Познание в философии - это ключевая философская проблема, она исследуется гносеологией (теорией познания), а по-другому философией познания. Как правило, теория познания рассматривает проблему познания в рамках человеческого познания, однако мы намеренно сразу снимаем всякие ограничения, ибо понимаем, что познавать мир могут все живые существа, не только человек, который данный мир познаёт, действительно, иначе и лучше. В этом смысле мы, так сказать дочеловеческие аспекты познания станем разбирать больше, опираясь не на философию как таковую, а биофилософию, которая объединяет в себе многие фундаментальные знания биофизики, биохимии, биоэнергетики, биоинформатики и так далее. Итак, почему все живые существа вообще могут познавать? В чём тут дело? Что реализует способность познавать? Что такое познание, затем знание и зачем познавать? Эти и другие вопросы, связанные с познанием мы планируем постепенно изучать, занимаясь философией познания, но в научно-философских широких границах, отдавая кое-какие проблемы и идеи всё-таки на рассмотрение философии биологии.
Между тем, смотрите как интересно, познание мира осуществляют живые существа, с другой стороны, биология (наука о живом) ставит перед собой задачу познания феномена жизни. А что познаётся? На самом деле, познавать можно реальность, а заодно и саму жизнь. И в то же время, если мир познают все живые существа, то, следовательно, способностью познания обладают, в том числе живые клетки, микроорганизмы, растения. Ладно, даже если оставим различные малые жизни пока в покое, то как, например, познают мир растения? Ответ примерно следующий, растения чувствуют воздействие окружающей среды через восприятие, более того растения способны к коммуникации друг с другом, они обмениваются информацией, а также реагируют на изменения параметров внутренней и внешней среды и адаптируются к условиям окружающей среды. Следовательно, если восприятие (для растений способность ощущать), значит, познание?
О восприятии
Таким образом, первым небольшим ключиком к проблеме познания будем считать восприятие. О чём идёт речь? Так, советский и российский биофизик Д. С. Чернавский выдвинул идею, согласно которой основным отличием биологических систем от неживой природы является наличие информационного процесса. Специфика живого, по его мнению, заключается в понятии «информация». И первый шаг к получению информации лежит через восприятие, если объект воспринимает сигналы, обрабатывает их, приспосабливается к ним, значит, объект живой. Как он становится живым, зачем и почему? В то же время, считается, что
«важнейшая особенность живых систем заключается в том, что их жизнь невозможна без притока в них энергии, обмена веществ и обмена информацией».[1]
Безусловно, такое положение дел распространяется и на растения, которые мы чаще всего берём для себя в качестве наиболее простых моделей живых систем в познавательных целях. И вот,
«физиология растений изучает превращение веществ, превращение формы, превращение энергии и превращение информации. Обмен веществом, энергией и информацией составляет основу деятельности саморегулирующейся системы, в том числе и растения».[2]
Что необходимо для реализации информационного обмена? Если речь идёт о физических стимулах, обеспечивающих связь с внешней средой, то их восприятие лежит в основе, так называемой сигнальной системы. В науке утверждается, что
«сигнальные системы - это совокупность структур организма, обеспечивающих формирование сигналов и сами сигналы для обмена информацией между особями».[3]
В то же время, в восприятии и формировании сигналов обязательно задействуется сознание, потому как именно в сознании
«наличествуют устойчивые внутренние структуры, организующие определённым образом поток информации от органов чувств».[4]
Здесь логично сделать вывод, что определённый вид сознания в любом случае присущ всем живым существам. Поэтому если информационный обмен, то обязательно сознание, которое отвечает (пока так скажем) за восприятие объектов.
Специфика живого
И мы полагаем, что растения также имеют свою информационную систему, в которой электрические сигналы превращаются в химические сигналы и передаются с помощью фитогормонов. Своя информационная система растений даёт возможность познавать мир чувственным образом, причём сам процесс познания начинается, по-видимому, с рецепторов. Почему? Потому как с рецептора начинается преобразование внешнего стимула в сигнал, а дальше включается и работает сигнальная система. Что происходит в рецепторах?
«В рецепторных клетках (будь то непосредственно нервные окончания или специализированные клетки) соответствующий сигнал изменяет конформацию чувствительных молекул-клеточных рецепторов, что приводит к изменению активности мембранных ионных рецепторов и изменению мембранного потенциала клетки».[5]
Изменение мембранного потенциала - первое звено в механизме появления сигнала?
Как функционирует тот же растительный рецептор? Чтобы это понять, надо изучить особенности клеточных мембран растений. И что мы сразу замечаем? У растений сигнальная система во многом электрическая, в ней происходит формирование сигналов и их распространение по мембранам (плазмалеммам) клеток. Потенциал действия проходит волной по плазмолемме, а
«между отдельными тканями и органами может возникнуть быстрая электрическая связь».[6]
Оказывается, между растениями существуют информационные взаимосвязи, они (растения) как бы «общаются», а электрические поля растений способны к синхронизации. В итоге получается, что растения показывают нам пример их информационной системы электромагнитной природы. И мы решительно отмечаем, что специфика живого действительно во многом связана с понятием «информация».
