Найти в Дзене

Кот Собачников и его кино, театр, музыка и живопись…

Кот Собачников, он же Валерий Матвеев – неординарная творческая личность Ростова-на-Дону. Концептуальный художник, актер театра «ТЕГ», поэт, режиссер и сценарист короткометражного фильма «Шарманщики», ценитель музыки и коллекционер. Здравствуй, Валерий. Кстати, как к тебе обращаться. Валерий или Кот? Всё творчество под псевдонимом Кот Собачников, но в миру я Валерий, можно и так, конечно. Кот Собачников, Покрас Лампас, Красил Макар, Черубина де Габриак и др. – это дань моде и традиции творческих людей называть себя эпатажно? Про моду не думал. Придумал такой псевдоним, потому что это забавный оксюморон. Вроде запоминающийся. Эпатаж, самопрезентация, маркетинг и смыслы искусства. Есть ощущение, что в современном мире первое превалирует над вторым. Как ты в своем творчестве решаешь этот вопрос. Считаешь, что нужно больше вкладывать в раскрутку бренда или в смыслы, созидание и творчество? Хороший вопрос. Конечно, существует попсовое искусство — то, которое создано быть фоном в интерьер

Кот Собачников, он же Валерий Матвеев – неординарная творческая личность Ростова-на-Дону. Концептуальный художник, актер театра «ТЕГ», поэт, режиссер и сценарист короткометражного фильма «Шарманщики», ценитель музыки и коллекционер.

Здравствуй, Валерий. Кстати, как к тебе обращаться. Валерий или Кот?

Всё творчество под псевдонимом Кот Собачников, но в миру я Валерий, можно и так, конечно.

Кот Собачников, Покрас Лампас, Красил Макар, Черубина де Габриак и др. – это дань моде и традиции творческих людей называть себя эпатажно?

Про моду не думал. Придумал такой псевдоним, потому что это забавный оксюморон. Вроде запоминающийся.

Эпатаж, самопрезентация, маркетинг и смыслы искусства. Есть ощущение, что в современном мире первое превалирует над вторым. Как ты в своем творчестве решаешь этот вопрос. Считаешь, что нужно больше вкладывать в раскрутку бренда или в смыслы, созидание и творчество?

Хороший вопрос. Конечно, существует попсовое искусство — то, которое создано быть фоном в интерьере и только, или так называемая «кухонная живопись». Чего греха таить, среди моего творчества тоже такое есть.
Но. Интереснее и ценнее, конечно же, искусство, которое не поверхностно, которое может быть не только красивой картинкой. К примеру, хороший спектакль может чему-то научить, заставить задуматься...

Валерий - ты очень разносторонний творческий человек: актер, режиссер, художник, коллекционер, и, возможно, на этом список не заканчивается. А чем ты зарабатываешь на жизнь?

На данный момент — это магазин музыкальных инструментов, но уже ухожу — будет другое место.

Перед тобой вставала дилемма: искусство или деньги, и как ты её решал для себя?

Считаю правильным сначала закрывать бытовые потребности, а потом уже остальное.

В шалаше, но с изысканным искусством, не хочу.

В какой последовательности ты становился актёром, художником, коллекционером, режиссером, поэтом?

В подростковом возрасте возникла любовь к музыке и кино. Позже подключилась поэзия и вообще литература. Актерство — когда меня пригласили осенью 2022 года играть в спектакле. Он назывался «Автобус». Режиссёр — пока это сильно сказано; я срежиссировал только одну короткометражку на данный момент — «Шарманщики». Фильм снимался в 2023 году. В 2016 начал рисовать, хотя интерес появился ещё раньше. До этого часто ходил в музеи, галереи, смотрел книжки, иллюстрации, лекции (живые и в интернете), меня привлекали познавательные материалы о живописи.

Возникало ли желание связать свою жизнь профессионально с искусством? Поступить в художественное учебное заведение?

Поступить мне хотелось на кинорежиссуру - это был единственный раз, пожалуй, и всё. То было ещё в 2013 и раньше. Мечталось. Но не поступил. Сейчас в вузы точно не хочу, т.к. вряд ли получу там опыт и навыки, которые не возьму от моих мастеров и коллег в театре.

