Найти в Дзене
Редкое кино

«Через забор»: фильм о жизни японского безработного с элементами магического реализма

Сегодня я расскажу о фильме «Через забор» («Oba fensu», 2016, Япония, драма, режиссёр Нобухиро Ямасита). Осторожно, будут спойлеры! Впрочем, в этом фильме всё равно открытый финал, и надо додумывать, какое развитие событий наиболее вероятно. 40-летний мужчина Шираива развёлся с женой и остался без работы. Но он продолжает носить обручальное кольцо. На бирже труда Шираиве предлагают выучиться в ПТУ на плотника, и он соглашается. Во время обучения Шираива получает пособие по безработице. Группа, в которой он учится, в основном, состоит из мужчин помладше, но есть и один мужчина старше героя. После занятий они добровольно-принудительно играют всей группой в софтбол (разновидность бейсбола) под руководством учителя, который учит их столярному делу. Они тренируются, чтобы сыграть с другой группой. Примерно половина фильма показывает будни Шираивы в училище и его общение с одногруппниками после учёбы. Я понимаю, что подобные фильмы снимаются для того, чтобы люди смотрели не на супергероев и
Оглавление

Сегодня я расскажу о фильме «Через забор» («Oba fensu», 2016, Япония, драма, режиссёр Нобухиро Ямасита). Осторожно, будут спойлеры! Впрочем, в этом фильме всё равно открытый финал, и надо додумывать, какое развитие событий наиболее вероятно.

Кадр из фильма «Через забор» (2016): Шираива и Сатоши
Кадр из фильма «Через забор» (2016): Шираива и Сатоши

Будни безработного, получающего новую профессию

40-летний мужчина Шираива развёлся с женой и остался без работы. Но он продолжает носить обручальное кольцо. На бирже труда Шираиве предлагают выучиться в ПТУ на плотника, и он соглашается. Во время обучения Шираива получает пособие по безработице. Группа, в которой он учится, в основном, состоит из мужчин помладше, но есть и один мужчина старше героя. После занятий они добровольно-принудительно играют всей группой в софтбол (разновидность бейсбола) под руководством учителя, который учит их столярному делу. Они тренируются, чтобы сыграть с другой группой.

Кадр из фильма «Через забор» (2016): Шираива
Кадр из фильма «Через забор» (2016): Шираива

Примерно половина фильма показывает будни Шираивы в училище и его общение с одногруппниками после учёбы. Я понимаю, что подобные фильмы снимаются для того, чтобы люди смотрели не на супергероев и коварных злодеев, а на обычных людей с такими же проблемами, как у зрителей, но здесь повседневная жизнь Шираивы и его знакомых показана ну совсем уж скучно и без изюминки, не возникает интереса к одногруппникам главного героя.

Например, мы узнаем, что один из его одногруппников – бывший якудза, а также пробовал работать таксистом, но для чего эта информация нужна в сюжете, я не поняла. Я предполагаю, что всё происходящее надо воспринимать как зарисовку из жизни: люди с разными характерами и разным прошлым сейчас учатся в одной группе на плотников. Ещё в их группе есть пенсионер, про которого все думали, что он одинокий чудак, а оказалось, что у него есть дочь и внук.

Кадр из фильма «Через забор» (2016): будни Шираивы
Кадр из фильма «Через забор» (2016): будни Шираивы

Любовная линия

Один из одногруппников знакомит Шираиву с девушкой по имени Сатоши. У неё две работы: оператор детских аттракционов в зооопарке и хостес в баре. Она любит выпить и имеет плохую репутацию, её считают легкодоступной. У Сатоши есть проблемы с психикой, нам намекают, что они развились на почве её неудач в личной жизни. Сатоши любит изображать брачные ритуалы птиц, со стороны это выглядит как странные танцы и кривляния. У Шираивы и Сатоши возникает роман, но неуравновешенность героини всё время приводит к проблемных ситуациям.

