Рекорды и антирекорды
По данным аналитического агентства «Автостат», за прошедшие 11 месяцев этого года в России было продано на 17,8% новых легковых машин меньше, чем в январе-ноябре 2024 года. В Татарстане покупатели были еще менее активны: -20,3% к уровню прошлогодних продаж. Всего в стране в этом году было реализовано 1 189 549 новых машин. В том числе 56 189 — в нашей республике.
Лидирует по-прежнему LADA. Вместе с тем в сравнении год к году она показала падение на 25,3%. В Татарстане ее продажи снизились меньше: на 19,9%. На второй строчке в стране китайский Haval. Однако в сравнении с 11 месяцами прошлого года и он несколько подрастерял: - 12%. В нашем регионе реализация этого «китайца» снизилась сильнее — на 27%.
«Бронза» по продажам за январь-ноябрь 2025 года у отечественной TENET, продажи которой стартовали лишь в августе. Интересно, что в республике эта марка заняла последнее место в первой десятке наиболее продаваемых. В России за 11 месяцев этого года нашли хозяев 21 280 автомобилей этого бренда, в том числе тысяча с небольшим — в нашем регионе.
Сильнее всех в 2025 году прибавил Solaris (+135,2%), а больше других потеряли Geely и Changan (-38,4% и -38,3% соответственно). В республике у Solaris продажи приросли еще более значимо: на 274%. Антирекорды продаж показали те же марки, но с еще большими значениями: Geely (-45,1%), Changan (-41,3%). Последняя, впрочем, даже превзошла OMODA (-41,5%). В российский топ-10 самых продаваемых авто она не попала.
Общая тенденция года — падение продаж во всех сегментах
— Общая тенденция 2025 года — падение продаж автомобилей во всех сегментах: как легковых, так и грузовых, — отметил «Вечерней Казани» основатель компании Kazandigital Олег Туманов.
Основной причиной этого, напоминает собеседник издания, стал резкий рост стоимости кредитов после того как Центробанк в 2024 году повысил до рекордного уровня ключевую ставку. Снижение уровня доходов населения или отсутствие их роста при увеличившейся стоимости автомашин привело к тому, что всё больше наших соотечественников стало воздерживаться от покупки новой машины, предпочитая эксплуатировать свое старое авто, комментирует он.
Да и сам рынок, напоминает Олег Туманов, с уходом большого количества зарубежных брендов оскуднел, а к автомобилям китайского производства большинство россиян по-прежнему относится настороженно.
— Смущают переизбыток марок — по оценкам РОАД, в России представлено около 70 автопроизводителей из КНР, из которых на слуху едва ли половина, отсутствие инфраструктуры запчастей, сервиса и опыта использования машин из Поднебесной, — констатирует эксперт.
Автор коллажа: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»
Интерес же к LADA, по его словам, обусловлен исключительно доступным для потребителя ценообразованием на модели, а также низкой стоимостью обслуживания и наличием запчастей.
Тот факт, что продажи оказавшегося на второй строчке Haval сократились на 12%, собеседник издания связывает с тем, что «обновление популярной модели H5 оказалось не таким глубоким, как хотелось бы». А конкуренты «выкатили» интересные модели по соотношению цена-качество: OMODA C7, Jaecoo J7, Tank 300, Jetour T2.
Татарстанцы отдают предпочтение привычным автобрендам
Причина того, что в нашей республике реализация новых Haval упала еще сильнее, по мнению основателя компании Kazandigital, — высокий уровень благосостояния населения. Жители региона предпочитают обращаться к услугам частных лиц или небольших автосалонов, занимающихся доставкой автомобилей ушедших из России, но более привычных брендов. Он относит к их числу как премиальный сегмент (Porsche, BMW, Audi, Mercedes), так и средний ценовой (Hyundai, KIA, Volkswagen и др.).
— Этим обусловлен и прохладный приём якобы отечественного бренда TENET, который по сути представляет собой перелицованный Chery, что ни для кого не секрет, — уверен эксперт.
Тот же фактор, по словам собеседника издания, сработал и в случае резкого взлета продаж Solaris: «Рост в 274 процента обусловлен стартом с нуля нового бренда, но все же понимают, что за ним стоит старый добрый Hyundai Solaris, который и в своём старом обличье занимает львиную долю российского автопарка».
Показатели продаж автомобилей плюс-минус одинаковые по всей России, в свою очередь считает региональный менеджер по корпоративным продажам MG MOTOR в России Максим Овчеренко.
Вместе с тем он обращает внимание на то, что многие ранее упомянутые марки заключили крупные контракты на поставку автомобилей с разными коммерческими и государственными структурами.
— И эти продажи ложатся на плечи конкретных дилерских центров, которые находятся в Москве. Реализация в регионах, естественно, упала, — говорит собеседник издания.
Дилемма под названием вторичные санкции
Geely — сам по себе достаточно интересный бренд, считает региональный менеджер MG MOTOR. Перед ним сейчас стоит дилемма под названием вторичные санкции. Дело в том, что основной акционер этой китайской марки имеет большие активы в Европе. Поэтому он сейчас всячески старается вывести бренд Geely из России, пояснил он.
Эти машины начали выпускать в Беларуси из сборных машино-комплектов под брендом Belgee. Тем самым, полагает эксперт, бренд также пытается избежать возможных рестрикций. У Changan, комментирует автоэксперт результаты марки, сильно провалились продажи седанов.
— Стоимость этих автомобилей составляет два с лишним миллиона рублей. Дают о себе знать утилизационный сбор и другие моменты, связанные с поставками. Это не совсем конкурентная среда, — уверен Максим Овчеренко.
Зато у этого бренда, отмечает он, классные кроссоверы: «За счет этого он и живет». А OMODA — это фактически повторение модельного ряда TENET-Chery. Ее потихоньку тоже выводят с российского рынка.
Автор коллажа: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»
На LADA распространяются все меры поддержки
На LADA распространяются все меры поддержки, напоминает директор Национального агентства промышленной информации (НАПИ) Татьяна Арабаджи. Это немаловажно для людей, которые могут получить кредит на машину либо для компаний, которые хотят взять ее в лизинг. В любом случае российский автомобиль остается достаточно доступным по цене, хотя цены на машины LADA и выросли, констатирует она.
А Олег Туманов считает, что для продукта отечественного автопрома LADA «может наступить звёздный час — если завод сумеет предложить интересные условия по покупке своих моделей, а также наладит продажи нового кроссовера Azimut». При соблюдении этих условий, прогнозирует он, доля бренда в России вырастет ещё больше.
У Максима Овчеренко на этот счет иное мнение.
— «АвтоВАЗ» со своим модельным рядом на сегодняшний день не до конца отвечает требованиям рынка. Стоимость его топовых моделей сопоставима с теми же TENET и Haval. Российский автозавод плодит убытки из-за того, что его ценообразование не вполне адекватно, — делает он вывод.
Региональный менеджер по корпоративным продажам MG MOTOR в России добавил, что на сегодняшний день в нашей стране подпадают под программу государственного субсидирования лизинга и кредитования четыре бренда: LADA, Haval, TENET и Solaris. Основание для льгот — производство на территории страны.
Кроме этого, он напомнил, что в марте 2026 года вступит в силу поправка в закон касательно такси. Таксомоторные парки смогут использовать в работе только автомобили российского производства. Он не сомневается, что машины упомянутых ранее четырех марок в ближайшее время окажутся в топе закупок для таксопарков.
Россия отчасти пошла по китайскому пути
Резко выросшие ставки утилизационного сбора и появление «нового» отечественного бренда TENET могут свидетельствовать о новой тенденции на ближайшие несколько лет — открытии сборочных предприятий (в том числе полного цикла) китайских брендов, акцентирует внимание основатель компании Kazandigital Олег Туманов. На российском рынке в том числе можно будет закрепиться и таким способом, если западные бренды вдруг решат вернуться, добавил он.
Что касается увеличения числа автопроизводств на территории России, в большей степени это поставляемые машино-комплекты, отмечает Максим Овчеренко.
— Подписаны инвестиционные контракты. Затем, по идее, должна начаться локализация. Для нас это — плюс, — не сомневается он.
Если машины начинают производить в нашей стране, они будут дешевле. Кроме того, в большей степени от этого зависит поддержка со стороны государства кредитных и лизинговых продуктов, перечислил эксперт.
Автор коллажа: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»
Максим Овчеренко рассказал о своей поездке в Китай, во время которой он общался с предпринимателями из разных сфер, связанных с автобизнесом.
— Китайцы поступают, на мой взгляд, очень правильно, — рассуждает он. — Хотите открыть автозавод? Не вопрос: пятьдесят процентов нашего капитала, пятьдесят — внешнего. При этом если вы решите уйти, производство останется в стране.
По словам собеседника издания, отчасти по этому же пути сейчас идет и Россия. Утилизационный сбор совсем не дешев — достигает трети стоимости автомобиля и более. Он специально введен для того, чтобы производство автомашин размещали на территории нашей страны.
— Нужно отдать должное нашему государству, — одобряет последние шаги правительства Максим Овчеренко. — Китайские автопроизводители создают здесь рабочие места. Кроме того, увеличивают поступление налогов в бюджет.
На 2-2,5 миллиона авто уже не выйти: рынок насыщен
Рынок новых легковых автомобилей в этом году несколько снизится, но не кардинально, убеждена директор Национального агентства промышленной информации (НАПИ) Татьяна Арабаджи.
Уровень продаж 2024 года в 1,5 миллиона авто с небольшим она оценивает как нормальный для страны. Собеседница издания полагает, что в 2025 году выйдем на 1,3-1,35 миллиона легковушек «в зависимости от того, насколько истеричным будет поведение покупателей в декабре».
Татьяна Арабаджи напомнила, что пики продаж автомобилей в России приходились на 2013 (2,5 миллиона штук) и 2014 (2,3 миллиона авто) годы: «Затем в хорошие годы мы продавали по 1,5-1,6 миллиона новых машин».
По словам эксперта, 2022 год с резким провалом продаж (было реализовано всего 655 тысяч штук авто) нельзя считать показательным. Тогда рухнула не покупательная способность населения — сказался дефицит автомобилей. Многие зарубежные автобренды покинули Россию. Из-за проблем с поставкой комплектующих сократилось и производство традиционных российских автомобилей.
В 2023 году за счет расширения поставок китайской техники продажи новых машин пошли в рост. К тому же восстановилось производство традиционных российских автомобилей, начался выпуск новых брендов в партнерстве с китайскими производителями. Как следствие, в 2024 году Россия вышла на показатель в 1,5 миллиона реализованных железных коней.
— Несмотря на события, связанные с охлаждением рынка автомобилей Центральным банком, мы говорим не только про увеличение кредитной ставки, но и о том, что банки одобряли мало заявок на автокредиты. Большую часть 2025 года этот показатель составлял порядка 20 процентов, — напомнила глава НАПИ.
При этом, по ее словам, спрос подогревали бесконечные опасения того, что увеличится утильсбор: с 1 ноября, с 1 декабря. С 1 января 2026 года он также возрастет. Люди покупают машины сегодня, понимая, что завтра они могут быть еще дороже. Кроме того, из-за накопленных стоков произошло даже небольшое снижение цен, плюс были маркетинговые кредитные программы от автопроизводителей, констатирует Татьяна Арабаджи.
Она убеждена, что мы уже не выйдем на уровень продаж новых авто в 2-2,5 миллиона штук, так как парк достаточно насыщен. Кроме того, «количество продаж на тысячу населения при существующей уже длительный период структуре доходов не позволяет сильно перешагнуть за цифру в 1,5 миллиона».
По словам Татьяны Арабаджи, это может произойти лишь в нескольких случаях. Когда несколько лет подряд из-за дефицита (не важно, по каким причинам) реализация машин не будет превышать 0,5-0,7 миллиона штук в год. А затем вдруг в нашу страну резко поступят автомобили, и все, кто хотел купить, отправятся в автосалоны. Либо сильно увеличится территория нашей страны и количество платежеспособного населения.
Если отменят санкции, к нам потихоньку начнут возвращаться привычные всем иномарки, допускает эксперт. Но, во-первых, это не произойдет быстро и одномоментно. У многих марок уже истекли сроки действия одобрения типов транспортного средства. Нужно пройти сертификацию по новой, восстановить дилерскую и сервисную сеть, наладить логистику. И не только по машинам, но и по запчастям.
Даже если предположить, что санкции отменят с 1 января 2026 года, на все про все в любом случае понадобится не меньше года, рассуждает эксперт. Затем вернувшиеся бренды просто «отъедят» часть рынка у китайских марок свежих бэушных автомобилей, которые ввозились в страну. Произойдет перераспределение. Возможно, тогда при благоприятной экономической ситуации объем продаж составит 1,6-2 миллиона автомобилей, не исключила руководитель Национального агентства промышленной информации.
НАПИ дает на следующий год консервативный прогноз по российскому авторынку: 1,2-1,4 миллиона проданных новых легковых авто. Маркетинговое агентство исходит из текущих условий, поясняет Арабаджи. Если не произойдет каких-то значимых событий (как со знаком минус, так и плюс), рынок сильно не изменится.
Автор коллажа: Егор Затеев / ИД «Вечерняя Казань»
— Будет потихоньку снижаться ключевая ставка, кредиты станут подешевле. Депозиты теряют свою привлекательность. Все это толкает рынок вверх. В то же время из-за выросшего утильсбора и увеличенного с 2026 года НДС цены на автомобили подрастут. Это будет сдерживать продажи, — анализирует Татьяна Арабаджи.
Первый квартал 2026 года, говорит она, не вселяет большого оптимизма. Автосалоны постараются распродать машины по старым ценам, затем их реализация сократится. Насколько сильно, зависит от того, сколько авто по прежней цене останется в наличии, а также какая стоимость будет у новых машин.
— Скорее всего, авторынок начнет оживать к середине года. Опять же впереди будет маячить 1 января 2027 года с обязательным повышением утильсбора, если в течение года не примут иных мер, увеличивающих утилизационный платеж. Поэтому мы ожидаем вялую динамику, — поделилась эксперт своим мнением.
Пессимистический вариант, по словам директора НАПИ, предполагает 1,2 миллиона проданных авто.