В октябре 1930 года было создано Биро-Биджанское районное отделение Полномочного представительства ОГПУ при СНК СССР по Дальневосточному краю. Именно с этого времени ведет официальный отсчет история органов безопасности Еврейской автономной области.
Эта статья – результат архивно-поисковой работы, которую ведет член ветеранской организации УФСБ России по Еврейской автономной области, исследователь, автор книги об истории органа безопасности «В едином строю» Журавлев Владимир Николаевич.
С библейских времен еврейский народ не имел своего государства и проживал в рассеянии в различных странах мира. Общее количество евреев дореволюционной России составляло почти 2,5 миллиона человек, и подавляющее большинство из них проживало в западных регионах страны.
После Октябрьского переворота 1917 года перед большевиками остро встали национальные вопросы. Для их решения в 1918 году при ВЦИК были созданы Польский, Литовский, Мусульманский, Белорусский, Латышский и другие комиссариаты. 20 января 1918 года при Народном комиссариате национальностей основали и Еврейский комиссариат - ЕВКОМ. Его задача состояла в том, чтобы способствовать развитию еврейской национальной культуры. В конце 1918 года ЕВКОМ был реорганизован в Евбюро при Народном комиссариате просвещения, а в 1919 году еврейские комиссариаты в провинциях реорганизовали в отделы при губкомах.
Наряду с развитием еврейской культуры ЕВКОМ и Евбюро должны были решать вопросы, связанные с поиском свободных земель для расселения евреев из черты оседлости. Первое такое переселение началось в 1923 году в Джанкойский район Крыма.
После создания в 1924 году Комитета по земельному устройству трудящихся евреев при Президиуме Совета Национальностей ЦИК СССР (КОМЗЕТ) переселение евреев на свободные земли Украины, Крымской АССР, Белоруссии, Дагестана, Узбекистана и ряда западных губерний РСФСР несколько активизировалось, однако было далеко от желаемой массовости и по большому счету закончилось неудачей.
Экспедиции КОМЗЕта продолжили поиск свободных земель на территории страны. Они работали в России (Брянская, Смоленская, Псковская области, Алтай), Белоруссии, Северо-Кавказском крае, в степях Северного Казахстана, но результаты оказались неутешительными – ни один из исследованных регионов не подходил для массового переселения евреев.
В 1927 году КОМЗЕТом были снаряжены новые экспедиции в Приазовскую степь, Чулимский переселенческий район Сибири и в Бирско-Биджанский район Дальневосточного края. На территории будущей еврейской автономии экспедиция под руководством профессора Б.Л. Брука работала с 22 июня по 7 августа 1927 года и пришла к выводу - малонаселенный и богатый природными ресурсами Бирско-Биджанский район вполне пригоден для организации массового переселения евреев. Одним из главных аргументов в пользу выбора нынешней территории ЕАО являлось отсутствие здесь каких - либо социально - экономических предпосылок для антисемитизма.
28 марта 1928 года Президиум ЦИК СССР постановил закрепить данную территорию за КОМЗЕТом «…для нужд сплошного заселения трудящимися евреями…» с перспективой «... образования на территории указанного района еврейской административно - территориальной единицы…».
Поскольку в мае 1928 года началось массовое еврейское переселение на Дальний Восток, на помощника уполномоченного ОГПУ прилегающего к г. Хабаровску Некрасовского района Соломона Токаря была возложена дополнительная обязанность по оперативному обслуживанию Бирско-Биджанского переселенческого района.
Однако задачи переселения, хозяйственно - бытового устройства переселенцев и экономического развития вскоре потребовали организационно - административного устройства нового района.. С учетом этого 20 августа 1930 года Президиум ВЦИК постановил образовать в составе Дальневосточного края Биро-Биджанский район с центром в селении Тихонькая (с 1931 года - рабочий поселок Биробиджан, с 1937 года - город Биробиджан). В него полностью вошли Екатерино-Никольский и Михайло-Семеновский районы Амурского округа ДВК, а также частично селения Хингано-Архаринского и Некрасовского районов Хабаровского округа ДВК.
С образованием новой административно-территориальной единицы ее оперативное "обслуживание" первоначально предполагалось осуществлять силами аппарата РУП (районного уполномоченного ОГПУ). В связи с этим 13 сентября 1930 года Токарь С.Г. был назначен временно исполняющим должность (ВРИД) райуполномоченного, а Шеметов А.Л. – помощником уполномоченного ОГПУ Биро-Биджанского района ДВК.
