Тысячи лет назад Варанаси был богатейшим городом, центром наук, культуры и назывался Каши – сияющий. В нем возводили тысячи индуистских храмов – мандиров, здесь прочитал свою первую проповедь Будда, а позже построили самый крупный в Азии университет. Этот рассказ будет о светлой стороне Варанаси – о его храмах, подальше от дыма крематориев, о которых я писала ранее.
"Бенарес старше истории, старше традиций и даже легенд. А выглядит вдвое старше, чем все они вместе взятые", - Марк Твен.
Варанаси считается одним из древнейших непрерывно существующих городов мира. Индуисты называют его земной обителью Шивы, куда 5000 лет назад он спустился с горы Кайлас со своей супругой Парвати. Этот город имеет для индусов такое же значение, как Рим для католиков, священен также для буддистов и джайнистов.
Однако большинство индуистских храмов были разрушены моголами, которые возводили на руинах мечети, поэтому практически все сохранившиеся мандиры в Варанаси не старше XVIII века.
Первым местом, которое я посетила в Варанаси, был храм богини Дурги. Его легко узнать по красному цвету, который символизирует женскую энергию шакти. Возможно, поэтому во внутреннем дворике очень много индианок. Они сидят на ступеньках, медитируют и загадывают желания богине, повязав на запястье красную нить.
Дурги, она же Парвати – супруга Шивы, считается защитницей города, приносит победы над преградами, болями и страданиями. Пришедшие поклониться приносят богине пуджи: уложенные на тарелочку кокос, благовония, красную ткань, сахар и цветы.
Выйдя из храма, мы поспешили на огненное аарти – обряд поклонения богине Ганге, который символизирует взаимодействие пяти элементов: пространства, ветра, огня, воды и земли.
Во время обряда четыре брахмана крутят в руках лампады со множеством фитилей, звучат мантры, народ благоговеет, а потом запускает в реку диасы, маленькие лодочки из банановых листьев со свечками и цветами. И тоже загадывают Ганге свои желания!
Напротив гхата, где мы смотрели огненный аарти, 4 года назад построили широкий коридор, который соединил набережную со знаменитым храмом Каши Вишванатх, что означает «Господин Вселенной». Его разрушали и перестраивали много раз и тот мандир, что мы видим сейчас, создан в 1780 году. Если верить Википедии, его кровля покрыта 820 кг чистого золота.
К храму стоит длинная очередь паломников, люди со всей Индии стараются посетить это место хотя бы раз в жизни. Когда мы изъявили желание войти, нам ответили, что для этого понадобится паспорт, виза и, как минимум 2 часа для оформления пропуска. Ну ладно, как-нибудь в следующий раз...
Как и в любом туристическом городе, в Варанаси есть свой дом с привидениями. Наш гид назвал это место "Варанаси-проклятый дворец", в котором когда-то жила богатая мусульманская семья.
Шри Вишванатх Мандир построили на территории самого крупного вуза Азии – Бенаресского индуистского университета. Хотя чаще его зовут Нью Вишванатх, так как он возведён уже в 20 веке,1966 год.
Храм знаменит своей 77 метровой башней-шикхарой, которая соперничает с самыми высокими мандирами страны. Стены отделаны натуральным камнем с текстами из священных писаний индуизма. Как и повсюду в Варанаси, здесь можно загадать желание, прошептав его на ухо статуе белого бычка-нандина, поставленного напротив главной молельни.
Удивительно, но зародившийся в Индии буддизм практически ушел из страны и распределился за пределами Индостана. Буддийские храмы разоряли моголы, кроме того, они сильно мешали брахманам.
"Вы поймите, брахманы – это высшее сословие в индуизме, они составляют гороскопы, их приглашают для обрядов, на рождение ребенка, перед свадьбой и принятием серьёзных решений. Буддизм в Индии просто лишил бы их работы!", - объясняет наш гид.
На сегодняшний день в стране проживает всего 1% буддистов, хотя многие представители учения приезжают в Варанаси как паломники. И в первую очередь, чтобы побывать в Сарнатхе - одном из 4 главных священных мест для буддистов.
В Сарнатхе Будда читал свою первую проповедь. А в III веке до н.э. на этом месте построил ступу Дхармараджика император Ашока. В это же время были сооружены знаменитые колонны Ашоки, которые стали древнейшими примерами индийской письменности.
Более 1000 лет Сарнатх был религиозным центром буддистов, в монастыре проживало около 1500 монахов. Сейчас мы можем увидеть лишь облагороженные фундаменты древних строений.
В конце XII века Варанаси и Сарнатх разграбили в ходе мусульманского вторжения – ступу Дхармараджика разобрали на кирпичи для строительства рынка, монастырь разрушили и буддийские службы прекратились.
"Сарнатх был окружён лесом и находился далеко от города, поэтому о нём все забыли. Его обнаружили только в конце XIX века, начали восстанавливать и сегодня это центр паломничества для буддистов всего мира. Здесь даже есть университет тибетологических исследований – единственный вуз в Индии с преподаванием на тибетском языке", - рассказывает наш гид.
В Варанаси храмы на каждом шагу, по некоторым источникам их не меньше 2 тысяч. Часто строили мандиры прямо у себя дома, чтобы быть ещё ближе к своим божествам. От этих кукольных иноземных святилищ теплеет в сердце, хочется постоять рядом и подумать о чем-то своём.