Кадр из фильма «Через забор» (2016): Сатоши, Шираива и одногруппник
Кадр из фильма «Через забор» (2016): Сатоши, Шираива и одногруппник
  • Например, когда Сатоши подвозила Шираиву (она водит машину), и они остановились около супермаркета, то Сатоши стала изображать на улице брачные танцы птиц, и на неё стали оглядываться люди. Шираива сделал ей замечание, она обиделась и сказала, что не повезёт его дальше, ему пришлось возвращаться на такси.
Кадр из фильма «Через забор» (2016): Сатоши танцует
Кадр из фильма «Через забор» (2016): Сатоши танцует
  • Когда Сатоши привела Шираиву домой, то уже после ночи вдвоём она заметила, что он носит кольцо. Шираива стал объяснять ей, что просто продолжает носить кольцо, но с женой он развелся, стал рассказывать о причинах развода. Но она ему не поверила, разбила окно в своей же комнате и выгнала Шираиву за дверь. Да, здесь Сатоши можно понять: кольцо на пальце обычно носят женатые, но при этом он сказал правду, а она ему лгала. В первой половине фильма была показана ссора Сатоши с бывшим, в котором упоминалась их общая дочь, эту сцену частично увидел и услышал Шираива, когда ещё не был знаком с Сатоши лично. Но когда он спросил её об этом, то девушка солгала, что отчитывала чужого мужа за плохое отношение к жене. Кстати, дочь героини в фильме вообще не присутствует. Видимо, она живёт с родителями Сатоши, либо уже живёт отдельно.
Кадр из фильма «Через забор» (2016): Сатоши
Кадр из фильма «Через забор» (2016): Сатоши
  • В другой раз Сатоши случайно (а может, и специально) стала свидетельницей встречи Шираивы с бывшей женой, подсматривала и подслушивала. Это так её выбило из колеи, что она стала выпускать из клеток птиц и животных (в тот день она работала в зоопарке), пока её не остановил другой сотрудник!

Элементы магического реализма

Фильм реалистический, но в трёх сценах присутствуют элементы магического реализма.

  • Когда Сатоши и Шираива находятся вечером в зоопарке, то с неба начинают падать белые перья. Их так много, что девушка собирает их в сумку, а потом разбрасывает, когда они едут вдвоём на его велосипеде. Такая вот романтика!
  • Шираива сидит дома, а на подоконник садится птица из зоопарка и смотрит на него.
Кадр из фильма «Через забор» (2016): птицы и животные, которых выпустила Сатоши
Кадр из фильма «Через забор» (2016): птицы и животные, которых выпустила Сатоши
  • Когда Шираива в конце фильма участвует в соревновании по софтболу, то появление Сатоши в качестве зрительницы очень воодушевляет его. Он с такой силой отбивает брошенный противником мяч, что мяч словно улетает в небеса. Показано, как люди задирают головы, чтобы уследить за его полётом.
Кадр из фильма «Через забор» (2016): игра в софтбол, здесь это ещё тренировка, а не соревнование
Кадр из фильма «Через забор» (2016): игра в софтбол, здесь это ещё тренировка, а не соревнование

Отмечу, что в этом фильме в принципе много птиц. Помимо этих двух сцен с уклоном в магический реализм есть обычные кадры с полётом птиц, сцены из зоопарка, а когда Шираива едет на велосипеде, то в кадрах почти всегда есть птицы, обычно это чайки.

Кадр из фильма «Через забор» (2016): Шираива и чайки
Кадр из фильма «Через забор» (2016): Шираива и чайки

Открытый финал

В фильме нет ответа, что в итоге сделает Шираива: помирится с женой или останется с Сатоши.

С одной стороны, его отношения с бывшей женой улучшились: изначально она просила его не искать встреч с ней и ребёнком, а к концу фильма уже сама предлагает быть на связи. Сатоши советует герою помириться с женой.

Кадр из фильма «Через забор» (2016): Шираива и его бывшая жена
Кадр из фильма «Через забор» (2016): Шираива и его бывшая жена

С другой стороны, мы видим в конце фильма, что появление Сатоши на соревновании очень обрадовало Шираиву и моментально улучшило его навыки игры в софтбол, а некоторые сцены из фильма наводят на мысли, что им суждено быть вместе, хоть Сатоши и портит ему нервы своими выходками.

Мне кажется, что, скорее всего, Шираива выберет Сатоши, а с женой будет поддерживать общение, чтобы быть в курсе жизни дочери.

Кадр из фильма «Через забор» (2016): просто пейзаж
Кадр из фильма «Через забор» (2016): просто пейзаж

Также в фильме есть тема, что герой хотел купить машину и поехать в путешествие. К концу фильма он, похоже, охладел к этой идее (если судить по его безразличной реакции на слова шурина о том, что он нашёл подходящий вариант недорогой машины), но прямым текстом об этом не сказано.

Неоднозначная ситуация с бывшей женой главного героя

Мы знаем о Шираиве, что он очень много работал и поздно приходил домой. Он не замечал, что его жена не справляется с бытом и ребёнком. Однажды Шираива пришёл домой с работы и увидел, что жена в состоянии аффекта пыталась задушить дочь подушкой. После этого Шираива с ней развёлся, дочь осталась с ней. Жене стали помогать с ребёнком её родители. К концу фильма он стал считать, что сам был виноват в том, что не замечал сложностей у жены и этим довёл её до аффекта.

