Найти в Дзене

Векторы изменений в законодательстве о пожарной безопасности на 2026 год

Законодательство в области пожарной безопасности (ПБ) в России продолжает переход от жестких, единых для всех предписаний к гибкой системе, основанной на оценке риска. Цель – сконцентрировать ресурсы надзорных органов и бизнеса на объектах с наибольшей потенциальной опасностью, снизив административную нагрузку на малый и средний бизнес с низким уровнем риска. 2026 год, вероятно, станет этапом закрепления и развития этой тенденции. Уточнение и цифровизация категорирования объектов Развитие института независимой оценки рисков – аудит пожарной безопасности Новые требования к средствам индивидуальной мобильности и электромобилям Техническое регулирование: обновление сводов правил и ГОСТов Усиление ответственности и популяризация страхования Профилактика и культура безопасности – фокус на обучении *** Вместо революционных реформ в 2026 году бизнес и управляющие организации, скорее всего, столкнутся с эволюционным развитием существующих трендов: цифровизацией, риск-ориентированным подходом

Законодательство в области пожарной безопасности (ПБ) в России продолжает переход от жестких, единых для всех предписаний к гибкой системе, основанной на оценке риска. Цель – сконцентрировать ресурсы надзорных органов и бизнеса на объектах с наибольшей потенциальной опасностью, снизив административную нагрузку на малый и средний бизнес с низким уровнем риска. 2026 год, вероятно, станет этапом закрепления и развития этой тенденции.

Уточнение и цифровизация категорирования объектов

  • Что меняется. Ожидаются поправки в Постановление Правительства РФ № 1236 «О категорировании объектов защиты». Цель – более четкие и алгоритмизированные критерии отнесения к той или иной категории риска (чрезвычайно высокий, высокий, средний, умеренный).
  • Практическое значение. Это напрямую повлияет на периодичность плановых проверок МЧС. Для объектов низких категорий риска плановые проверки могут быть сведены к минимуму или заменены профилактическими визитами. Акцент будет сделан на объектах с массовым пребыванием людей, объектах здравоохранения и социального обслуживания.
  • Цифровой профиль. Ускорится интеграция данных о категории риска объекта в его «цифровой профиль» на портале госуслуг, что упростит взаимодействие с надзорными органами.

Развитие института независимой оценки рисков – аудит пожарной безопасности

  • Текущий статус. Аудит ПБ – это добровольная процедура, по итогам которой выдается заключение. Наличие положительного аудиторского заключения может служить основанием для освобождения от плановой проверки МЧС на 3 года.
  • Перспективы на 2026 год. Возможно принятие подзаконных актов, которые:
  • Ужесточат требования к квалификации и аккредитации аудиторских организаций;
  • Установят четкий перечень документов и процедур, проверяемых аудитором;
  • Расширят перечень объектов, для которых проведение аудита будет давать существенные преференции;
  • Гипотетически может быть рассмотрена идея о частично обязательном аудите для объектов высокой категории риска, не находящихся под постоянным надзором МЧС (например, крупные торговые центры, офисные здания).

Новые требования к средствам индивидуальной мобильности и электромобилям

  • Актуальность. Рост числа пожаров, связанных с зарядкой электросамокатов, гидроскутеров и электромобилей в жилых зданиях, требует правового регулирования.
  • Ожидаемые изменения. В 2026 году могут быть окончательно утверждены и введены в действие:
  • Запрет на хранение и зарядку СИМ в коридорах, на лестничных клетках, в лифтовых холлах и квартирах (кроме специально оборудованных несгораемых помещений/боксов);
  • Нормы по оборудованию зарядных станций для электромобилей на парковках, в том числе, в подземных паркингах жилых и общественных зданий (противопожарные разрывы, системы автоматического пожаротушения, датчики загазованности);
  • Требования к самим зарядным устройствам (обязательная сертификация, наличие систем защиты от перегрева).

Техническое регулирование: обновление сводов правил и ГОСТов

  • Постоянный процесс. Ежегодно происходит актуализация десятков нормативных документов. К 2026 году следует ожидать пересмотра ключевых СП, связанных:
  • С применением новых строительных материалов. Ужесточение требований к их горючести, особенно для фасадных систем.
  • С оборудованием объектов социальной сферы (школы, детские сады, больницы). Возможны новые требования к дополнительным системам оповещения, путям эвакуации, противопожарным преградам.
  • С системами автоматической пожарной сигнализации (АПС) и пожаротушения (АУПТ). Интеграция с системами «умный дом», требования к резервному питанию, мониторингу исправности в режиме онлайн.

Усиление ответственности и популяризация страхования

  • Административная ответственность. Не исключено увеличение размеров штрафов за повторные и грубые нарушения ПБ, особенно приведшие к возникновению пожара.
  • Гражданско-правовая ответственность. Будет продолжено стимулирование страхования гражданской ответственности за причинение вреда из-за пожара. Для арендаторов и управляющих компаний это может стать стандартом де-факто.
  • Персональная ответственность. Курс на закрепление ответственности конкретных должностных лиц – руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей, ответственных за ПБ на объекте.

Профилактика и культура безопасности – фокус на обучении

  • Дистанционное обучение. Ожидается дальнейшее развитие онлайн-курсов по программе пожарно-технического минимума (ПТМ) для широкого круга работников, с использованием электронной подписи.
  • Обучение населения. Программы МЧС по обучению действиям при пожаре, использованию первичных средств пожаротушения могут стать адресными (для разных возрастных и социальных групп) и распространяться через цифровые платформы.

***

Вместо революционных реформ в 2026 году бизнес и управляющие организации, скорее всего, столкнутся с эволюционным развитием существующих трендов: цифровизацией, риск-ориентированным подходом и ужесточением требований к объектам высокой опасности и новым технологическим вызовам (СИМ, электромобили).

Рекомендации для ответственных лиц

  1. Провести аудит текущего состояния пожарной безопасности на объекте.
  2. Ознакомиться с последними редакциями основных СП, касающихся вашего типа объекта.
  3. Организовать обучение персонала с акцентом на практические действия при пожаре.
  4. Рассмотреть вопрос о проведении независимого аудита ПБ для снижения рисков и возможного освобождения от плановых проверок.
  5. Следить за официальными источниками! Сайт МЧС России, портал проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru.

Статья подготовлена на основе анализа открытых источников и экспертных обзоров. Перед принятием решений необходимо обращаться к актуальным текстам нормативных правовых актов и консультироваться с профильными специалистами.