ТОКАРЬ Соломон Григорьевич, 1906, г. Чита. Еврей. Образование низшее. В органах госбезопасности с 1927 - ВРИД райуполномоченного ОГПУ по Нижне-Тамбовскому району; пом. уполномоченного ОГПУ Некрасовского района ДВК. 13.09.1930 - 01.07.1933 - ВРИД райуполномоченного Биро-Биджанского района ДВК; пом. уполномоченного, уполномоченный Биро-Биджанского РО ПП ОГПУ по ДВК; уполномоченный 2 отделения СПО ПП ОГПУ по ДВК; райуполномоченный по Тугуро-Чумиканскому району ПП ОГПУ по ДВК. 06.09.1933 арестован по ч. 2 ст. 110 УК РСФСР. 13.06.1934 Коллегией ОГПУ осужден на 10 лет ИТЛ.
ШЕМЕТОВ Афанасий Лукич. 1903, г. Верхоленск Иркутской области. Русский. Образование низшее. Член ВКП (б) с 1927. В органах госбезопасности с 1928. 01.09.1928 - 04.08.1929 - ВРИД райуполномоченного ОГПУ в Михайло - Семеновском районе ДВК. 1929 - 1930 - райуполномоченный, пом. уполномоченного, комендант прииска Дмитриевский в Б. - Михайловском районе Николаевского-на-Амуре окротдела ОГПУ, в резерве ПП ОГПУ по ДВК по должности пом. уполномоченного с прикомандированием к Биро-Биджанскому райаппарату; 08.10.1930 - пом. уполномоченного Биро-Биджанского РО ПП ОГПУ по ДВК. 1931 - 1936 - райуполномоченный Ольгинского РО ПП ОГПУ по ДВК, уполномоченный 1 отделения СПО УНКВД по ДВК. В 1936 из НКВД уволен.
Но вскоре руководству ПП ОГПУ по ДВК стало ясно, что для решения вопросов государственной безопасности в специфическом национальном районе, занимающем достаточно большую площадь (36 тыс. кв. км), аппарата РУП явно недостаточно. Поэтому в начале октября 1930 года было создано Биро-Биджанское районное отделение Полномочного представительства ОГПУ по Дальневосточному краю с местом дислокации в селении Тихонькая.
Поскольку приказы ПП ОГПУ по ДВК за 1929-1933 годы в архивах не сохранились, точная дата создания Биро-Биджанского РО ОГПУ остается неизвестной. Но достоверно установлено, что приказом ПП ОГПУ по ДВК от 8 октября 1930 года № 212 на должности помощников уполномоченных Биро-Биджанского РО ОГПУ были назначены первые сотрудники - Соломон Токарь и Афанасий Шеметов, а приказом от 30 октября 1930 года № 84 начальником райотделения назначили Гавриила Малышева.
В штате Биро-Биджанского РО ПП ОГПУ по ДВК числилось 6 единиц: начальник, оперуполномоченный, два уполномоченных и два помощника уполномоченных. Тогда же при райотделении сформировали экспедицию отдела связи численностью 8 человек: начальник экспедиции, три фельдъегеря, три экспедитора и конюх.
Помимо райотделения ОГПУ на территории Биро-Биджанского района функционировали Екатерино-Никольская и Михайло-Семеновская пограничные комендатуры Благовещенского и Хабаровского погранотрядов ОГПУ, а также линейный уполномоченный Хабаровского отделения ДТО ОГПУ на ж.д. станции Тихонькая.
Под районное отделение ОГПУ выделили половину одноэтажного дощатого дома, принадлежавшего райсовету. В трех кабинетах работали чекисты, один занимала экспедиция отдела связи, а во второй половине дома в четырех комнатах проживали семьи сотрудников районной милиции. Здание не было утеплено, освещалось керосиновыми лампами. Лошадей и транспорта в отделении не было, за исключением стоявшего в сарае неисправного мотоцикла, подаренного ОЗЕТом. Телефонная связь появилась только в декабре 1932 года. На фоне общего жилищного кризиса в районе жилищно-бытовые условия биробиджанских чекистов также были крайне неудовлетворительными.
В начале 1930-х годов органы ОГПУ решали задачи по срыву планов подготовки вооруженной интервенции, подавляли вооруженные выступления внутри страны, проводили оперативную работу по пресечению разведывательно-подрывной деятельности иностранных разведок и антисоветских эмигрантских центров. Тогда же начался очередной виток репрессивных действий органов госбезопасности, обусловленный соответствующей политикой руководства государства.
С принятием первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1929 - 1933 годы), целью которого было создание фундамента социалистической экономики, органы ОГПУ были привлечены к решению задач по «ликвидации кулачества как класса». В соответствии с секретной инструкцией ЦИК и СНК СССР, основную работу по выселению кулаков проводили исполкомы местных Советов. На ОГПУ возлагалось оперативное обеспечение выселения кулаков в отдаленные районы страны и их трудовое использование, их оперативное обслуживание в местах поселения, ликвидация кулацких антисоветских организаций и группировок, борьба с вооруженными кулацкими выступлениями и бандитизмом. Участие органов госбезопасности в борьбе с «кулачеством» и в ликвидации так называемых вредительских гнезд в народном хозяйстве заложили основу для раскручивания маховика будущих политических репрессий, к которым неминуемо должно было привести возрождение политического сыска.