Что такое информация? Наверное, это вопрос философии информации, тем не менее, в контексте проблемы познания у нас последует серьёзное погружение в изучение именно информационных процессов. Вместе с тем, одновременно подлежит всяческой проработке такой психологический термин, как сознание,
«благодаря которому человек есть человек и благодаря ему же он способен познавать».[7]
Сознание позволяет познавать, не следует этот момент упускать из вида, постоянно его держим в уме.
«Познание – это процесс, происходящий в сознании, а сознание наполняется содержанием посредством познания».[8]
Кроме того, на наш взгляд, в аспекте сознания лежит особый подход к пониманию того, что такое методология. К методологическим вопросам мы обязательно ещё вернёмся, так же как и к пониманию философии, проблем философии. А пока отметим следующее, познание - это не только процесс, который проходит в сознании, но и вид активной деятельности.
Что здесь можно ещё добавить?
А дело в том, что
что «именно сознание позволяет человеку познавать окружающий мир, переживать своё отношение к этому миру, регулировать свою деятельность».[9]
Заметим, сознание регулирует деятельность. Что значит регулировать? Может быть, как-то упорядочивать, организовывать? И это к тому, что
«методология - это учение об организации деятельности человека».[10]
Кажется, фундаментально важный момент мы здесь подчёркиваем, который касается сознания, в дальнейшем исследуем его как следует.
Познание и эволюция, интеллект
Что такое познание?
На этот счёт существуют определения, кое-какие мы выделим, но как всегда нет чёткого и однозначного из них, поэтому все они для нас являются рабочими.
«Познание – приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира.
«Познание – совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира».
«Познание – способ связи человека с реальностью, способ его ориентации в действительности. И если бы человек не обладал познавательной способностью, он не смог бы ни существовать, ни выжить в реальности».[11]
Как видим, все определения познания касаются объективной реальности, когда познание осуществляется чувственным способом. Несколько другой уровень познания реализуется в человеческом рациональном познании, однако первостепенное значение для всех живых систем имеет именно познание реальности. А как же познание жизни? Как говорится, это уже другое. Всё зависит от восприятия, от способности к восприятию реальности. Ладно, а зачем познавать, для чего живым существам накапливать полученные в процессе познания какие-либо формы знания? Давайте несколько вернёмся к тому утверждению, что проблема жизни может являться одновременно и проблемой эволюции. И если биология - это наука о жизни, то
«фундаментом всех биологических наук является теория эволюции».[12]
Эволюция? Да, так как
«познание есть средство адаптации, приспособления живых организмов (в том числе и человека) к среде обитания с объективной целью выжить – как индивиду, так и роду. В процессе биологической эволюции у человека вырабатываются механизмы такой адаптации (это его средства познания: восприятия и мышление), вполне адекватные как свойствам среды, так и потребностям человека».[13]
Укажем, на протяжении длительного эволюционного пути живые существа развиваются, совершенствуются, что происходит благодаря познанию, причём восприятие является первичным средством этого процесса. В результате есть основание говорить не только о биологической эволюции, но ещё и о психологической эволюции, когда постепенно способность к восприятию реальности повышается. Не зря ведь
«известные чилийские исследователи У. Матурана и Ф. Варела в книге «Древо познания» всю эволюцию живого мира от простейших до человека рассматривают как возрастание способности познания, которая у человека достигает наивысшего развития».[14]
Или это тоже не предел? Хорошо, опустим данный вопрос, затронем чуть-чуть такое общезначимое для процесса познания понятие, как «интеллект».
Действительно, что такое интеллект?
Если познание - процесс характерный для всех живых существ, то интеллект должен присутствовать (своего, конечно, уровня) и даже у микроорганизмов. Оказывается, интеллект - это
«общая способность к познанию и решению проблем, которая объединяет познавательные способности».[15]
С другой стороны, есть мнение, что интеллект является реализуемым на физическом объекте алгоритмом. А в основе поведения, кстати, может лежать как раз алгоритм (как интеллект и познавательная способность, по всей видимости). Во всяком случае, существует в природе так называемый микробный интеллект. О чём идёт речь? На самом деле, микробный интеллект - это
«концепция, рассматривающая определённые аспекты поведения микроорганизмов как интеллект».[16]
Возможно, проявление интеллекта живыми системами заключается в их целесообразном адаптивном поведении на фоне рационального выбора.
Таким образом, если познание, то эволюция?
