Сегодня я расскажу о фильме «Через забор» («Oba fensu», 2016, Япония, драма, режиссёр Нобухиро Ямасита). Осторожно, будут спойлеры! Впрочем, в этом фильме всё равно открытый финал, и надо додумывать, какое развитие событий наиболее вероятно.
Будни безработного, получающего новую профессию
40-летний мужчина Шираива развёлся с женой и остался без работы. Но он продолжает носить обручальное кольцо. На бирже труда Шираиве предлагают выучиться в ПТУ на плотника, и он соглашается. Во время обучения Шираива получает пособие по безработице. Группа, в которой он учится, в основном, состоит из мужчин помладше, но есть и один мужчина старше героя. После занятий они добровольно-принудительно играют всей группой в софтбол (разновидность бейсбола) под руководством учителя, который учит их столярному делу. Они тренируются, чтобы сыграть с другой группой.
Примерно половина фильма показывает будни Шираивы в училище и его общение с одногруппниками после учёбы. Я понимаю, что подобные фильмы снимаются для того, чтобы люди смотрели не на супергероев и коварных злодеев, а на обычных людей с такими же проблемами, как у зрителей, но здесь повседневная жизнь Шираивы и его знакомых показана ну совсем уж скучно и без изюминки, не возникает интереса к одногруппникам главного героя.
Например, мы узнаем, что один из его одногруппников – бывший якудза, а также пробовал работать таксистом, но для чего эта информация нужна в сюжете, я не поняла. Я предполагаю, что всё происходящее надо воспринимать как зарисовку из жизни: люди с разными характерами и разным прошлым сейчас учатся в одной группе на плотников. Ещё в их группе есть пенсионер, про которого все думали, что он одинокий чудак, а оказалось, что у него есть дочь и внук.
Любовная линия
Один из одногруппников знакомит Шираиву с девушкой по имени Сатоши. У неё две работы: оператор детских аттракционов в зооопарке и хостес в баре. Она любит выпить и имеет плохую репутацию, её считают легкодоступной. У Сатоши есть проблемы с психикой, нам намекают, что они развились на почве её неудач в личной жизни. Сатоши любит изображать брачные ритуалы птиц, со стороны это выглядит как странные танцы и кривляния. У Шираивы и Сатоши возникает роман, но неуравновешенность героини всё время приводит к проблемных ситуациям.
- Например, когда Сатоши подвозила Шираиву (она водит машину), и они остановились около супермаркета, то Сатоши стала изображать на улице брачные танцы птиц, и на неё стали оглядываться люди. Шираива сделал ей замечание, она обиделась и сказала, что не повезёт его дальше, ему пришлось возвращаться на такси.
- Когда Сатоши привела Шираиву домой, то уже после ночи вдвоём она заметила, что он носит кольцо. Шираива стал объяснять ей, что просто продолжает носить кольцо, но с женой он развелся, стал рассказывать о причинах развода. Но она ему не поверила, разбила окно в своей же комнате и выгнала Шираиву за дверь. Да, здесь Сатоши можно понять: кольцо на пальце обычно носят женатые, но при этом он сказал правду, а она ему лгала. В первой половине фильма была показана ссора Сатоши с бывшим, в котором упоминалась их общая дочь, эту сцену частично увидел и услышал Шираива, когда ещё не был знаком с Сатоши лично. Но когда он спросил её об этом, то девушка солгала, что отчитывала чужого мужа за плохое отношение к жене. Кстати, дочь героини в фильме вообще не присутствует. Видимо, она живёт с родителями Сатоши, либо уже живёт отдельно.
- В другой раз Сатоши случайно (а может, и специально) стала свидетельницей встречи Шираивы с бывшей женой, подсматривала и подслушивала. Это так её выбило из колеи, что она стала выпускать из клеток птиц и животных (в тот день она работала в зоопарке), пока её не остановил другой сотрудник!
Элементы магического реализма
Фильм реалистический, но в трёх сценах присутствуют элементы магического реализма.
- Когда Сатоши и Шираива находятся вечером в зоопарке, то с неба начинают падать белые перья. Их так много, что девушка собирает их в сумку, а потом разбрасывает, когда они едут вдвоём на его велосипеде. Такая вот романтика!
- Шираива сидит дома, а на подоконник садится птица из зоопарка и смотрит на него.
- Когда Шираива в конце фильма участвует в соревновании по софтболу, то появление Сатоши в качестве зрительницы очень воодушевляет его. Он с такой силой отбивает брошенный противником мяч, что мяч словно улетает в небеса. Показано, как люди задирают головы, чтобы уследить за его полётом.
Отмечу, что в этом фильме в принципе много птиц. Помимо этих двух сцен с уклоном в магический реализм есть обычные кадры с полётом птиц, сцены из зоопарка, а когда Шираива едет на велосипеде, то в кадрах почти всегда есть птицы, обычно это чайки.
