Найти в Дзене
Аниме Анимэ

Клинок, рассекающий тьму: Повесть о брате, сестре и древнем проклятии

Эта история берет свое начало, словно сойдя со страниц самой мрачной народной легенды. Представьте юношу по имени Тандзиро Камадо, чья жизнь была проста и понятна: он торговал углем, чтобы прокормить семью. Однажды, задержавшись в соседнем городе, он возвращается домой и на пороге его встречает леденящая душу картина. Вместо теплых объятий — бездыханные тела его близких. Беспощадное чудовище учинило кровавую расправу над матерью, братьями и сестрами, пока юноша пытался заработать им на хлеб. Отец семейства покинул этот мир несколькими годами ранее, сраженный недугом. И все же, среди этого кошмара теплится огонек надежды: одна из сестер, Нэдзуко, оказывается жива. Но радость сменяется ужасом — девушка сама обратилась в демона. Вопреки всему, в ней сохранилась частичка человечности, позволяющая подавлять звериную жажду крови. Этот крошечный шанс становится для Тандзиро путеводной звездой, вселяя веру в то, что однажды он сможет разрушить темные чары. Вопрос лишь в том, как это сделать. С
Оглавление

Начало пути: трагедия, что выковала героя

Эта история берет свое начало, словно сойдя со страниц самой мрачной народной легенды. Представьте юношу по имени Тандзиро Камадо, чья жизнь была проста и понятна: он торговал углем, чтобы прокормить семью. Однажды, задержавшись в соседнем городе, он возвращается домой и на пороге его встречает леденящая душу картина. Вместо теплых объятий — бездыханные тела его близких. Беспощадное чудовище учинило кровавую расправу над матерью, братьями и сестрами, пока юноша пытался заработать им на хлеб. Отец семейства покинул этот мир несколькими годами ранее, сраженный недугом. И все же, среди этого кошмара теплится огонек надежды: одна из сестер, Нэдзуко, оказывается жива. Но радость сменяется ужасом — девушка сама обратилась в демона. Вопреки всему, в ней сохранилась частичка человечности, позволяющая подавлять звериную жажду крови. Этот крошечный шанс становится для Тандзиро путеводной звездой, вселяя веру в то, что однажды он сможет разрушить темные чары. Вопрос лишь в том, как это сделать.

-2

Странствия в поисках исцеления приводят брата и сестру к порогу тайного ордена, известного как Истребители демонов. Эта организация на протяжении целого тысячелетия стоит на страже Японии, оберегая ее от порождений тьмы. В рядах ордена есть не только рядовые воины, но и элитные бойцы, достигшие вершин мастерства — их именуют «столпами». Каждый из них довел до совершенства особые боевые стили, черпающие силу из самой природы и носящие имена стихий: «дыхание воды», «дыхание грома» или даже «дыхание насекомых». Конечная миссия истребителей — отыскать и уничтожить прародителя всех демонов, зловещего Мудзана Кибуцудзи. Существует поверье, что его гибель положит конец и всему его порочному отродью. Тандзиро, ведомый единственной целью спасти Нэдзуко, преодолевает суровые испытания, вступает в ряды охотников и ступает на тернистый путь битвы с кровожадными созданиями, которые, как он вскоре узнает, тоже когда-то были людьми.

-3

Странствия Тандзиро и его колоритных спутников — вечно паникующего Дзэнъицу и неистового Иносукэ, никогда не снимающего маску кабана — разворачиваются на протяжении четырех сезонов захватывающего аниме-сериала. Анимационная адаптация манги увидела свет в 2019 году, а уже год спустя на экраны вышел полнометражный фильм «Поезд “Бесконечный”», сокрушивший все кассовые рекорды. В 2021 году его историю искусно перемонтировали, превратив в часть второго сезона, который дополнили новой сюжетной аркой «Квартал красных фонарей». Затем, с завидной регулярностью, год за годом, сага продолжалась: «Деревня кузнецов» стала третьим сезоном, а «Тренировка столпов» — четвертым. Теперь же весь мир замер в ожидании «Бесконечной крепости». Стоит также упомянуть о существовании фильмов-компиляций, объединяющих несколько эпизодов с улучшенной анимацией, но для понимания основного сюжета они не имеют принципиального значения.

