Найти в Дзене
Записки актёра

«Ворошиловский стрелок»: фильм, который осмелился задать страшный вопрос, и почему он актуален до сих пор

Здравствуйте, дорогие читатели. Есть фильмы, которые, как хорошее вино, с годами становятся только крепче и честнее. «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина — именно такое кино. Когда он вышел в конце 90-х, это был не просто фильм. Это был удар под дых, пощёчина всему нашему обществу, которое тогда пребывало в растерянности. Прошли десятилетия, а этот фильм не стал «ретро». Он до сих пор смотрится так, будто снят вчера. И задаёт всё тот же, самый неудобный и страшный вопрос: что делать простому человеку, когда закон бессилен, а справедливости нет? Сегодня, когда на фильмы тратят миллиарды и снимают их годами, трудно поверить, в каких условиях создавался этот шедевр. У Говорухина, который к тому моменту уже был депутатом Госдумы, было всего два месяца на съёмки — ровно столько длились парламентские каникулы. Бюджет был настолько скромным, что исполнительница главной женской роли Анна Синякина весь свой гонорар потратила на одно-единственное платье, в котором и пришла на премьеру.
Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели.

Есть фильмы, которые, как хорошее вино, с годами становятся только крепче и честнее. «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина — именно такое кино. Когда он вышел в конце 90-х, это был не просто фильм. Это был удар под дых, пощёчина всему нашему обществу, которое тогда пребывало в растерянности.

Прошли десятилетия, а этот фильм не стал «ретро». Он до сих пор смотрится так, будто снят вчера. И задаёт всё тот же, самый неудобный и страшный вопрос: что делать простому человеку, когда закон бессилен, а справедливости нет?

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

Кино, снятое на парламентских каникулах

Сегодня, когда на фильмы тратят миллиарды и снимают их годами, трудно поверить, в каких условиях создавался этот шедевр. У Говорухина, который к тому моменту уже был депутатом Госдумы, было всего два месяца на съёмки — ровно столько длились парламентские каникулы.

Бюджет был настолько скромным, что исполнительница главной женской роли Анна Синякина весь свой гонорар потратила на одно-единственное платье, в котором и пришла на премьеру. Никаких павильонов, никаких декораций. Говорухин принципиально снимал в реальных, обшарпанных дворах, подъездах и квартирах. В кадр то и дело попадали обычные прохожие, которые и не подозревали, что становятся частью большого кино.

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

Именно поэтому фильм до сих пор дышит такой страшной, документальной правдой. Это не постановка. Это — срез жизни, подсмотренный в замочную скважину.

Ульянов: тихая ярость старика

На главную роль Говорухин видел только одного человека — Михаила Ульянова. И не ошибся.

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

Ульянов, эта глыба, этот титан, не играл. Он жил в этой роли. Посмотрите на его героя. В нём нет никакой театральности, никаких лишних жестов. Только сдержанная, глухая, страшная боль в глазах. Боль старика, у которого отняли самое дорогое и который понял, что помощи ждать неоткуда.

Он не мстит. Он вершит правосудие. Спокойно, методично, с винтовкой в руках, как когда-то на фронте. Ульянов позже признавался, что согласился на эту роль без раздумий, потому что она была созвучна его собственному ощущению от происходящего в стране. Он не играл «народного мстителя». Он играл поруганную честь.

Три негодяя, в которых мы боимся узнать себя

А помните ту троицу, которую сыграли совсем ещё молодые Марат Башаров, Илья Древнов и Алексей Макаров? Сегодня, когда смотришь на них, становится не по себе.

Источник: onedio.ru
Источник: onedio.ru

Они ведь не карикатурные злодеи. Они — обычные парни, сынки богатых и влиятельных родителей. Они уверены в своей безнаказанности. Они живут по принципу «нам всё можно». И самое страшное, что в их глазах нет раскаяния. Только наглость и удивление: «А что такого? Мы же просто развлеклись».

Для молодых актёров это было тяжелейшее испытание — играть не просто «плохих парней», а воплощение той самой новой, циничной России, которая рождалась на обломках старой страны.

Спор, который разделил актёра и режиссёра

Был в фильме и ещё один важный персонаж — полковник милиции в исполнении Александра Пороховщикова. Человек системы, который всё понимает, но вынужден играть по правилам.

-5

Изначально Говорухин хотел для него более жёсткого финала. Но в последний момент, по совету консультантов, смягчил развязку. И это решение глубоко задело Пороховщикова. Он считал, что его герой должен понести более суровое наказание за своё бездействие. В знак протеста он даже не пришёл на премьеру. Этот внутренний конфликт — ещё одно доказательство того, насколько живым, насколько болезненным был этот фильм для всех его участников.

Вместо финала: вопрос, который остался без ответа

«Ворошиловский стрелок» — это не боевик и не триллер. Это притча. Притча о том, во что превращается общество, где закон защищает не слабого, а сильного и наглого.

Фильм упрекали в том, что он «оправдывает самосуд». Но, на мой взгляд, он не оправдывает. Он задаёт вопрос. Тот самый, на который у нас до сих пор нет ответа.

Если государство не может или не хочет защитить тебя и твоих близких, имеешь ли ты право на собственное правосудие? Где та грань, за которой отчаяние превращается в преступление?

Именно поэтому этот фильм до сих пор смотрят, обсуждают и спорят о нём. Потому что он — про нас. Про нашу вечную тоску по справедливости.

А вы как думаете, дорогие читатели? Прав ли был старик, взявший в руки ружьё? И что страшнее: самосуд отчаявшегося человека или закон, который не работает?

Очень жду ваших размышлений.

Удачи вам и до встречи!

С уважением, Дмитрий.

Если вам понравилось, подпишитесь, пожалуйста, на канал и прочтите также мои прошлые лучшие статьи: