Найти в Дзене

№ 355

Дорогие друзья, как всегда, в начале недели мы приготовили для вас свежий выпуск рубрики "Палеонтология по понедельникам". Продолжаем серию публикаций об отцах-основателях палеонтологии. Сегодняшний наш герой – британский геолог Родерик Импи Мурчисон. (Встречается также вариант написания фамилии Мэрчисон). Родился он в Шотландии, в семье весьма богатого ученого-хирурга. Но отец умер, когда мальчику было всего четыре года, и дальше его воспитанием занимались дядя и отчим, оба – военные. Поэтому не удивительно, что он также пошел по военной стезе: закончил военный колледж, получил назначение в полк, воевал в Испании и Португалии. Однако, сделать серьезную военную карьеру ему не удалось. Через несколько лет он женился и вышел в отставку. Пожалуй, единственное, что потом ему пригодится из «старой» военной жизни – это знание топографии и способность быстро и точно схватывать основные черты рельефа. Превратиться из отставного военного сначала в натуралиста-любителя, а потом в профессионально

Дорогие друзья, как всегда, в начале недели мы приготовили для вас свежий выпуск рубрики "Палеонтология по понедельникам". Продолжаем серию публикаций об отцах-основателях палеонтологии. Сегодняшний наш герой – британский геолог Родерик Импи Мурчисон. (Встречается также вариант написания фамилии Мэрчисон).

Родился он в Шотландии, в семье весьма богатого ученого-хирурга. Но отец умер, когда мальчику было всего четыре года, и дальше его воспитанием занимались дядя и отчим, оба – военные. Поэтому не удивительно, что он также пошел по военной стезе: закончил военный колледж, получил назначение в полк, воевал в Испании и Португалии. Однако, сделать серьезную военную карьеру ему не удалось. Через несколько лет он женился и вышел в отставку. Пожалуй, единственное, что потом ему пригодится из «старой» военной жизни – это знание топографии и способность быстро и точно схватывать основные черты рельефа.

-2

Превратиться из отставного военного сначала в натуралиста-любителя, а потом в профессионального геологаМурчисону помогли два человека: знаменитый химик и геолог Хэмфри Дэви, а также жена Мурчисона Шарлотта. Дэви читал открытые лекции по химии и смежным предметам в Лондонском королевском институте, а Мурчисон был слушателем этих лекций. Узнав, что Мурчисон, выйдя в отставку, проводит свои дни возясь с лошадьми, собаками и занимаясь рыбалкой и охотой, Дэви призвал его направить свою энергию на молодую геологическую науку. Мурчисон в кратчайшее время изучил всю основную литературу по геологии Великобритании. Супруга, в свою очередь, всячески поддерживала Мурчисона в новом начинании, сопровождала его во многих путешествиях, вела полевые записи, собирала окаменелости, а также делала зарисовки обнажений горных пород и ископаемых остатков. Эти иллюстрации Мурчисон потом использовал в своих книгах и статьях.

В итоге на четвёртом десятке Мурчисон становится членом Лондонского геологического общества и вскоре делается одним из самых активных членов этой организации. Там он познакомился с несколькими знаменитыми геологами того времени – Уильямом Баклендом (о нём мы писали в выпуске № 335), Чарльзом Лайелем (смотрите выпуск № 347) и Адамом Седжвиком (выпуск № 352). Под руководством Бакленда он выполнил свою первую полевую работу. Совместно с Лайелем они исследовали вулканический регион Овернь в континентальной Европе, а с Седжвиком провели ряд совместных исследований в Англии, по результатам которых были выделены силурийский и девонский геологические периоды.

Примерно в это же время Мурчисон знакомится с в Париже с Александром Мейендорфом, российским экономистом и знатоком практической геологии. Мурчисон решает совершить поездку в Россию.

Летом 1840 года, получив приглашение Российской академии наук, Мурчисон вместе с французским палеонтологом Вернейлем отправляется в Российскую империю. Путешествие проходит по европейской части страны и Уралу. За два с половиной месяца экспедиция посетила 12 губерний. В родную Англию Мурчисон вернулся, достигнув желаемого результата: ему удалось соотнести силурийско-девонские отложения Англии и России и подтвердить геологический возраст горных пород своей страны на российском палеонтологическом материале.

-3

Но этим всё не закончилось! Едва обработав полученный материал, уже в следующем, 1841 году, Мурчисон с Вернейлем снова едут в Россию, на этот раз получив приглашение не только от Академии наук, но и лично от Николая I! Экспедиция стартовала весной 1841 года и до поздней осени занималась исследованием необъятных пространств России, пройдя более 20 тысяч километров по Восточно-Европейской платформы, несколько раз перейдя Уральский хребет и дойдя до Прикаспийской впадины и Украинского щита. Даже по современным меркам этот, скажем модным словом – проект – потрясает воображение.

На протяжении всей экспедиции иностранные гости находились фактически на русской службе. И повсюду Мурчисона сопровождали российские геологи и офицеры, оказывая ему всяческое содействие и поражая знанием всех нюансов местной геологии, и минералогии.

-4

Почти пять лет потребовалось Мурчисону, чтобы обработать полученные данные. В результате в свет вышел двухтомный труд «Геологическое описание Европейской России и хребта Уральского». Первый том был посвящен в основном геологии, а второй – палеонтологии России. В написании первого тома приняли участие русский геолог Кейзерлинг и горный инженер Кокшаров. В дополнение к двухтомнику выпускается геологическая карта европейской части России (масштаб 150 верст в одном дюйме). Долгое время эта карта оставалась самой точной и полной и многократно переиздавалась.

И еще одно достижение, о котором невозможно не сказать: по итогам экспедиции на российском материале выделяется новый геологический период – пермский. (Пермский период продолжался примерно с 299 до 252 миллионов лет назад. Это единственный геологический период с русским названием, признанный во всем мире).

-5

В заключение скажем еще несколько слов о Родерике Мурчисоне. В последствии он был назначен генеральным директором Британской геологической службы, директором Королевской горной школы и Музея практической геологии.

Лондонским геологическим обществом учреждена медаль имени Родерика Мурчисона.

В его честь названо около пятнадцати географических точек на Земле и кратер на Луне, отряд ископаемых брюхоногих моллюсков, ископаемая рыба, а также разновидность полевого шпата (мэрчисонит).

-6

В России в честь Мурчисона установлены два памятных знака: восьмитонная глыба серпентинита перед одной из пермских школ, а также плита из песчаника в селе Чусовом, у места слияния рек Шайтанки и Чусовой.

Не забудьте поставить ❤️ нашей палеонтологической рубрике, и до встречи в новом году!