-4

Гораздо важнее то, что франшиза, в оригинале носящая имя Kimetsu no Yaiba, стала первым культурным феноменом новой японской эпохи Рэйва, начавшейся в 2019 году. Ключевым фактором этого головокружительного взлета стали международные стриминговые платформы. Хотя сервис Crunchyroll существовал с конца нулевых, именно в 2010-х он начал показывать по-настоящему громкие проекты. «Истребитель демонов» оказался одним из первых аниме, которое зрители по всему миру могли смотреть почти одновременно с его телепремьерой в Японии. Это стало настоящим прорывом на фоне традиционно консервативной индустрии Страны восходящего солнца, где приоритет всегда отдавался телеканалам. Свою лепту в растущую славу внесли и порталы Funimation и Hulu, а вскоре к ним примкнул и гигант Netflix. В России легальный показ осуществлялся на платформе Wakanim, которая позже стала частью глобальной семьи Crunchyroll.

Грань между светом и тьмой

-5

На первый взгляд, центральное противостояние истории кажется классической битвой добра и зла. Однако на деле оно обретает удивительную глубину благодаря горестным историям прошлого как охотников, так и самих демонов. Оказывается, большинство из них, подобно семье Камадо, в свое время столкнулись с чудовищной несправедливостью этого мира. Но если будущие истребители избрали путь борьбы за светлое будущее, то их оппоненты, отчаявшись, отвернулись от человечества и поддались зловещему очарованию прародителя зла Мудзана. Пронзительные предсмертные флешбэки раскрывают целую палитру душевных и телесных страданий, которые любого могли бы совратить с праведного пути. И когда очередной поверженный антагонист обращается в пепел, сердца зрителей сжимаются от сострадания, и вместе с ними по щекам Тандзиро текут слезы.

-6

Безграничное добросердечие главного героя стало настоящей легендой. Такую кристальную чистоту души и всепрощение можно встретить разве что на страницах житий святых. Этот незапятнанный, идеальный протагонист — одно из главных сокровищ франшизы. В эпоху, когда популярны циничные и неоднозначные персонажи, далеко не каждый из них может сравниться в душевной силе с юным Камадо. Да, в его прошлом есть некий семейный секрет, окутанный тайной, но повествование подводит к нему так неспешно и деликатно, что эту интригу едва ли можно считать главным двигателем сюжета.

-7

Выбор в пользу абсолютно положительного героя может показаться идущим вразрез с современными трендами, ведь в моде антигерои и персонажи с многогранным, сложным характером. Взять, к примеру, другой подростковый аниме-хит «Человек-бензопила», где главный герой — юноша, лишенный высоких идеалов, чьи мечты сводятся к простой еде и возможности прикоснуться к девушке. Однако в мире, уставшем от моральной неопределенности, «серой морали» и всевозможных двусмысленностей, такая обезоруживающая простота и искренность, похоже, снова находит живой отклик в сердцах.

-8

Эта искренность особенно глубоко тронула японскую и международную аудиторию в тревожное время, предшествовавшее пандемии, и в самый ее пик. Даже глобальный локдаун не стал преградой для феноменального успеха фильма «Поезд “Бесконечный”», так что грядущая «Бесконечная крепость» стартует с еще более выгодных позиций. Жизнь со времен эпидемии не стала проще, и потому напоминать о непреходящей ценности семьи и человеческого тепла теперь приходится не только Доминику Торетто из киносаги «Форсаж».

