Найти в Дзене
Русская Семёрка

Басмачи: какой национальности были главные бандиты Средней Азии

После распада СССР история получила множество новых трактовок. То, что в советских учебниках и фильмах представало как однозначное зло — например, басмачество — в новых независимых государствах стало рассматриваться как национально-освободительное движение. Кровавые бандиты на экране превратились в партизан, боровшихся против насаждения чуждой идеологии. Но где же правда? Кем на самом деле были люди, которых советская власть назвала «басмачами»? Само слово «басмач» не было советским изобретением. Как отмечают исследователи Леонид Бляхер и Илдус Ярулин, оно происходит от узбекского «басма» (налет) с суффиксом «-чи», указывающим на род занятий. «Басмач» — это попросту «налётчик». Так в Средней Азии испокон веков называли конных грабителей, нападавших на караваны и мирные кишлаки. Это слово несло сугубо негативный, криминальный оттенок задолго до прихода большевиков. Однако в начале XX века ситуация изменилась. После Октябрьской революции и установления советской власти в Туркестане многи
Оглавление

После распада СССР история получила множество новых трактовок. То, что в советских учебниках и фильмах представало как однозначное зло — например, басмачество — в новых независимых государствах стало рассматриваться как национально-освободительное движение. Кровавые бандиты на экране превратились в партизан, боровшихся против насаждения чуждой идеологии. Но где же правда? Кем на самом деле были люди, которых советская власть назвала «басмачами»?

Налётчик — значит бандит

Само слово «басмач» не было советским изобретением. Как отмечают исследователи Леонид Бляхер и Илдус Ярулин, оно происходит от узбекского «басма» (налет) с суффиксом «-чи», указывающим на род занятий. «Басмач» — это попросту «налётчик». Так в Средней Азии испокон веков называли конных грабителей, нападавших на караваны и мирные кишлаки. Это слово несло сугубо негативный, криминальный оттенок задолго до прихода большевиков.

Однако в начале XX века ситуация изменилась. После Октябрьской революции и установления советской власти в Туркестане многие местные жители, особенно глубоко верующие мусульмане, восприняли новую власть как вторжение «неверных». Они стали объединяться в отряды, называя себя моджахедами — участниками священной войны (джихада). Их идеологией был ислам, а целью — сопротивление антирелигиозному коммунистическому режиму.

Как моджахеды стали «бандитами»

Столкнувшись с таким идеологически заряженным сопротивлением, советское командование оказалось в непростой ситуации. Воевать с «угнетенным населением» или «верующими» было плохой риторикой. Нужен был образ врага, лишенный всякой легитимности.

Черное море: почему оно считается самым плохим в мире

И здесь пригодилось старое, хлёсткое слово «басмач». Как пишут Бляхер и Ярулин, это слово стало «спасением для освободительной Красной Армии». Против неё выступали не борцы за веру, а обычные бандиты, грабители («басмачи»), находящиеся вне закона. По отношению к ним любое насилие становилось оправданным. Так произошла сознательная смысловая подмена, позволившая перевести сложный религиозно-политический конфликт в плоскость борьбы с уголовщиной.

Пёстрый состав

Национальный состав движения был крайне пёстрым, что отражало сложную этническую мозаику Туркестана. По данным русского генерала Константина фон Кауфмана конца XIX века, регион населяли десятки народов: узбеки, таджики, киргизы, туркмены, сарты, казахи, а также татары, евреи, дунгане и другие.

«Информацию и статистические данные русского генерала о народонаселении Туркестана можно принять как достоверные, так как он был не только политически заинтересован в них, но и имел на это полный административный ресурс. Поэтому мы считаем полученные результаты наиболее точными для конца XIX в.», – писала Т. Омурзакова.