Пожалуй, где-то так, если познание есть средство адаптации, приспособления живых организмов к среде обитания, вместе с тем,
«в результате столкновения живого организма и среды возникает необходимость приспособления к ней, что рассматривается как первичный когнитивный акт, поскольку этот акт подразумевает получение определённого количества информации о ней».[17]
В то же время, восприятие, благодаря которому осуществляется начало работы с информацией, относится к когнитивному процессу. Иными словами, познание объективного мира сопровождается тем первым столкновением или толчком с окружающей средой, который служит стимулом, побуждающим к активности рецептор. Да, выходит, живые организмы избирательно реагируют на изменение окружающей среды, однако всякое изменение, происшедшее в результате воздействия есть ещё и сигнал. Здесь мы влезаем в теоретическую базу информатики, чего не миновать, но обозначим наш путь туда тем, что процитируем следующее:
«По мере эволюционного развития увеличивается диапазон восприятия организмов, которые создают всё более сложные миры. Мир инфузории туфельки уже и беднее мира собаки, более развитой в эволюционном отношении».[18]
Выводы и проблема смысла жизни
Какие же последуют выводы? Всё не так просто, складывается впечатление, что жизнь даётся всем живым существам, чтобы, прежде всего, познавать. Кто-то лучше, а кто-то хуже познаёт, но сама способность познавать эволюционирует, что связано также и с ростом интеллекта. Психологическая эволюция? Да, безусловно, она начинается с малых жизней, поэтому нас и интересуют первым делом дочеловеческие аспекты познания, но с большим заделом на будущее. В этом отношении научно-философский подход к познанию должен оправдать себя, надеемся; по крайней мере, всегда будет повод поразмышлять. Но жизнь - это также поле деятельности, а смысл жизни, скорее всего, в постоянном познании со всеми вытекающими из того процесса следствиями.
Для чего мы живём? А всё это не для развлечений и извлечения удовольствия из окружающих нас вещей, обратим внимание, нам нужно учиться, приобретая жизненный опыт, чтобы, в свою очередь, познавать реальность и жизнь. Это то незначительное утверждение, как может показаться, которое пронизывает всё, к чему мы приходим через познание. И проблему жизни в контексте поиска смысла и цели жизни предлагаем рассматривать для начала исходя из анализа дочеловеческих аспектов познания. Так мы соберём материал (ну как уж получится) годный для формирования научно-философского мировоззрения, отвечающего требованию согласия с реальностью. Правда, если откровенно, это есть большой, длительный, трудный путь познания (уже человека).
Послесловие:
Издание первое, декабрь 2025 г.
Список источников
[1] Философия наук о живой природе: учебное пособие для аспирантов / В.В. Кашин – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. С. 15
[2] Медведев С.С. Физиология растений: учебник. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. С. 4
[3] Нормальная физиология: Учебник / Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2012. С. 505
[4] Философия [Электронный ресурс] : учеб. для вузов / под ред. А.А. Атанова, В.А. Туева, М.Л. Ткачёвой. - Иркутск : Изд-во БГУ, 2018. С. 189
[5] https://ru.ruwiki.ru/wiki/Рецептор
[6] Кутимская, М. А. Биоэлектрогенез и информационный обмен у высших растений, включая зерновые культуры / М. А. Кутимская, М. Ю. Бузунова, Л. В. Убрятова // Вестник ИрГСХА. – 2014. – № 60. – С. 105-110. – EDN SLPDHP.
[7] Книгин. А.Н. Теория познания: Учебное пособие. – Томск: Томский государственный университет, 2009. С. 5
[8] Книгин. А.Н. Теория познания: Учебное пособие. – Томск: Томский государственный университет, 2009. С. 5
[9] Баркова В.В. Современная естественнонаучная картина мира [Текст]: учебное пособие / В.В. Баркова, К.А. Тухватулина. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гум.-пед. ун-та, 2017. С. 225
[10] Методология научных исследований: учеб. пособие / А.Б. Пономарев, Э.А. Пикулева. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. С. 5
[11] Философия [Электронный ресурс]: учеб. для вузов/ под ред. А. А. Атанова, В. А. Туева, М. Л. Ткачёвой. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. С. 204
[12] Концепции современного естествознания : учебное пособие / А. Т. Свергузов; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань : Изд-во КНИТУ, 2014. С. 62
[13] Книгин. А.Н. Теория познания: Учебное пособие. – Томск: Томский государственный университет, 2009. С. 48
[14] Книгин А.Н. Теория познания: Учебное пособие. - Томск: Томский государственный университет, 2009. С. 14
[15] https://ru.ruwiki.ru/wiki/Интеллект
[16] https://ru.ruwiki.ru/wiki/Микробный_интеллект
[17] Ласицкая Элина Владимировна Проблема познания: эволюционный подход // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-poznaniya-evolyutsionnyy-podhod
[18] Ласицкая Элина Владимировна Проблема познания: эволюционный подход // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-poznaniya-evolyutsionnyy-podhod