Найти в Дзене
Техносфера ВПК

Союз-2.1б скоро отправится в космос

Друзья, в конце декабря космос пополнится нашими «Аистами». Так метко называют спутники дистанционного зондирования Земли, которые отправятся на орбиту. Выведет их туда надёжная рабочая лошадка российской космонавтики — ракета-носитель «Союз-2.1б». Давайте на мгновение отвлечёмся от самих аппаратов и пристальнее посмотрим на средство их доставки. Этот «Союз» — не просто труба с топливом, а

Источник Роскосмос
Источник Роскосмос

Друзья, в конце декабря космос пополнится нашими «Аистами». Так метко называют спутники дистанционного зондирования Земли, которые отправятся на орбиту. Выведет их туда надёжная рабочая лошадка российской космонавтики — ракета-носитель «Союз-2.1б». Давайте на мгновение отвлечёмся от самих аппаратов и пристальнее посмотрим на средство их доставки. Этот «Союз» — не просто труба с топливом, а сложный механизм, чья работа расписана по секундам. Всё начинается с его ступеней, каждая из которых выполняет свою чёткую роль, чтобы затем уступить место следующей.

Самое зрелищное, конечно, связано с первой ступенью. Когда мы видим старт, кажется, что работает одна большая ракета. На самом деле, внизу трудятся сразу пять двигателей. Четыре боковых блока, которые часто называют «боковушками» или «ускорителями», — это буквально первая ступень. Каждый из этих блоков, обозначенных как «Б», «В», «Г» и «Д», оснащён мощным жидкостным ракетным двигателем РД-107А. Особенность этой конструкции в разделении задач: четыре основные камеры сгорания создают основную тягу, а две рулевые, поворачиваясь, направляют ракету в нужную сторону на начальном, самом сложном участке полёта. Но самый интересный блок — центральный. Он, по сути, является второй ступенью, но запускается-то он одновременно с первой, ещё на земле. Этот центральный блок «А» работает на двигателе РД-108А, очень похожем на РД-107, но с важным отличием: у него четыре рулевые камеры. Он включается в работу за долю секунды до отрыва от стартового стола и продолжает трудиться, когда его собратья-ускорители уже отработают своё.

А происходит это на сто девятнадцатой секунде полёта. Представьте: чуть меньше двух минут мощного разгона в плотных слоях атмосферы. Боковые блоки, исчерпав своё топливо, должны мгновенно и безопасно отделиться. Это не просто отключение двигателя. Срабатывают пироболты и специальные пороховые толкатели, которые мягко отводят отработанные ускорители в стороны, чтобы они не задели центральный блок, который в этот момент продолжает нести ракету вверх. С этого момента дальнейший разгон ложится на плечи двигателя РД-108А центрального блока. Он работает дольше, почти до пятой минуты полёта. На двухсот восемьдесят восьмой секунде, когда ракета уже на большой высоте, где атмосфера разрежена, свою миссию завершает и вторая ступень. Она отделяется, освобождая дорогу третьей.

И вот здесь начинается филигранная работа. Третья ступень, блок «И», — это уже другая эпоха в двигателестроении. Она оснащена современным четырёхкамерным двигателем РД-0124. Его главная особенность — высочайшая эффективность. Но как его запустить в невесомости, когда топливо может плавать в баках? Для этого используется хитрый манёвр, называемый «горячим разделением». Двигатель третьей ступени запускается не после, а прямо перед отделением второй. То есть в какой-то момент работают оба: нижняя ступень ещё толкает, а верхняя уже включилась и набирает тягу. Это создаёт необходимый наддув в баках и гарантирует чёткий запуск. Затем вторая ступень отстреливается, а третья, уже на полной мощности, продолжает выводить полезную нагрузку всё выше. Её работа завершается на пятьсот шестьдесят четвёртой секунде, примерно через девять с половиной минут после старта.

Но на этом история не заканчивается. Три ступени «Союза-2.1б» выполнили свою главную задачу: они преодолели земное притяжение и вывели связку из разгонного блока и спутников на так называемую опорную орбиту. Дальше в дело вступает универсальный «космический извозчик» — разгонный блок «Фрегат». Это самостоятельный, очень умный аппарат со своей системой управления и запасом топлива. Он может включать свой двигатель десятки раз, выполняя тонкие манёвры, чтобы развести аппараты по разным орбитам с ювелирной точностью. Именно он доведёт наших «Аистов» до их рабочего места. Так что, когда в конце декабря вы увидите сообщение об успешном запуске, помните, что это результат слаженной работы всей этой цепочки: от боковых блоков первой ступени до манёвров «Фрегата», каждый элемент которой знает своё время и своё место.

Ну а в нашей телеге ещё больше интересного контента.

-2
Техносфера Видео -