Найти в Дзене
АиФ–Оренбург

Зюзя, Трескун, Мраз. Кто такой и откуда пришел Дед Мороз

Образ Деда Мороза кажется нам вечным и знакомым с детства. Но его история уходит корнями в глубокую древность, к верованиям и обрядам наших предков. Ещё до принятия христианства на Руси люди верили, что духи умерших покровительствуют живому роду: следят за урожаем, приплодом скота и погодой. Чтобы отблагодарить их за заботу, каждую зиму устраивались особые обряды. В праздничную ночь молодёжь наряжалась — надевала маски, выворачивала тулупы наизнанку и ходила по домам с колядками. Хозяева одаривали таких гостей угощением. Смысл был в том, что колядующие изображали духов предков, получающих свою награду. Часто среди них выделялся один самый страшный персонаж, которому запрещалось говорить. Это был «Дед» — древний и грозный дух. Многие исследователи видят в этом образе прямого предшественника современного Деда Мороза. Только теперь он не требует даров, а сам их приносит. По другой версии, прообразом стал фольклорный персонаж — Морозко или Мороз Красный Нос, повелитель стужи и зимы. Изнача
Оглавление
   Зюзя, Трескун, Мраз.
Зюзя, Трескун, Мраз.

Образ Деда Мороза кажется нам вечным и знакомым с детства. Но его история уходит корнями в глубокую древность, к верованиям и обрядам наших предков.

Духи предков и колядование

Ещё до принятия христианства на Руси люди верили, что духи умерших покровительствуют живому роду: следят за урожаем, приплодом скота и погодой. Чтобы отблагодарить их за заботу, каждую зиму устраивались особые обряды. В праздничную ночь молодёжь наряжалась — надевала маски, выворачивала тулупы наизнанку и ходила по домам с колядками. Хозяева одаривали таких гостей угощением. Смысл был в том, что колядующие изображали духов предков, получающих свою награду. Часто среди них выделялся один самый страшный персонаж, которому запрещалось говорить. Это был «Дед» — древний и грозный дух. Многие исследователи видят в этом образе прямого предшественника современного Деда Мороза. Только теперь он не требует даров, а сам их приносит.

По другой версии, прообразом стал фольклорный персонаж — Морозко или Мороз Красный Нос, повелитель стужи и зимы. Изначально его звали Дедом Трескуном и представляли суровым старичком с длинной бородой. Его власть длилась с ноября по март, и даже солнце его побаивалось. В народном сознании этого Деда отождествляли с январём — «царём морозов, корнем зимы». Месяц этот называли и огневиком, и студнем, и лютовеем.

От древних богов к доброму деду

У восточных славян существовал и образ Мороза-кузнеца, сковывающего воды. Морозы часто ассоциировались с зимними ветрами, а в некоторых сказках Северный ветер или Мороз даже помогал заблудившимся. Сходные персонажи есть и у других славянских народов: например, белорусский Зюзя — бородатый дед, живущий в лесу босиком.

В славянской мифологии можно найти и более древних «родственников» нашего Деда: Позвизд — бог бурь, от взмахов которого сыпался град, а за плащом вихрились вьюги; Зимник — седобородый старик в белой одежде с железной булавой, чей путь приносил лютый холод; Карачун — злой подземный дух, сокращающий жизнь и повелевающий морозами.

   Фото: АиФ/ Юлия Федотова
Фото: АиФ/ Юлия Федотова

Со временем суровый дух начал меняться. Из грозного существа, способного заморозить человека (как в сказке «Мороз, Солнце и Ветер»), он постепенно превратился в справедливого, а затем и доброго дарителя. Этот образ был закреплён в народных сказках, а позже — в литературе: в пьесе Островского «Снегурочка», поэме Некрасова «Мороз, Красный нос» и других произведениях.

Сегодня имя Деда Мороза сохранилось у многих славян: в Болгарии его зовут Дядо Коледа, в Сербии и Черногории — Деда Мраз, в Словении — Dedek Mraz. И хотя сейчас он ассоциируется с подарками и праздником, в его длинной бороде и узорчатом тулупе всё ещё угадываются черты древнего духа зимы.

Как Морозко встретился с ёлкой

Долгое время Мороз Иванович и новогодняя ёлка существовали порознь. Их путь объединился лишь во второй половине XIX века. Именно тогда в России начали искать своего, национального «рождественского деда», который, подобно западным собратьям, мог бы дарить подарки детям.

Первые попытки были робкими и не всегда удачными. При Александре II упоминались то «старый Рупрехт» (явно немецкого происхождения, 1861 год), то святой Николай, или «дедушка Николай» (1870 год) — но эти образы не прижились. Переломным стал 1886 год, когда впервые в этом контексте отметили «Морозко». К началу XX века знакомый нам облик Деда Мороза уже начал складываться. Интересно, что благодаря иллюстрированным переводам сказки Валерием Карриком, Морозко стал известен и англоязычным читателям под именем «Король Мороз» (King Frost).

После революции Дед Мороз, как и все рождественские традиции, попал под запрет. Однако его судьба изменилась 28 декабря 1935 года, когда в газете «Правда» вышла статья члена Президиума ЦИК СССР П.П. Постышева. В ней он предложил организовать для детей празднование Нового года. Это дало старт всесоюзным новогодним мероприятиям, где старую «рождественскую» атрибутику использовали уже в новом, советском ключе. Окончательно образ доброго дарителя помог сформировать советский кинематограф.

Отличие от западной традиции

Происхождение русского Деда Мороза принципиально иное, чем у европейского Санта-Клауса. Если в основе Санты — реальный исторический прообраз, святой, то наш Дед Мороз вышел из языческих верований, народных сказок и суровых поверий о духе зимы. Хотя на его современный вид, несомненно, повлиял западный образ, большинство исконных черт сохранилось.

   Фото: АиФ/ Юлия Федотова
Фото: АиФ/ Юлия Федотова

И сегодня русский Дед Мороз носит длинную узорную шубу, валенки и держит волшебный посох. Он путешествует пешком, по воздуху или на санях, запряжённых резвой тройкой. Рядом с ним всегда его внучка Снегурочка. Он играет с детьми, «замораживая» их весёлым прикосновением посоха, и оставляет долгожданные подарки под нарядной ёлкой.