Найти в Дзене
Terra Insapiens

Станислав Ежи Лец

Судьба не гладила Станислава по голове. Он родился во Львове, который тогда был в составе Австро-Венгрии, в 1909 году. Закончив Львовский университет, переехал в Варшаву. Писал стихи, занимался журналистикой. После нападения немцев на Польшу, уехал во Львов, который вскоре стал советским. После нападения Германии на Советский Союз он попал в немецкий концлагерь, откуда чудом сбежал. Это могло быть сюжетом крутого военного боевика. Солдат приказал Лецу выкопать себе могилу. Станислав ударил солдата лопатой, переоделся в его форму и, владея немецким, прошёл через несколько КПП. Вырвавшись из плена, он вернулся в Варшаву и был активным участником Сопротивления. Закончил войну в рядах Войска Польского. После войны Лец сначала поддерживал новый социалистический режим в Польше, но быстро разочаровался в его догматизме и цензуре. В 1950-е годы он на несколько лет уехал в Израиль, затем вернулся в Польшу, где его творчество стало формой интеллектуального сопротивления — не прямым протестом, а

Судьба не гладила Станислава по голове. Он родился во Львове, который тогда был в составе Австро-Венгрии, в 1909 году. Закончив Львовский университет, переехал в Варшаву. Писал стихи, занимался журналистикой. После нападения немцев на Польшу, уехал во Львов, который вскоре стал советским. После нападения Германии на Советский Союз он попал в немецкий концлагерь, откуда чудом сбежал. Это могло быть сюжетом крутого военного боевика. Солдат приказал Лецу выкопать себе могилу. Станислав ударил солдата лопатой, переоделся в его форму и, владея немецким, прошёл через несколько КПП. Вырвавшись из плена, он вернулся в Варшаву и был активным участником Сопротивления. Закончил войну в рядах Войска Польского.

После войны Лец сначала поддерживал новый социалистический режим в Польше, но быстро разочаровался в его догматизме и цензуре. В 1950-е годы он на несколько лет уехал в Израиль, затем вернулся в Польшу, где его творчество стало формой интеллектуального сопротивления — не прямым протестом, а игрой разума против абсурда системы. Он не был диссидентом в классическом смысле. Он был мыслящим человеком с хорошим чувством юмора.

Главный труд его жизни — сборник афоризмов «Непричёсанные мысли» (1957), который принёс ему мировую славу. Это короткие, отточенные фразы, сочетающие парадокс, иронию и глубокий психологический анализ. Книга стала бестселлером и была переведена на десятки языков. Сегодня, в эпоху новых видов пропаганды и упрощённых истин, его «непричёсанные мысли», как никогда, актуальны.

У меня есть эта книжка в карманном формате. Я часто брал её с собой в дорогу. Она уже изрядно потрепанная и теперь просто хранится, как память. Предлагаю вам несколько его афоризмов.

  • До глубокой мысли надо подняться.
  • Когда миф сталкивается с мифом, столкновение происходит реальное.
  • В борьбе идей гибнут люди.
  • После общения с некоторыми людьми у меня появляется ярко выраженный комплекс полноценности.
  • Утрата иллюзий - это прибыль или убыток?
  • Оптимизм и пессимизм расходятся только в дате конца света.
  • Ну, допустим, пробьешь ты головой стену. Что ты будешь делать в соседней камере?
  • Жизнь – вредная штука. От неё все умирают.
  • Если убрать из истории всю ложь, это не значит, что останется только правда. Может вообще ничего не остаться.
  • Выход обычно там, где вход.
  • Поэты - как дети, когда сидят за письменным столом, ногами не достают до земли.
  • Творите о себе мифы. Боги начинали только так.
  • Снося памятники, сохраняйте пьедесталы – они всегда остаются в цене.
  • Когда я думал, что достиг дна, снизу постучали.
  • А что если Бог определил меня себе в атеисты?
  • Из гениальной мысли можно убрать все слова.
  • Если не можешь изменить ситуацию, измени своё отношение к ней.
  • Каково назначение человека? Быть им.

Всем мира!