Витебский вокзал
Адрес: Загородный проспект, 52, Санкт-Петербург
Год открытия: 1837
Направления: Калининград, города Беларуси и южные страны
Ближайшие станции метро: «Пушкинская», «Звенигородская»
Витебский вокзал — старейший в России. Первый деревянный вокзал построили для частной железной дороги, соединявшей Санкт-Петербург с Царским Селом. Именно отсюда в 1830-х отправился первый паровоз «Проворный». До революции вокзал называли Царскосельским, затем Детскосельским, а Витебским он стал в 1935 году.
В 1904 году вокзал перестроили в стиле модерн. Сейчас из девяти путей используют только четыре для дальнего следования, остальные заняты пригородными электричками. Залы терминала привлекают своей красотой и часто становятся местом фотосессий и киносъёмок. Особенно популярна мраморная лестница.
12 интересных фактов о Витебском вокзале:
1. Строительство первой железной дороги в России началось с Витебского вокзала. Она соединила Санкт-Петербург с Царским селом (ныне Пушкин). В 1837 году открыли деревянную станцию, а в 1850-х годах её заменили каменной. С ростом пассажиропотока вокзал расширяли. В 1904 году появились новая платформа и современный вид здания, который мы видим сегодня.
2. Название вокзала тоже менялось. Сначала его называли Царскосельским, в 1918 году переименовали в Детскосельский, а в 1935 году вернули название Витебский, связанное с конечной станцией маршрута.
3. Первая поездка с Витебского вокзала состоялась 30 октября 1937 года. В 2022 году исполнится 185 лет со дня его открытия. Сам вокзал отметил своё 118-летие 1 августа.
4. На парадной лестнице вокзала установлен бюст императора Николая I. Его поставили к 300-летию Санкт-Петербурга.
5. В 2007 году на вокзале появился памятник инженеру Францу фон Герснеру, который руководил строительством железной дороги.
6. Особенностью вокзала является то, что все перроны находятся на втором этаже.
7. Первым пассажиром на новом вокзале стал император Николай I, а машинистом — инженер Франц фон Герстнер. Поездка заняла 35 минут, что примерно равно времени в пути до Царского села и сегодня.
8. В 2021 году международная организация по защите прав составила рейтинг лучших железнодорожных вокзалов Европы. Казанский вокзал (Москва) занял 5-е место, а Курский — 8-е. Однако Витебский вокзал в рейтинг не попал, что вызывает сожаление.
9. Витебский вокзал известен съёмками известных фильмов. Здесь снимали финальные сцены «Вокзала для двоих» Эльдара Рязанова, «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова и «Брата» Алексея Балабанова.
10. Сейчас на Витебском вокзале 9 путей: 5 из них предназначены для пригородных электричек, а 4 — для поездов дальнего следования.
11. В 2018 году реконструировали ресторан вокзала, где бывали представители императорской семьи, известные поэты Серебряного века и художники.
12. Сейчас вокзал не так загружен, как раньше. Многие междугородние и международные рейсы отменены. Из Витебска можно доехать до Республики Беларусь, Витебска и Минска, но ранее были рейсы в Псков, Смоленск, Кишинёв и Украину. На мой взгляд, это неправильно, учитывая, что Московский вокзал у площади Восстания переполнен.
---
Московский вокзал
Адрес: Невский проспект, 85, Санкт-Петербург
Год открытия: 1851
Направления: юг России, Самара, Нижний Новгород, Кострома, Уфа, Смоленск, Белгород, Москва
Ближайшие станции метро: «Площадь Восстания», «Маяковская»
Московский вокзал — символ железнодорожной эпохи России. Его построили в 1851 году по проекту архитектора К. А. Тона в русско-византийском стиле с элементами ренессанса. Здание украсили традиционной для европейских ратуш башней с часами. Первоначально вокзал назывался Николаевским, в честь императора Николая I. В советское время его переименовали в Октябрьский, а с 1930 года он стал Московским.
