На этой неделе новый и полностью импортозамещенный Ту-214 впервые поднялся в воздух, а потом отправился в Минск на перекраску. Что известно о будущем этого самолета и сколько КАЗ хочет производить самолетов — в материале Inkazan.
Первый полет
Во вторник, 16 декабря, новый импортозамещенный пассажирский самолет Ту-214 с регистрационным номером RA-64536 выполнил первый полет. Об этом свидетельствуют данные портала FlightAware. На портале Flightradar можно увидеть, что борт был в воздухе чуть больше часа — сначала улетел на север Татарстана, а потом вернулся к месту взлета.
На следующий день, 17 декабря, Ту-214 сначала перелетел с аэродрома завода к казанскому аэропорту. А через некоторое время борт вылетел в Минск, чуть позже него в столице Беларуси приземлились два самолета Embraer E195LR из Казани и Москвы. Предположительно, в Минск Ту-214 улетел на перекраску.
Отметим, что это первая «тушка», построенная после утверждения летом 2022 года комплексной программы развития авиационной отрасли, рассчитанной до 2030 года. Построенные ранее Ту-214 начали делать еще раньше. Так, в мае 2025 года Казанский авиационный завод (КАЗ) передал министерству промышленности и торговли России самолет с номером RA-64535.
Впрочем, ни «Ростех», ни Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) не рассказали о первом полете нового Ту-214.
Обновление от 15:51 18 декабря: ОАК подтвердила, что первый полностью импортозамещенный Ту-214 впервые подняли в небо. На тот момент борт был в заводском грунте. Первый полет продлился 1 час и 10 минут в штатном режиме. Также ОАК поделился фотографиями первого полета «тушки».
Кому достанется «тушка»?
Новый Ту-214, как сообщалось ранее, будет первым самолетом авиазавода, сделанного только из российских комплектующих. В частности, планировали заменить вычислители, системы сигнализации о сближении с землей и столкновении в воздухе, радар, трапы и так далее. Всего в списке было около 45 систем и подсистем.
Изначально этот борт должны были отдать авиакомпании «ЮВТ Аэро» — поставить первые два борта должны были в 2024 году, еще два — в 2025 году. Однако в итоге самолет достанется другому заказчику — компании «Согаз». В итоге «Татнефть», которая владеет авиакомпанией, судится с «Туполевым», требуя миллиарды рублей.
По данным «Бизнес Онлайн», новый Ту-214 с номером RA-64536 построили в модификации бизнес-джета. Ранее подобные версии «тушек» заказывали только управление делами президента России и ФСБ. При этом следующий самолет, который сейчас строят на КАЗе, достанется МЧС, а потом еще несколько — летному отряду «Россия».
Мифические Ту-214: почему «ЮВТ Аэро» отказалось от производимых в Казани самолетов
Что с Ту-214 дальше?
Министр промышленности и торговли Татарстана Олег Коробченко заявил «Татар-информу», что сейчас на казанском заводе вводят в эксплуатацию цех поточной линии сборки. Благодаря этому, как ожидается, в будущем КАЗ сможет собирать минимум 20 самолетов Ту-214 в год. Сейчас закупается необходимое оборудование.
«Представьте, чтобы запустить весь этот маховик, нужно перестроить производство, пересмотреть подготовку производства под цикл 20 комплектов комплектующих: от гаечек до укомплектованных агрегатов — все должно быть произведено не меньше 20 комплектов с обеспечением последующего задела», — заявил Коробченко.
Ранее, по словам министра, цикл производства Ту-214 составлял 3 года, сейчас же его снизили до 2 лет. При этом в будущем ожидается еще большее сокращение этого срока. Сразу 20 самолетов КАЗ не может сделать, потому что, заявил Коробченко, надо наработать объем производства комплектующих.
Согласно планам, в 2026 году должны построить три самолета. Входит ли в это число RA-64536, министр не сказал. Однако они не пойдут авиакомпаниям, как мы отмечали выше. Сейчас у КАЗа есть проблемы с комплектующими и поставкой, добавил министр.
Соратник Копылова — о Ту-214: «Государство, по сути, отказалось от самолета»
Проблемы Ту-214
Впрочем, у производства пассажирских самолетов на казанском авиазаводе полно проблем. В октябре сообщалось, что на предприятие с проверкой приходили представители силовых структур. В частности, Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Позже стало известно, что новый Ту-214 в этом году вряд ли успеют передать заказчику.
В начале ноября стало известно, что авиакомпания S7 сделала крупный заказ на пассажирские самолеты, которые должен выпускать Казанский авиационный завод. Всего «Сибири» потребовалось более 100 самолетов. В какие сроки предприятие должно поставить их, не сообщалось. Заказы также были от «Аэрофлота».
Впрочем, эксперты высказывали мнение, что Ту-214 требуется модернизация. Например, необходимо обновить бортовые системы. Напомним, Ту-204 появился на свет в 1989 году, а его модернизированная версия Ту-214 — в 1996 году. Сделано ли это, не сообщалось.
Судьба Ту-214: что мешает КАЗу строить больше самолетов
Читайте также:
Ту-214 требует модификации: какие проблемы у серийного производства самолетов
Авиакомпания S7 заказала больше 100 самолетов Ту-214
В воздух подняли конкурента Ту-214, но будущее у самолетов туманное