Кадр из фильма «Через забор» (2016): Сатоши
Кадр из фильма «Через забор» (2016): Сатоши

Мне сложно рассудить их, потому что ситуация, когда мужчина работает, а женщина сидит с ребёнком и ведёт быт, кажется мне обычной. В фильме не хватает деталей, после ознакомления с которыми я могла бы встать на чью-то сторону.

Например, если бы героиня говорила мужу, что она не справляется, а он ответил бы: «Другие женщины справляются, вот и ты не ной!», то я, конечно, встала бы на сторону жены.

Кадр из фильма «Через забор» (2016): птицы (подобных кадров в фильме несколько)
Кадр из фильма «Через забор» (2016): птицы (подобных кадров в фильме несколько)

А если она сама ничего не говорила, то это другая ситуация. Например, у меня в большинстве ситуаций одинаковое выражение лица, и человек должен быть телепатом, чтобы заметить что-то. Если его жена была такой же, то я бы не стала обвинять героя в том, что он не замечал проблем дома. Правда я сама бы не стала молчать, я либо сказала бы, что не справляюсь, либо выделила бы приоритеты: например, всегда находила бы время на дочь, но не успевала бы регулярно убираться. А если бы меня в этом упрекнули, то сказала бы, что не успеваю делать всё одновременно. Пусть наймет приходящую домработницу, если нужна идеальная чистота. (Да, мои рассуждения на эту тему, возможно, наивны, потому что у меня пока нет детей, я рассуждаю теоретически.)

Русская аннотация, не соответствующая фильму

В русской аннотации к фильму написано, что Шираива начинает ходить в школу вокала, но такого момента вообще нет в фильме!

Также из аннотации следует, что жена ушла от героя из-за того, что он не работал, а по фильму всё наоборот: он слишком много работал.

Заключение

Фильм противоречивый, с одной стороны, он описывает повседневную жизнь без прикрас, с другой, зачем-то добавлены элементы магического реализма в духе книг Маркеса.

Для мелодрамы в фильме слишком много информации об училище и одногруппниках героя.

Кадр из фильма «Через забор» (2016): Шираива
Кадр из фильма «Через забор» (2016): Шираива

Лично мне не хватает демонстрации сцен из прошлого героев, чтобы сильно им сочувствовать. Из-за этого я не считаю, что мужчина, который много работал, так уж сильно виноват перед женой. Он же работал и обеспечивал семью, а не изменял жене!

Кадр из фильма «Через забор» (2016): Шираива и Сатоши, раскидывающая перья
Кадр из фильма «Через забор» (2016): Шираива и Сатоши, раскидывающая перья

Также мне не хватает демонстрации того, насколько ужасными были прошлые отношения Сатоши, что после них возникли проблемы с психикой. У многих женщин были в жизни неудачные романы, но не все стали от этого неадекватными. Её истерики вызывают у меня раздражение. Ещё я не понимаю, почему вообще не показывают её дочь. Ну упомянули бы мельком, что колледж, в котором учится дочь, в другом городе, и поэтому она живёт отдельно. (Это я так, сама придумываю, как можно было бы «закрыть» эту сюжетную дыру.)

Ситуация со второстепенным героем Мори тоже слишком краткая. У него плохо получалось учиться на плотника, и он не любил играть в софтбол, за что к нему плохо относились учитель и некоторые одногруппники. В итоге с ним случился нервный срыв, он кинул в учителя брусок и подрался с одногруппником, после чего его исключили. Но всё это показано в таком ключе, что приходит в голову фраза «мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус». Это же не общеобразовательная школа, куда надо ходить по-любому. Возможно, при другой степени детализации эта ситуация воспринималась бы иначе, например, если бы нам показали, что он правда мечтал стать плотником, но ему тяжело давалось обучение…

Кадр из фильма «Через забор» (2016): Шираива и Сатоши
Кадр из фильма «Через забор» (2016): Шираива и Сатоши

Сначала я хотела поставить этому фильму 4 балла из 10, но в итоге решила поставить 5 за то, что он хотя бы не ставил меня равнодушной и вызвал желание высказаться по поводу героев. А ещё далеко не в каждом фильме можно увидеть, как героиня в смятённых чувствах выпускает животных и птиц из зоопарка!

Ну и чисто женское: я считаю главного героя симпатичным внешне)

Оценка: 5 из 10.

Азиатское кино | Редкое кино | Дзен