В 1931 году отсюда отправилась первая «Красная стрела». В течение времени здание неоднократно расширяли из-за роста пассажиропотока. Внутри вокзала сочетаются разные архитектурные стили: от старинных залов со скруглёнными потолками до современных минималистичных пространств.
6 интересных фактов о Московском вокзале:
- Первую всенародную рождественскую ёлку установили в Большом зале вокзала год спустя после его открытия.
- Начальником вокзала назначили отца известного исследователя и этнографа Николая Миклухо-Маклая.
- В поездах был специальный вагон со стеклянной крышей для багажа пассажиров. Вещи взвешивали и помечали.
- Билет выдавали после внесения данных паспорта в журнал и отметки о разрешении на отъезд.
- К поезду можно было выйти только после звонка. До этого пассажиры ждали в залах ожидания, где для женщин был отдельный, красиво отделанный зал.
- В Мраморном зале вокзала установлен памятник почтовому голубю. Это птица с размахом крыльев более полуметра, держащая в лапках манускрипт, а в клюве — ветку оливкового дерева. Голубь крепится к потолку на трёх цепях.
---
Балтийский вокзал
Адрес: набережная Обводного канала, 120, Санкт-Петербург
Год открытия: 1857
Направления: «Ласточки» в Псков, пригородные электрички по Ленинградской области
Ближайшие станции метро: «Балтийская»
Балтийский вокзал был построен для поездок до Петергофа царской семьи и её придворных. Левая часть здания предназначалась для пассажиров, а правая — для служебных помещений. Входные группы также были разделены. Несмотря на это, вокзал стал популярным среди горожан, и его называли Петергофским. После продления маршрута до Балтийского моря он получил своё современное название.
В 1933 году вокзал реконструировали, увеличив площадь залов ожидания и добавив новые входы. В 1955 году пристроили наземный вестибюль метро. Здание вокзала сохранило свой исторический облик, но стало более функциональным.
года носил название Петергофский. Однако после прибытия первого поезда из Ревеля 19 декабря 1872 года, вокзал получил новое имя — Балтийский.
5 интересных фактов о Балтийском вокзале:
Факт № 2
С Балтийского вокзала отправился первый электрический поезд в России. Идея замены паровозов на электрички появилась еще в начале XX века, но воплощена в жизнь она была только в 1930-е.
Факт № 3
Балтийский вокзал был построен по образцу парижского Восточного вокзала в стиле ренессанс.
Факт № 4
В истории Балтийского вокзала произошли и трагические события. Одна из крупнейших аварий случилась в конце XIX века, когда поезд из Ораниенбаума столкнулся со стоящим на путях составом из Гатчины. Причиной катастрофы стал сильный туман, из-за которого гатчинский поезд ехал медленно и остановился. К счастью, многие пассажиры, вышедшие прогуляться, успели отбежать от путей и избежать трагедии.
Факт № 5
Одной из главных достопримечательностей Балтийского вокзала являются часы работы Павла Буре. После замены механической системы на электронное табло, часы продолжают работать и сегодня.
---
Финляндский вокзал
Адрес: площадь Ленина, 6, Санкт-Петербург
Год открытия: 1870
Направления: «Ласточки», электрички в Выборг, Зеленогорск и другие города Ленинградской области
Ближайшие станции метро: «Площадь Ленина»
Финляндский вокзал построили в 1870 году по проекту финских инженеров. Долгое время дорога обслуживала в основном грузовые перевозки, но с развитием маршрута росла и популярность пассажирских маршрутов. Во время революции здесь остановился поезд с Лениным, который затем произнёс знаменитую речь на привокзальной площади.
Во время блокады Ленинграда Финляндский вокзал стал единственной станцией, принимавшей поезда в ночное время. Здание было сильно разрушено, но после войны его восстановили. В 1950-х годах вокзал получил современный облик.
Сегодня Финляндский вокзал — одно из самых монументальных зданий города. Центральный зал занимает площадь около 1000 кв. м, а высота башни со шпилем достигает 30 метров. Вокзал также известен как Финбан — сокращённое от немецкого «Finnische Bahnhof» (финский вокзал).