В эти годы становление молодого территориального органа государственной безопасности проходило в условиях сложной оперативной обстановки, на которую серьезное влияние оказывало приграничное положение региона.
Во время Гражданской войны казаки Раддевского, Екатерино-Никольского и Михайло - Семеновского округов воевали преимущественно на стороне белых. Опасаясь мести со стороны большевиков, большая их часть вместе с семьями перешла границу и поселилась на сопредельной маньчжурской территории. Многочисленные русские белоэмигрантские организации в Маньчжурии, объединенные вокруг атамана Семенова, вынашивали реваншистские планы и открыто вели подрывную деятельность. Нередким явлением были контрабандные акции, незаконный переход госграницы на советскую территорию. В 1929 году положение усугубилось в связи с конфликтом на КВЖД.
К 1932 году Япония оккупировала Маньчжурию, и к Государственной границе СССР вышла Квантунская армия. Японская разведка приступила к подготовке условий для вторжения на территорию СССР. В то время основным японским разведорганом, осуществлявшим подрывную работу против СССР, был 5 (русский) отдел 2 (разведывательного) Управления Генерального штаба японской армии. В его подчинении находилась целая сеть японских военных миссий (ЯВМ) - органов специальной службы «Токуму - Кикан», которые создавались по основным районам Дальнего Востока. Разведка Сунгарийского направления, в том числе территории Биро-Биджанского района, преимущественно осуществлялась филиалом ЯВМ в г. Цзямусы. В приграничных населенных пунктах ими были созданы конспиративные квартиры для передержки агентуры, подготовленной к заброске на советскую сторону. По Амуру были развернуты десятки переправочных пунктов.
По оценке биробиджанских чекистов, внутриполитическая обстановка в Биро-Биджанском районе была непростой: здесь проживало порядка 420 «социально - чуждых» и антисоветски настроенных человек – «кулаков», лишенцев и пр., около 30 высланных в район по решению Коллегии ОГПУ «контрреволюционеров» и бывших белых офицеров, 70 человек перебежчиков из Польши и Румынии, 1500 человек иностранных переселенцев.
Должностные обязанности сотрудников Биро-Биджанского РО ОГПУ распределялись в соответствии со структурой и функциональным предназначением основных оперативных подразделений Полномочного представительства ОГПУ по ДВК. С учетом оперативной обстановки они осуществляли оперативно-служебную деятельность по следующим направлениям («линиям») работы:
- линия Особого отдела (ОО) – борьба с разведывательно-подрывной деятельностью иностранных спецслужб, белоэмигрантских и иных враждебных организаций и центров, контрреволюционными организациями, политическим бандитизмом, контрразведывательное обеспечение воинских частей;
- линия Секретно - политического отдела (СПО) – борьба с оппозиционными политическими партиями, с повстанчеством, антисоветской, националистической, религиозной и иной контрреволюционной деятельностью;
- линия Экономического отдела (ЭКО) – борьба с диверсиями и вредительством в народном хозяйстве, с валютчиками и спекулянтами, преступлениями по должности, «чекистское обслуживание» хозяйственных учреждений, объектов и пр.
В сжатые сроки сотрудники Биро-Биджанского РО ОГПУ наладили оперативную работу и вскоре полностью владели складывающейся в районе обстановкой. Об этом свидетельствует и перечень спецсводок (информационно - аналитических документов), направленных райотделением в 1932 году в РК ВКП(б) и в райисполком: «Об устройстве и обратничестве переселенцев», «Настроение населения в связи с военной опасностью», «О настроении иностранных специалистов и перебежчиков», «О настроении и реагировании населения в связи с продзатруднениями», «О колхозной торговле», «О ходе сплава леса», «О ходе реализации госзайма», «О хлебоуборке и подготовке к хлебозаготовкам» и др. Всего за год в адрес руководства района было направлено 40 такого рода специальных докладных записок, в том числе о выявленных угрозах безопасности и принимаемых чекистами мерах по их нейтрализации.
Скудные архивные материалы свидетельствуют о том, что в начале 1930-х годов райотделением ОГПУ было арестовано 48 человек, из них 16 «кулаков», 28 служащих, спекулянты и пр. При этом на «тройке» в Хабаровске было рассмотрено 18 дел, в народном суде - 15. За отсутствием состава преступления из - под стражи освободили 15 человек. Впоследствии большинство из этих лиц были реабилитированы как необоснованно репрессированные…
По-разному сложились судьбы первых чекистов Биро-Биджана. И сегодня, по прошествии 95 лет, нам нельзя забывать имена тех, кто стоял у истоков формирования территориального органа государственной безопасности в будущей Еврейской автономной области.
Продолжение следует