-2

Поговорим о Коте Собачникове – художнике. Сейчас у тебя идет экспериментальная художественная выставка в «Форточке»в ЦУМе. Расскажи о ней.

Да, она экспериментальная, потому что каждая представленная картина — это, как бы, промежуточный вариант себя. Я нахожусь в поиске нужного мне стиля, вида, соединения живописи, коллажа и вандализма.
Выставка небольшая, всего 10 картин. Многие из них буду еще менять, дорабатывать... Идет поиск жанра, нового исполнения.

“Я нахожусь в поиске нужного мне стиля, вида, соединения живописи, коллажа и вандализма”

Поиск своего стиля в искусстве, недосказанность может говорить о чувстве неустойчивости в сегодняшнем мире?

Не знаю. Мир сейчас в ненормальном положении — это факт. Многие люди сейчас тоже в странном положении — это так. Но не возьмусь судить, говорят ли об этом картины.

В твоих произведениях много бунтарства, хлестких высказываний: «Лучшие годы твоей жизни уже прошли», «Это не картина, это тряпка», «Отъ…сь». Как будто за таким милым человеком, который увлекается историей, искусством, коллекционированием, скрывается какая-то драма, конфликт с окружающей действительностью, который ты выплескиваешь на холст. Так ли это?

Хорошо сказано. Да, в этом есть своя правда. У меня конфликт с действительностью: меня далеко не всё в ней устраивает, причём то, на что я не могу повлиять. Например, в городах вырубают деревья и строят некачественные, уродливые ЖК-гетто. Разрушают исторические красивые дома, памятники архитектуры и строят из уродливого металлопрофиля магазины по продаже сигарет... И все как будто с этим согласны. Всё это происходит с молчаливого согласия большинства.

Музыка, вероятно, играет важную роль в твоей жизни. Собираешь пленочные кассеты и пластинки. Они же – часть твоих живописных произведений. Фильм «Шарманщики» – тоже о любви к музыке. Откуда эта тяга? В вашей семье в детстве звучала музыка?

Нет, в детстве музыки особо у меня не было. Помню только, как слышал Владимира Высоцкого у отца в проигрывателе. Лет в 12-13, когда познакомился с Linkin Park, понял, что это со мной навсегда, — так и случилось. Музыку слушаю очень разную, коллекционирую тоже.
Да, рад, что заметно: в картинах музыкальная тема тоже присутствует. Я и делаю их зачастую под музыку — с конкретным настроением на каждую.

Ты увлекаешься в том числе джазом – не самым простым музыкальным направлением. Посоветуй, с чего начать знакомство, чтобы, возможно, это стало любовью на всю жизнь. 2-3 произведения или исполнителя на твой вкус.

Сложный вопрос. Наверное, я бы спросил у человека, какая у него вообще наслушанность.
Я, например, много лет слушал экстремальную, сложную музыку, а потом уже заинтересовался джазом. В основном тоже экстремальным. Начинать с авангардного, фри-джаза не рекомендую, если человек слушал до этого только поп или рэп.
Заходить, наверное, лучше с легкого, с классики: Луи Армстронг, Элла Фицджеральд, Билл Эванс, Карла Блей, а потом посложнее: Кит Джаретт, Кетиль Бьёрнстад, Орнетт Коулман, Майлс Дейвис.

-3

Валерий, ты снял короткометражный фильм «Шарманщики» для кинофестиваля, где выступил в качестве режиссера, сценариста и актера. Расскажи, как это стало возможным в техническом плане без образования, знаний, как создаются фильмы?

На фестиваль, к сожалению, фильм так и не взяли. В ростовских залах показывали аудитории его пять раз в разных локациях.
Откуда вообще эта идея? Хотелось запечатлеть историческое явление, которое было и исчезло. Его уже никогда не будет; современный человек не знает, что такое «шарманить» и что этим занимались, пожалуй, миллионы людей еще недавно. Этим фильмом мы познакомили какое-то количество современных людей с интересным фрагментом истории.
Как стало возможным? Я заведомо долго готовился: тщательно прописывал детали в сценарии и готовил локации до мелочей. Всё соответствовало 80-м годам. Считаю, в целом получилось. Остальные, кто делал фильм,— мои коллеги по сцене. Оператор — Ю. Купавых, полтора десятка лет отработавший на Мосфильме. Актёры — Л. Грасмик и С. Павлов, которые с театром немало лет. Вот такая отличная компания собралась.