Немного истории:
В 1853 году бароны Штиглиц и Фелейзин начали строительство частной железной дороги между Петербургом и Петергофом. Первая станция, или вокзал, появилась в 1870 году. Ее спроектировал архитектор Петр Купинский на Симбирской улице, ныне известной как улица Комсомола. Вокзал был построен для Финляндской железной дороги, которая связала столицу с Великим княжеством Финляндским.
- В 1910 году пути вокзала реконструировали. Уровень путей подняли на пять метров выше уровня улиц, чтобы не мешать уличному движению.
- 3 (16) апреля 1917 года на Финляндский вокзал вернулся из эмиграции В. И. Ульянов, известный как Ленин. В честь этого события в 1926 году на площади у старого здания вокзала установили памятник.
- Во время Великой Отечественной войны вокзал оставался единственным действующим в блокадном Ленинграде. Отсюда начиналась «Дорога жизни» — единственный путь снабжения города продовольствием. 7 февраля 1943 года первый поезд с Большой земли прибыл на вокзал с жизненно важными продуктами.
---
Ладожский вокзал
Адрес: Заневский проспект, 73, Санкт-Петербург
Год открытия: 2003
Направления: северные регионы (Мурманск, Петрозаводск, Архангельск, Воркута), Урал и Сибирь (Челябинск, Новокузнецк, Тюмень, Ижевск)
Ближайшие станции метро: «Ладожская»
Ладожский вокзал — самый молодой и современный в Санкт-Петербурге. Здание выполнено в стиле хай-тек: бетон, стекло и многоуровневая конструкция. Внутри вокзала десятки тяжёлых опорных столбов поддерживают купольный свод. Вечером здание красиво подсвечивается, напоминая старинный дебаркадер.
Пассажиропоток разделён по уровням: на нижнем ярусе расположены выходы к пригородным электричкам, а на верхнем — зал для поездов дальнего следования. Вокзал оснащён современной электроникой и системами безопасности, что делает его одним из самых технологичных в России.
Немного истории:
Интересно, что железнодорожная станция, на которой расположен современный Ладожский вокзал, до сих пор имеет два названия: «Дача Долгорукова» и «Санкт-Петербург-Ладожский». Первое название используется для грузовых поездов, второе — для пассажирских. Как физически разделяют составы, остаётся загадкой, ведь диспетчерская на станции общая.
Станция появилась на месте современного вокзала в 1913 году, когда построили соединительную линию между Московским и Финляндским узлами. Первоначально её называли Яблоновка, но в начале 1930-х переименовали в «Дачу Долгорукова», чтобы избежать путаницы с другой станцией Яблоновка на линии Москва — Ленинград. Название связано с тем, что во времена Петра I эта территория принадлежала князю Якову Долгорукову, хотя самой дачи не сохранилось и её точное местоположение неизвестно.
Идея строительства нового вокзала, который разгрузил бы Московский вокзал, впервые появилась в Генплане Ленинграда 1948 года. Вокзал планировали построить на пересечении современных проспектов Заневского и Шаумяна, а Заневский проспект должен был заканчиваться на вокзальной площади. Район Ржевка-Пороховые в современном виде тогда не существовал. Планировали развивать старый район Пороховые, который впоследствии снесли.
Несмотря на то что многие решения Генплана 1948 года в районе Яблоновки не были реализованы, от идеи строительства нового вокзала не отказались. В 1950-х годах появился проект продления Заневского проспекта на восток, который стал прообразом будущего проспекта Косыгина.
Интересное и более подробное видео про это путешествие можно посмотреть по ссылке: https://vk.com/video-211192626_456242536
Не забудьте подписаться на меня в Дзен Премиум, чтобы первыми получать новые материалы и участвовать в обсуждениях. А также найдите меня в других социальных сетях, просто введя в поиске «Питер в кармане».
📍Ссылки:
Дзен: https://dzen.ru/piter_v_karmane
ВКонтакте: https://vk.com/piter_v_karmane
Подписывайтесь — это очень важно для меня! До новых встреч! 🌟