делом рук опытных тату-художников. Мастера не только создавали сложные узоры и орнаменты, идеально повторяющие контуры тела, но и располагали в своем арсенале разнообразные методы нанесения татуировок. Качество и геометрическая точность рисунков на останках, найденных в разных местах региона, указывает на существование устоявшейся профессиональной традиции, а следовательно и системы обучения древних тату-мастеров.
«То что древние методы нанесения татуировок включали в себя как надрезы, так и технику прокалывания не является новостью. Но чтобы в одной татуировке мастер смешивал два этих подхода – это по-настоящему интересно! Не уверен, что подобное сможет найти место в современной тату-индустрии, но… Ведь нашел же свое место микроблейдинг и закрепился на нем! Казалось бы, древняя техника надрезов, но и сегодня пользующаяся спросом среди любителей перманента. Так что будем посмотреть», – делится своим экспертным мнением Александр Дворянов, руководитель студии татуировки Орнамент, уж он-то точно разбирается в историческом аспекте существования татуировки.
Ценность данного исследования в попытке возродить диалог с нашим прошлым и восстановить утраченную часть культурного наследия коренных народов Перу. Уничтоженная с приходом европейцев традиция татуировки в Южной Америке очень долгое время не упоминалась в современной исторической науке. Благодаря подобным исследованиям, мы даем возможность древней культуре рассказать о той картине мира, которая была на момент ее существования.