Кроме исторического повествования 60-80-х, в этом фильме важна личная история твоей семьи? Насколько я поняла, съемки шли в месте, где прошло детство, и с участием твоего отца.

Личной истории там нет. Фильм - это рассуждение, как могло быть дело в то время.
Да, папа снимался в фильме и некоторые места там - это родные мои места. Где родился и вырос.

Шарманщиками в 60-80-е называли народных «кулибиных», которые из подручных средств и деталей делали приемники, ловили радиоволны. Слушали запрещенные «Голос Америки», «Би Би Си», «Битлз» и т.д., а иногда создавали тем самым телевизионные помехи соседям, что было наказуемо. Такой подпольный андеграунд в глубинке. Думал ли ты, создавая кино, что эта тема вновь может стать актуальной?

Нет, о таком не думал. Да, слушай, «шарманки» были этаким VPN.

Валерий, ныне ты еще и актер театра «ТЕГ». Скажи, был ли театр в твоей жизни до «ТЕГа»?

Да, конечно. Я ходил в театры в Ростове немало, с удовольствием смотрел постановки здешних трупп. Более того, перформанс в стихах «Белый лист», а потом и полноценный спектакль «Автобус» мы делали, не будучи в этом театре. Меня пригласили туда позже.

Театр существует, когда есть, что сказать. О чем говорит театр «ТЕГ»?

Каждая постановка в нашем репертуаре готовит о чём-то своём.

Театр «ТЕГ» работает с современными пьесами, и идет в ногу со временем, что важно. Поднимаются темы одиночества, внутренней эмиграции, пустоты и пр. Какие мысли, чувства героев перекликаются с тобой лично? В каких персонажах видишь себя сегодняшнего?

Да, я люблю многих наших персонажей: и тех, которых играю, и тех, которых играют другие артисты. Темы и те, и другие есть. Пьесы взяты тоже и современные, и из прошлого века. Например, «Обычный праздник» поставлен по мотивам «Эмигрантов» С. Мрожека — пьесе 50 лет. «Кто там?» и «Выгул собак запрещён» — по пьесам советского драматурга С. Злотникова. Представлена и современная драматургия. Со мной лично: в моём персонаже «Обычного праздника» есть много от меня лично. В том числе воспоминаний... Ну и не только.

-4

Какие у тебя были чувства, когда ты впервые вышел на сцену «ТЕГа» в качестве актера?

Если рассматривать именно спектакль, то это был «Автобус». Кажется, декабрь или ноябрь 2022-го. Было волнительно. Я и по сей день продолжаю учиться у режиссёра и художественной руководительницы. Волнительно каждый раз. Даже перед спектаклем, который играешь в 20-й раз, зная его наизусть, всё равно волнительно.

Что для тебя важно, как для актера?

Важно многое. Чтобы представление было красивым и не пустым при этом. С посылом. У нас все спектакли такие — с философией и внутренними переживаниями. Зачастую зрители говорят нам, что именно с глубокими чувствами и мыслями выходят из зала.

Бывает так, что спектакль или лично твоя игра не удалась? Как ты для себя это определяешь, и как работаешь с этим ощущением в дальнейшем?

Бывало, что после показа я был недоволен собой: казалось, что справился плохо. Но коллеги и зрители говорили, что всё в порядке, со стороны смотрелось как надо.
Просто такие бывают состояния. Конечно, один и тот же спектакль не бывает одинаковым каждый показ — это всегда с нюансом.

-5

Валерий, какие творческие планы строишь на будущее?

Чтобы дошли руки до фильмов — и не только короткометражных. Чтобы вообще на это были возможности. А так: больше рисовать, больше играть, больше смотреть…

Подготовлено для Gerbera Magazine

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал