Как войти в IT? Этим вопросом задавались и продолжают задаваться многие. Ведь, если получится, то можно решить многие свои проблемы. Но не все стремятся стать программистами.
Некоторые всеми силами хотят войти в творчество и креативные индустрии. Вот только туда нет проложенных дорог, как в IT. И тем ценнее опыт тех, кому удалось попасть «рельсы творческой профессии» какими-то тайными тропами.
Видеоблогер, телеведущий и создатель научно-развлекательного канала Ян Валерьевич Топлес про реализацию своей мечты о творчестве.
Я.Е. Топлес: Поломало, конечно, жестко. Я помню, мама мне звонит, говорит: «Как дела?» Я полгода вообще не мог устроиться, пытался что-то. Я не хотел обратно в продавцы, я хотел ну чем-то новым заняться. Для меня было важно переступить через это, потому что я уже не мог возвращаться обратно куда-то там. Знаешь я вообще в целом не привык возвращаться.
Я стучался, делал какие-то работы, составлял какое-то портфолио. 15 раз я переделывал это портфолио, отправлял. Никто меня не брал. И в какой-то момент я начинаю разделять комнату со своим другом, знакомым на тот момент лайтово знакомым. И он говорит: «Я увольняюсь, то же, Ян». Возможно, он хотел меня поддержать. Я такой: «Подожди, откуда ты увольняешься?» — «Ну вот — оттуда, оттуда». Я говорю: «А давай ка я попробую на твое место встать». Он такой: «А ты монтировать-то можешь, я вообще-то монтажер». Я говорю: «Я смогу, смогу., а сколько есть время?» Он говорит: «Две недели». И мы за эти две недели чих-пух вообще, он мне показывает, я там что-то.
А. Ульянов: То есть, это продакшен на роль режиссера монтажа?
Я.Е. Топлес: Это продакшен на роль монтажера. И вот проходит две недели, я иду на встречу к этому директору «Кирилла и Мефодия». Иду не со своим портфолио, и даже не с Пашиным, а я у друга Паши Дани взял портфолио. На тот момент были чуваки модные Look at me. Он для них снимал Hire looky, были вообще […] прикольные видосы — со стильной съемкой, со стильным монтажом. И я их взял, прихожу, вываливаю и говорю: «Это мое».
И я понял на тот момент, что такое страх, как страх тебя ограничивает. Мне надоело бояться, мне надоело сопротивляться, в том плане — мне надоело бороться, я хочу попасть в рекламу. Я такой — ну хотя бы хоть куда-нибудь в творческую работу, и через нее я выйду на рекламу. И вот я иду на встречу, а сам боюсь, дрожу, руки трясутся. Мне нужно врать. И я сажусь. Он мне говорит: «Здравствуйте». И страх […] как рукой снимает, понял? И я начинаю врать вообще нормально. То есть, я осознал, что на самом деле страх — сильно нас ограничивает. Но как только ты…
А. Ульянов: Поверил?
Я.Е. Топлес: Не поверил. Как только ты начинаешь это делать — все, страх уходит. Я говорю: «Мне нужна стабильность, 30 тысяч в месяц». Я такой еще ни фига, как я намекнул ему на свою зарплату. Мне пройдет. А он Паше платил, по-моему, 35. И он попался на этот крючок.
А. Ульянов: О, выгодно.
Я.Е. Топлес: Да, выгодно, и вроде парень нормальный. Он говорит: «Ну вот возьми тогда один проект, сделаешь его, через две недели посмотрим». И я его делаю. Этот проект — он хотел сделать из своей дочки ведущую. На тот момент не было еще блогеров, но дочку он пропихивал, чтобы дети тоже приходили на этот «Кирилл и Мефодий», смотрели, как его дочка готовит варенье и тоже готовили варенье.
И я монтировал — как она готовит варенье. И намонтировал из этого […] блокбастер, как она готовит варенье. Как она быстро сахар делает, как она там всякие у меня там приколясы монтажные, которым меня Паша научил. От незнания просто я нажимал на кнопку — […] получается что-то. А если я 10 раз так нажму? Ого что получается! И через какое-то время встречи я сдаю ролик.
