Найти в Дзене

🔥Как бабку Натальи Гончаровой совратили и опозорили.

Давно известно, что любовь зла. А иногда она еще густо замешана на подлости одной из сторон. Супруга Александра Сергеевича Пушкина отличалась большой красотой, которую она унаследовала от своих матери и бабушки. Ее происхождение у меня уже описано вот в этой статье: Сегодня я хочу рассказать подробнее о бабушке Натальи Николаевны со стороны ее матери. История этой женщины мне показалась интересной и трагической. Теща Пушкина, Наталья Ивановна Гончарова, урождённая Загряжская (1785-1848 гг.), была плодом запретной любви. Она появилась на свет исключительно по той причине, что препятствующие нежелательным беременностям средства в ту эпоху не были распространены. Ее мать, наша сегодняшняя героиня, Еуфрозиния Ульрика фон Липхарт (1761-1791 гг.), происходила из лифляндского дворянского рода Липхарт. Род этот известен с 17 века и вел свое происхождение, предположительно, из Ревеля. Изначально род был ремесленническим, но позже его представители получили дворянство. Род этот был очень боль
Давно известно, что любовь зла. А иногда она еще густо замешана на подлости одной из сторон.

Супруга Александра Сергеевича Пушкина отличалась большой красотой, которую она унаследовала от своих матери и бабушки.

Ее происхождение у меня уже описано вот в этой статье:

Сегодня я хочу рассказать подробнее о бабушке Натальи Николаевны со стороны ее матери. История этой женщины мне показалась интересной и трагической.

Теща Пушкина, Наталья Ивановна Гончарова, урождённая Загряжская (1785-1848 гг.), была плодом запретной любви. Она появилась на свет исключительно по той причине, что препятствующие нежелательным беременностям средства в ту эпоху не были распространены.

Наталья Ивановна - мать Натальи Николаевны
Наталья Ивановна - мать Натальи Николаевны

Ее мать, наша сегодняшняя героиня, Еуфрозиния Ульрика фон Липхарт (1761-1791 гг.), происходила из лифляндского дворянского рода Липхарт. Род этот известен с 17 века и вел свое происхождение, предположительно, из Ревеля.

Изначально род был ремесленническим, но позже его представители получили дворянство.

Род этот был очень большим и богатым. Он дал не только много военных, что было традиционным для прибалтийского дворянства, но и много известных меценатов.

Отцом Ульрики был помещик Карл фон Липхарт (1719-1792 гг.), мастер верховой езды, владевший имением Ратсхоф. Еще Карл владел монополией на спирт и сетью трактиров, что делало его очень богатым человеком. На момент происходящих событий он давно уже был вдовцом. Его супруга, мать его детей, умерла в 1772 году.

вид на имение в 1830 году
вид на имение в 1830 году

В семье, кроме Ульрики, было еще 6 дочей и один сын-наследник, Рейнгольд. Рейнгольд, как и его отец стал знаменитым коллекционером и знатоком произведений искусства.

Ульрику в 1778 году выдали замуж за бывшего ротмистра, барона Морица фон Поссе (1756-1792 гг.). В их браке родилась дочь Иоганна Вильгельмина (1779-1831 гг.).

Поместье Ратсхоф, в котором выросла Ульрика, находилось недалеко от Дерпта, где в те времена проходили зимние ярмарки. Ярмарки сопровождались увеселениями - балами и разными представлениями.

***

В январе 1782 года, Ульрика с мужем приехали в гости в Ратсхоф, навестить родственников и повеселиться на ярмарке.

Ратсхоф. Дом, где и произошла трагедия.
Ратсхоф. Дом, где и произошла трагедия.

На одном из балов в доме своего отца, Ульрика познакомилась со вскружившим ей голову командиром Каргопольского карабинерного полка Иваном Александровичем Загряжским. Они влюбились друг в друга и договорились о бегстве.

Все было поспешно, необдуманно, на волне эмоций жгучей влюбленности.

***

28 января Ульрика сообщила домашним, что отправляется навестить одну из сестер в Дерпт. Села в маленькие сани, в сопровождении горничной Грете, и поехала. Якобы к сестре. Однако на пути ее ждали другие сани, дорожные. Большие и со слугами. Она пересела в них, вместе со своей горничной, и уехала в неизвестном направлении. Слуге, который ее до этого вез, был дан указ передать мужу Ульрики, что она никогда не вернется.

Мориц был поражен. Он начал искать жену сперва своими силами, но уже через несколько дней подал в официальный розыск.

Документы по этому делу сохранились, так что мы знаем точно как развивались события.

***

2 февраля 1782 года Мориц подает заявление на розыск жены, описывая события так:

...28 января сего года вечером в 7 часов пополудни по дороге между имением Ратсхоф и городом Дерпт покинула свои сани и вместе с горничной Грете пересела в заранее приготовленные дорожные сани, с великой поспешностью уехала и вообще пропала... высказывается просьба о розыске похищенной особы, её задержании, согласно её статусу и водворении обратно...

***

Уже 28 февраля обстоятельства дела прояснились. Стало понятно, что это было за бегство и с кем.

Саму Ульрику найти не удавалось, так как похититель и соблазнитель умело запутал все следы. Меняя на каждой станции лошадей, Ульрика добралась сперва до Пскова, а затем до Петербурга. Но в тот момент ее местонахождение покинутому супругу еще не было известно.

Зато Мориц уже знал, что жена ему изменила и сбежала с любовником и прежнее требование - вернуть ее обратно, изменил.

Он подал на развод и был настроен весьма категорично.

...Поскольку данное, без малейшего повода осуществлённое нарушение супружеской верности... есть юридический повод для развода и притом является не только коварным бегством, но и очевидным адюльтером, то я решился будучи потерпевшей стороной, использовать свои права и подать на официальный развод...

***

22 марта, из следующего заявления Морица следует, что беглянка была найдена в Санкт-Петербурге. Мориц просит соответствующие органы довести до ее сведения, что им предстоит развод.

***

Сохранилось письмо поверенного супругов, адвоката, который вел дело об их разводе, от 19 мая. В послании на имя императрицы Екатерины Второй содержится просьба о внеочередном созыве заседания суда, чтобы побыстрее развести супругов, поскольку они оба этого очень хотят.

Брак был расторгнут 24 августа 1782 года.

***

И вот какая картина предстает по итогам бракоразводного процесса.

Мориц, по его словам, жену любил и ее бегство было для него полнейшей неожиданностью. Он сперва выяснял куда вообще подевалась Ульрика, и на этом этапе готов был принять ее обратно.

Но когда открылось, что жена сбежала с любовником, он твердо подал на развод и сообщил, что о примирении не может быть и речи, даже если связь Ульрики с другим мужчиной была кратковременной. Мориц заявил о невозможности для себя принять беглянку обратно, раз она так легко отказалась от своего происхождения, своего положения в обществе, от него и от их дочери.

...Это бегство моей супруги было для меня столь неожиданно, я её так любил и с такой нежностью всегда встречал, и так сильна была моя боль от разлуки с ней, да ещё таким неслыханным образом, но вскоре мне пришла мысль о том, что если женщина, в такой степени забывшая о своём долге по отношению к своему происхождению и положению, была в состоянии таким образом покинуть своего мужа и своё милое дитя, предаться в руки чужой мужской персоны и так поступить со своим супругом, относившемся к ней всегда любовно и нежно, то она более не заслуживает ни любви, ни нежного воспоминания...

Кроме того, Мориц не хотел становиться всеобщим посмешищем, приняв обратно беглую жену. Поступок Ульрики уже стал общеизвестным.

***

Ульрика со своей стороны, возвращаться не собиралась. Конкретных претензий к мужу у нее не было. Она его просто не любила.

Вот, как она описывает ситуацию:

...Я не могу отрицать... моего умышленного бегства и должна признать себя виновной, со своей стороны вижу причину тому в том, что наши характеры привели к исключительно обидной и для меня невыносимой дисгармонии ежедневного неудовлетворения бытием и жалким сожительсвом; таким образом я желаю облегчить своё печальное состояние.
Что касается приведённого в иске якобы имевшего место похищения и вменённого мне в вину нарушения супружеской верности и всего прочего, о чем было рассказано, то я не хотела бы задерживать господина истца своими возражениями, а желала бы терпеливо сносить свою превратную участь и подчиниться возбужденному истцом расторжению существующих между им и мною брачных уз....

То есть характерами они с мужем не сошлись, и в "сожительстве", как она называет свой брак, она была несчастна.

Конечно, унылая супружеская жизнь и рядом не стояла с тем буйством эмоций, которые молодая неопытная женщина пережила рядом со своим неожиданным любовником.

На судебные заседания Ульрика не появлялась, предоставив справку от врача, что подвернула ногу.