-9

Когда в «Бесконечной крепости» герои буквально низвергаются в самое сердце вражеской цитадели, на ум приходят ассоциации с падением Алисы в кроличью нору. Но куда важнее другая мысль, которую доносит «Истребитель демонов»: зло может поджидать где угодно — даже в уединении собственного дома или на тихой лесной опушке. И именно в таких, казалось бы, безнадежных обстоятельствах Тандзиро и его товарищи становятся носителями гуманистических идеалов, которые с таким трудом пробивали себе дорогу в Стране восходящего солнца, где даже после Второй мировой войны интересы коллектива зачастую ставились превыше отдельной человеческой жизни.

-10

Выбор исторического периода для повествования тоже далеко не случаен. Действие разворачивается в недолгую, но знаковую эпоху Тайсё (1912-1926), девизом которой была «Великая справедливость». При императоре Ёсихито в Японии началось зарождение демократических веяний, а страну захлестнула волна индустриализации, вызвав стремительный рост городов. Большинство примет технического прогресса, которые мы видим в аниме, — диковинные поезда, линии электропередач — начали появляться еще в предшествующий период Мэйдзи, но именно в начале XX века эти перемены стали по-настоящему очевидны. Поскольку доблестные мечники остаются верны своим клинкам и даже с некоторым пренебрежением относятся к огнестрельному оружию, может возникнуть мысль об их ретроградстве. Однако примечательно, что и их вековечные противники с темной стороны также не спешат вооружаться новинками ВПК, хотя история помнит, как самураи приняли на вооружение ружья-аркебузы еще в середине XVI века.

Визуальное великолепие: секрет успеха студии ufotable

Помимо вдохновляющей прямоты и элегантной ретро-атмосферы, унаследованных от манги-первоисточника, у аниме-сериала есть свой уникальный джокер. Это виртуозная, скрупулезная работа аниматоров из студии ufotable. Осознав, какой бриллиант попал им в руки, создатели решили забросить прочие проекты и сконцентрировать все силы на потенциальном блокбастере. В результате на свет появились невероятно зрелищные и детализированные сцены битв, которые навсегда врезаются в память ценителей франшизы. Когда речь заходит об «Истребителе демонов», люди в первую очередь вспоминают ошеломительную красоту визуального ряда, и лишь затем — сюжет и персонажей, которые, безусловно, тоже обзавелись армией поклонников. Показательно, что с выходом аниме продажи оригинальной манги взлетели до небес: за полгода, пока транслировался первый сезон, общий тираж вырос с трех с половиной до двенадцати миллионов копий.

-11

Мастера из ufotable ткут визуальное полотно повествования, гармонично сочетая трехмерную графику и традиционную рисованную анимацию, благодаря чему им удается добиваться почти фотографической реалистичности задних планов. В самых драматичных или напряженных сценах они с ювелирной точностью прорисовывают каждую снежинку, каждое облачко пара от дыхания на морозе и другие детали, подчеркивающие эмоциональный накал момента. Разумеется, в сериале есть место и для забавных вставок, где герои нарисованы умилительно-упрощенно, давая зрителю передышку. Но высочайшее мастерство художников не вызывает сомнений, хотя по части зрелищности самих поединков у «Истребителя демонов» есть достойные конкуренты, от «Магической битвы» до «Поднятия уровня в одиночку».

-12

Эпоха сама подарила художникам холст, на котором причудливо переплелись царственное величие минувших дней и до боли знакомые черты современных городских пейзажей. Перед нами разворачивается картина квартала Ёсивара, залитого алыми огнями фонарей, где демоническая сущность ведет свой смертоносный танец. Ее оружием служат бесчисленные оби, традиционные пояса для кимоно, что по мановению темной магии обращаются в живые, жаждущие плоти щупальца.