Помню, в последний день мне нужно было выгнать, и я под столом вот созваниваюсь с Пашей, говорю: «Паш, а как рендерить?». Он говорит: «Вот так, вот так». И […] рендер пошел… Я смотрю, думаю — […] получилось, но, наверное, не прокатит. Потому что к такому экстремальному монтажу «Кирилл и Мефодий» не был готов.
И собираются сзади меня много людей, которые режиссер, Кирилл и Мефодий и вот это вот все. И сам Сергей. И они смотрят от начала и до конца молча этот ролик. Ролик заканчивается, я сижу вот так вот, смотрю на них — ну что? Думаю сейчас скажут: нет. Они такие: «Нам все нравится, вот это ты только музыку бы другую выбрал». А я там знаешь.
А. Ульянов: Рамштайн.
Я.Е. Топлес: И вот она ест, вся в варенье — брызги. В общем, меня взяли на работу, и здесь я попадаю на рельсы творческой профессии, о которой я так мечтал. И я прямо ра стаял, вот так вот сеил и думаю: «[…], жизнь удалась, мне 27 лет, фу наконец-то». Вот я сейчас сижу, не стою. Я сижу, передо мной компьютер, я могу зайти в ВК! Счастье, […]! Я в Москве, Останкино видно через стекло. Я в офисе работаю. Вот тогда я ощутил, что это вообще счастье вообще полное. Вот так я начал монтировать.
Сначала нужно снять сдерживающие убеждения
Я.Е. Топлес: В какой-то момент мне звонит чувак, который как раз — чьи hier looky я и взял как портфолио. И он говорит: «Чувак, ну что там, монтировать научился?» Я говорю: «Да» — «К нам в команду требуется монтажер». И я говорю: «Да, я согласен, о кей». Подхожу во Флакон, какой-то офис холодный с атмосферой какой-то гнетущей. Ребята там на каком-то нервяке делают проекты для Найк. Каждый раз какие-то новые дедлайны, новые клиенты, все всё время срутся и только мы команда Продакшн.
И я, Паша и Данила ночами, когда все уходят, под кексики разные, чайки там, сидим, монтируем под музычку такие. И так я знакомлюсь с Никитой Зельцером, который как-то раз приходит в Продакшн. И я узнаю, что этот Продакшн под его управлении в том числе, потому что он руководит там деньгами и прочим. Я даже не думал, что он смотрит в мою сторону. Просто приходит и говорит: «Ян, я здесь подумал, я здесь бизнес свой открываю. Уже открыл, правда. Нам нужен монтажер». Я такой: «Ты ко мне?» Нас же несколько. Он мне говорит: «Давай ты». Я такой: «Ну давай». — «Давай завтра туда-то, туда-то».
Я прихожу, а там «Макс +100500» сидит. Я прямо такой «[…]», а сам на самом деле просто прохожу, сел, я готов работать, давайте там, что там по ТЗ, даже в сторону Макса не смотрю, потому что это ну… Типа, знаю, не знаю — не важно. Просто дайте мне молча работу, я начну работать. Макс — он, уже был на телеке. Как раз я нужен был для того, чтобы монтировать «Макс +100500» на телек. Я очень хотел монтировать Макса для ютуба. А мне давали телек.
А. Ульянов: А там разве другой монтаж был?
Я.Е. Топлес: Там другие хронометражи, другие команды сценаристов, другие шутки. Мне они не сильно нравились. Мне нравилось, что Макс делает делает на ютубе, там он прямо отрывался. Но его монтировал Петя Севак, это один из моих менторов на тот момент, который…
[сотрудник вносят два стакана с чаем]
А. Ульянов: Все супер, теперь у нас есть чаек.
Я.Е. Топлес: Смотрите как здесь холодно.
А. Ульянов: Пар идет. Спасибо большое
Я.Е. Топлес: Пар, как тепло теперь. Не могу пить без сахара, какой отстой без сахара. Ну ладно, зато тепло.
И не отказываться от поступающих предложений
Я.Е. Топлес: Дальше у меня появляется новая цель, и я начинаю просить мне дать написать сценарий для Макса. В какой-то момент мне говорят: «Окей, попробуй». Я написал, и у меня получилось. Я такой: «[…], теперь я хочу стать сценаристом». На что ребята сценаристы говорят: «У нас новая идея. Нам нужен ведущий. Будем говорить около науки». Я говорю: «Возьмите меня. Давайте, я попробую». Они такие: «Ну давай попробуем, все равно пока нет желающих».
И в итоге я попадаю в кадр с новым шоу — Топлес, где мне очень быстро все нравится. И я очень быстро теперь говорю: «Я всем занимаюсь». Со временем это все переходит ко мне. И здесь я понимаю, что 4 года разных попыток, разных проектов — от вайнов до мультиков — приводит меня вот к этому, что я вообще не ожидал никогда. Ну я не думал, что я буду что-то околонаучное рассказывать. Ребята кидали респект, три команды. Меня это подбадривало. Потому что первые выпуски прямо были — на Карамбе меня плохо встретили.
Подходит ко мне «Макс +100500» и говорит: «Чувак, вообще не парься, пять выпусков сделаешь, а там посмотришь: из пяти у тебя мотивация продолжать не будет, то может что-то подумаем. А если мотивация будет продолжать, и ты увидишь, что какая-то, какой-то процент аудитории собрался и они говорят: да, нам это нравится. Все ты увидишь эту мотивацию, ты войдешь в игру».
И я увидел. Действительно, после 3-4 выпуска появились люди, которые уже говорят: «Слушай, заткни нахер свой рот, это нормальный блогер, мы будем его смотреть. Не нравится? Пошел […] отсюда вон, иди и смотри другие шоу на Карамбе». И мне это сообщество, которое меня уже стало защищать, понравилось. И в целом я такой: «Все, продолжаем». И получилось, как видишь.
А дальше начинать пробовать себя в разных направлениях.
Я.Е. Топлес: Первая монетизация у меня упала спустя 3-4 месяца после ухода с Карамбы. И там небольшие деньги были А в целом, все блогеры, которые хорошо поднимали просмотры, и кроме, наверное, Жени Badcomedian, зарабатывали на рекламе. Тогда остановился рекламный рынок, как раз тот самый рекламный рынок, куда я хотел попасть. И вот я дошел уже до производства рекламы. Ну только знаешь вот таким путем, что я начал сам для своего шоу делать рекламу, в которой сам же и снимаюсь.
Ко мне обратилось рекламное агентство. И я помню проект Nestlé. И они говорят…
А. Ульянов: Хорошие времена были…
Я.Е. Топлес: Да, Нестле — хочешь поработать, нужно съездить туда-то, туда-то и сделать то, то. И я такой: «Вау. А сколько денег?» Они: «Вот 400 тысяч рублей за три видео». И я такой: «Что, […], 400 тысяч рублей?! это же какие деньги!» Я там, знаешь, у меня уже в планах — квартиру в ипотеку брать. Я встретился, помню, с ребятами из рекламного агентства. И помню, на первой встрече они мне говорят: «Ты же не работал там с казино?» Я говорю: «Нет». — «Ты же не работал там с этими, с этими?» — «Нет». — «Отлично, потому что это очень важно для клиента».
Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите свои варианты ответов на вопросы из видео.
- Какими шагами шёл к творческой профессии Герой видеозадачи?
- Куда такие шаги могут привести через много лет?
- Куда такими шагами можете прийти Вы?
Рекомендуем Вам проработать базовые видео и дополнительные материалы — они помогут ответить на вопросы и глубже разобраться в теме.
Рекомендуемое базовое видео:
- РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ и КАЧЕСТВА ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ — видео, 26 минут. Ссылка на платформу YouTube https://www.youtube.com/watch?v=EN9XhDSurTs или на на ВК-видео https://vk.com/video-191386840_456240188
Дополнительные материалы:
- 42 материала по теме «Качества творческой личности» https://vikent.ru/enc-list/category/14/
- 46 материалов по теме «Метод — умение решать задачи» https://vikent.ru/enc-list/category/19/
Использованные материалы:
Видео: Ян Топлес – о работе продавцом трусов, татухе на полспины, бабочках в животе и поездке на коллайдер
https://vkvideo.ru/video-214642915_456239698 [15:47-27:32]
Наши социальные сети:
- Телеграм: https://t.me/tema_rhema
- ВКонтакте: https://vk.com/tema_rhema
- Дзен-канал: https://dzen.ru/rhema
#ЖСТЛ@tema_rhema #Методичность #видеоазадача #видеозадачники #видеокейс #медиаобразование #медиаграмотность #Методики #решения