***

Единственный вопрос, о котором супруги во время бракоразводного процесса спорили, был вопрос денежный.

За чей счет банкет? То есть все эти суды и адвокаты.

Мориц, который инициировал развод, оплачивать расходы отказывался. Ульрика брать расходы на себя тоже не желала. Думается, денег у нее просто не было, ведь родную семью она опозорила своим поступком не меньше, чем мужа - вряд ли ее отец был готов ее финансировать.

  • В итоге суд, расторгнув их брак, возложил покрытие судебных издержке на Ульрику, как на виновную сторону.
  • Ее дочь оставалась с отцом.
  • Морицу дозволялось при желании беспрепятственно вступить в другой брак. А вот Ульрике запрещалось вступать в следующий брак до тех пор, пока Мориц не женится. Но даже и потом на вступление в брак она должна была получить особое разрешение.

Вот такая дикая история.

Молодая женщина, мать семейства, случайно на балу встречает непоймикого, и с треском рушит сразу после этого, на волне чувств, и свою жизнь, и жизнь любящего мужа, и жизнь своих родителей, которым оставалось только краснеть.
Дочь она больше никогда не видела, для родных она умерла.
Понятно, что сделано все было необдуманно. Но и винить Ульрику нельзя. Вот так она впервые влюбилась и не совладала со своими чувствами.

***

Однако виновное лицо у этой трагедии было.

Ответственным за произошедшее являлся соблазнитель Ульрики - господин Иван Александрович Загряжский (1749-1807 гг.)

-5

Вот как описывала ситуацию много позже дочь Натальи Николаевны от брака с Ланским, Александра Петровна Арапова.

Арапова, мемуаристка и писательница
Арапова, мемуаристка и писательница
...Полк Загряжского был двинут к прусской границе. Не знаю, по какой причине, но его отряду выпала продолжительная стоянка в Дерпте. Лифляндские бароны радушно чествовали русских офицеров; балы и обеды чередовались в окрестных замках, и на одном из этих пиров у самого влиятельного, гордого и богатого из феодалов, барона Липгардта, Загряжский впервые увидел его красавицу-дочь... Он упросил легкомысленных товарищей ни слова не проронить о его женитьбе и принялся ухаживать за молодой баронессой...

Собственно, добавить нечего.

Загряжский был на 12 лет старше Ульрики, давно был женат и имел детей. Репутация у него была плохая - отчаянный картежник и гуляка. Он был известен тем, что соблазнил большое количество женщин.

В ситуации с Ульрикой все закрутилось по легкомыслию и зашло слишком далеко. Просчитывать такие последствия своих поступков было явно не в духе Ивана Александровича.

В итоге закончилась история очень некрасиво.

С Ульрикой Загряжский некоторое время ездил по гарнизонам, и мы не знаем, что бедной женщине довелось пережить при такой смене обстановки.

Потом она забеременела, у Загряжского было назначение на новое место службы, и он, недолго думая, отвез Ульрику к своей законной жене. С расчетом, что дамы сами разберутся в своих отношениях. Для обеих женщин существование друг друга было сюрпризом.

...В обширных сенях яропольцевского дома произошла встреча так жестоко оскорбленных женщин. С легким сердцем и насмешливой улыбкой на устах произвел Загряжский еще невиданный coup de theatre, представив обманутую жену законной супруге... пожалуй, лучшего исхода для несчастной жертвы его сладострастия нельзя было найти...

Бравый вояка представил женщин друг другу, и пока они занимались обмороками и истериками, доблестно сбежал.

Это еще хорошо, что жена его оказалась женщиной доброй. Она с сочувствием приняла обманутую Ульрику, и окружила ее заботой. Ульрика родила в этом доме дочь - будущую тещу А.С.Пушкина, и через несколько лет умерла.

Глупость, совершенная в порыве чувств, полностью сломала ее жизнь.

Ну а девочку, очень ответственно, воспитала Александра Степановна, законная жена ее отца. Этой девочкой, повторяю, была мать Натальи Николаевны.

Такая вот нехорошая история. Вряд ли о любви.

А свою красоту Ульрика передала и дочери, и знаменитой внучке, и некоторым более отдаленным потомкам.

***

Дорогие мои, канал в настоящих условиях держится только благодаря вашей доброте. Даже небольшая посильная помощь очень важна. Большая просьба не пренебрегать возможностью поддержки.

Поддержать ведение канала можно ЗДЕСЬ.

Разъяснения по донатам - здесь.

Всем здоровья, удачи и благополучия!