Поскольку власти Российской империи считали киргизов и казахов одним народом, называя последних киргиз-кайсаками, то неудивительно, что к киргизам были причислены почти 50% всего населения Туркестана, на территории которого помимо среднеазиатских республик находился и современный Казахстан. Правда, движение басмачей затронуло лишь южные регионы этой страны и не имело такого размаха, как в Узбекистане или Таджикистане.

Если же говорить о Средней Азии как таковой, то больше всего басмачей, наиболее упорно сопротивлявшихся новым порядкам, оказалось в тех местах, где самым многочисленным народом были сарты. В конце XIX века к этой национальности относились около 800 тысяч человек, они составляли большинство населения Сырдарьинской и Ферганской областей, а также Зеравшанского округа. 26% всех жителей Туркестана являлись сартами.

Какие цифры у русских считаются проклятыми

Вторым по численности народом, представители которого входили в отряды басмачей, были узбеки: 200 тысяч человек, или немногим более 6,3% всего населения восточной провинции. На третьем месте оказались таджики: 150 тысяч человек или около 4,7% жителей Туркестана.

Несмотря на историческую и статистическую достоверность отчета, который составил генерал К. П. фон Кауфман, по тем или иным причинам в него попали далеко не все народы Средней Азии. Например, вне списка остались ногайцы, которых власти Российской империи исторически причисляли к татарам.

Куда пропали сарты

Таинственное исчезновение сартов, случившееся в начале ХХ века, интересует многих исследователей. Если говорить просто, то советская власть записала сартов узбеками. И произошло это не в отместку народности, представители которой составляли большинство в движении басмачей, а всего лишь ради унификации населения Средней Азии, где были образованы Узбекская, Таджикская, Киргизская и Туркменская ССР.

Доктор исторических наук Сергей Абашин посвятил этой теме статью «Возвращение сартов? Методология и идеология в постсоветских научных дискуссиях», которая была напечатана в журнале «Антропологический форум» (№ 10 за 2009 г.). Ученый отметил, что споры об этом народе не утихают уже долгое время.

«Данные, которые появились в результате более близкого знакомства с регионом в середине XIX в., заставили исследователей задуматься, какие из признаков являются основными в формировании сартов и к какому народу их соответственно можно отнести. Если это образ жизни, обычаи, психология и внешний облик, то сартов нужно отнести к иранским народностям. Если язык – то их нужно включить в число тюркских племен», – констатировал С. Н. Абашин.

Ученый выразил мнение, что исчезновение сартов с этнической карты Средней Азии стало результатом некого негласного соглашения, достигнутого в ходе переговоров между коммунистами и местной мусульманской элитой.

Идеологи марксизма-ленинизма все же осознали допущенные ошибки и встали на путь веротерпимости, решили учитывать религиозно-культурные особенности региона. Басмачество постепенно сошло на нет по причине его полной бесперспективности, а исламские лидеры стали призывать верующих принять новую власть.

Так или иначе, а с момента Всесоюзной переписи 1926 года сарты больше нигде не значились как народ. И считается, что сейчас они уже полностью ассимилированы соседями.

А вот доктор исторических наук Светлана Брежнева полагает, что сарты исчезли с этнической карты Средней Азии, поскольку к началу ХХ века этнографические различия между таджиками и узбеками практически стерлись, два этих народа стали отличаться лишь по наречию. (Как известно, одни ираноязычные, другие тюркоязычные). Об этом исследовательница написала в своей статье «Народы Туркестана в составе Российской империи», которая была опубликована в журнале «Российские регионы: взгляд в будущее» (№ 1 за 2017 г.).

И сарты, представлявшие собой нечто среднее между узбеками и таджиками, были причислены к первым по причине схожести языков, ведь наречие исчезнувшего народа, очевидно, имело тюркские корни.

«Девушка в красном купальнике»: как сложилась судьба самой красивой беглянки из СССР

Сколько раз можно кипятить воду на самом деле

Какие территории отдал СССР США в 1990 году

The post Басмачи: какой национальности были главные бандиты Средней Азии appeared first on Русская семерка.