Затем повествование уводит нас в скрытую от посторонних глаз деревушку кузнецов. Ее жители, чьи лица сокрыты под масками хёттоко с забавно вытянутыми губами, олицетворяют собой глубинную японскую философию. Это не просто преклонение перед трудом, но страсть к оттачиванию одного-единственного умения до абсолютного совершенства. В сущности, тем же самым заняты и охотники на демонов, доводя до блеска приемы избранного ими стиля боя. И, наконец, венец творения тьмы — замок Мудзана. Он предстает как иномировой кошмар, сюрреалистическая заставка на экране, где крохотные комнатушки хаотично разлетаются в стороны, чтобы сплестись в бесконечные лабиринты коридоров и взмывающих в никуда башен.

Обнажи свой клинок — и ринься в бой

Сюжетная арка «Бесконечной крепости» — это грандиозная, многоуровневая кульминация, решающая схватка в самом сердце логова главного антагониста. Здесь, на последнем рубеже, сходятся в поединке сильнейшие представители обеих сторон. Если на стороне света выступают могучие столпы, элита истребителей, то у Мудзана в подчинении есть не менее искусные воины, известные как «высшие луны». Эти порождения тьмы не выкрикивают названия своих атак, но каждый из них владеет уникальной и смертоносной магией крови — темным даром и вечным проклятием, что они обрели вместе с демонической сущностью. Само собой, до финальной встречи юного Камадо и владыки зла еще далеко, хотя им и удается на мгновение встретиться взглядами, полными невысказанных угроз.

-13

Для тех зрителей, кто случайно попал на этот сеанс, пропустив все предыдущие главы саги, повествование может показаться запутанным. Однако не стоит отчаиваться: ключевые моменты истории деликатно напомнят через многочисленные флешбэки. По правде говоря, из двух с половиной часов хронометража как минимум треть отдана под сцены из прошлого. Некоторые из них уже мелькали в сериале, служа напоминанием, в то время как другие раскрываются впервые, проливая свет на тайны персонажей.

Когда речь заходит о множестве героев, которым прежде уделяли от силы десять, а то и пять минут на экране, такое решение выглядит не самым изящным, но вполне рабочим. В этом и кроется парадоксальное очарование мира Kimetsu no Yaiba: здесь нет места поиску новых путей, борьбе хорошего с лучшим. Лишь проверенные временем приемы, повторяющиеся из сезона в сезон, из битвы в битву. В первой части «Бесконечной крепости» этот метод и вовсе достигает грани самопародии. Одна из охотниц жаждет отомстить за погибшую сестру. Ее товарищ по оружию сводит счеты с названым «братом» по додзё, который перешел на сторону тьмы. А сам демон Аказа, чье имя вынесено в заголовок оригинальной манги, собрал трагическое бинго, потеряв в прошлом отца, наставника и юную невесту.

-14

Безусловно, каждому из них можно сопереживать, но когда три поединка подряд строятся на практически идентичном эмоциональном фундаменте, а структура повествования напоминает механическое восхождение по турнирной лестнице в стиле Mortal Kombat, назвать премьеру одной из лучших глав «Истребителя демонов» язык не поворачивается. Добравшись до «Бесконечной крепости», ни автор манги Готогэ, ни анимационная студия ufotable не спешат изобретать что-то новое (кстати, первый велосипед в Японию завезли примерно в 1865 году). Несмотря на то, что некоторые герои, вероятно, утратят свою «сюжетную неуязвимость», сам формат масштабной битвы, где толпы людей и демонов носятся по экрану в вихре эффектных сражений под аккомпанемент душещипательных воспоминаний, слишком хорошо зарекомендовал себя в прошлом, чтобы от него отказываться.

-15

Остается лишь одно — оттачивать его до совершенства, подобно тому, как кузнецы и истребители в предыдущих сезонах доводили до идеала свои клинки и навыки. В конце концов, у каждого персонажа за плечами есть семья и глубокие душевные травмы, которые искушают озлобиться на весь мир. И когда эти истории разворачиваются в живописных декорациях Японии, уже не такой уж и древней, и подаются со всем патетическим великолепием подростковых фантазий — это зрелище, которое определенно стоит своих двух тысяч иен.