Открытый финал
В фильме нет ответа, что в итоге сделает Шираива: помирится с женой или останется с Сатоши.
С одной стороны, его отношения с бывшей женой улучшились: изначально она просила его не искать встреч с ней и ребёнком, а к концу фильма уже сама предлагает быть на связи. Сатоши советует герою помириться с женой.
С другой стороны, мы видим в конце фильма, что появление Сатоши на соревновании очень обрадовало Шираиву и моментально улучшило его навыки игры в софтбол, а некоторые сцены из фильма наводят на мысли, что им суждено быть вместе, хоть Сатоши и портит ему нервы своими выходками.
Мне кажется, что, скорее всего, Шираива выберет Сатоши, а с женой будет поддерживать общение, чтобы быть в курсе жизни дочери.
Также в фильме есть тема, что герой хотел купить машину и поехать в путешествие. К концу фильма он, похоже, охладел к этой идее (если судить по его безразличной реакции на слова шурина о том, что он нашёл подходящий вариант недорогой машины), но прямым текстом об этом не сказано.
Неоднозначная ситуация с бывшей женой главного героя
Мы знаем о Шираиве, что он очень много работал и поздно приходил домой. Он не замечал, что его жена не справляется с бытом и ребёнком. Однажды Шираива пришёл домой с работы и увидел, что жена в состоянии аффекта пыталась задушить дочь подушкой. После этого Шираива с ней развёлся, дочь осталась с ней. Жене стали помогать с ребёнком её родители. К концу фильма он стал считать, что сам был виноват в том, что не замечал сложностей у жены и этим довёл её до аффекта.
Мне сложно рассудить их, потому что ситуация, когда мужчина работает, а женщина сидит с ребёнком и ведёт быт, кажется мне обычной. В фильме не хватает деталей, после ознакомления с которыми я могла бы встать на чью-то сторону.
Например, если бы героиня говорила мужу, что она не справляется, а он ответил бы: «Другие женщины справляются, вот и ты не ной!», то я, конечно, встала бы на сторону жены.
А если она сама ничего не говорила, то это другая ситуация. Например, у меня в большинстве ситуаций одинаковое выражение лица, и человек должен быть телепатом, чтобы заметить что-то. Если его жена была такой же, то я бы не стала обвинять героя в том, что он не замечал проблем дома. Правда я сама бы не стала молчать, я либо сказала бы, что не справляюсь, либо выделила бы приоритеты: например, всегда находила бы время на дочь, но не успевала бы регулярно убираться. А если бы меня в этом упрекнули, то сказала бы, что не успеваю делать всё одновременно. Пусть наймет приходящую домработницу, если нужна идеальная чистота. (Да, мои рассуждения на эту тему, возможно, наивны, потому что у меня пока нет детей, я рассуждаю теоретически.)
Русская аннотация, не соответствующая фильму
В русской аннотации к фильму написано, что Шираива начинает ходить в школу вокала, но такого момента вообще нет в фильме!
Также из аннотации следует, что жена ушла от героя из-за того, что он не работал, а по фильму всё наоборот: он слишком много работал.
Заключение
Фильм противоречивый, с одной стороны, он описывает повседневную жизнь без прикрас, с другой, зачем-то добавлены элементы магического реализма в духе книг Маркеса.
Для мелодрамы в фильме слишком много информации об училище и одногруппниках героя.
Лично мне не хватает демонстрации сцен из прошлого героев, чтобы сильно им сочувствовать. Из-за этого я не считаю, что мужчина, который много работал, так уж сильно виноват перед женой. Он же работал и обеспечивал семью, а не изменял жене!
Также мне не хватает демонстрации того, насколько ужасными были прошлые отношения Сатоши, что после них возникли проблемы с психикой. У многих женщин были в жизни неудачные романы, но не все стали от этого неадекватными. Её истерики вызывают у меня раздражение. Ещё я не понимаю, почему вообще не показывают её дочь. Ну упомянули бы мельком, что колледж, в котором учится дочь, в другом городе, и поэтому она живёт отдельно. (Это я так, сама придумываю, как можно было бы «закрыть» эту сюжетную дыру.)
Ситуация со второстепенным героем Мори тоже слишком краткая. У него плохо получалось учиться на плотника, и он не любил играть в софтбол, за что к нему плохо относились учитель и некоторые одногруппники. В итоге с ним случился нервный срыв, он кинул в учителя брусок и подрался с одногруппником, после чего его исключили. Но всё это показано в таком ключе, что приходит в голову фраза «мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус». Это же не общеобразовательная школа, куда надо ходить по-любому. Возможно, при другой степени детализации эта ситуация воспринималась бы иначе, например, если бы нам показали, что он правда мечтал стать плотником, но ему тяжело давалось обучение…
Сначала я хотела поставить этому фильму 4 балла из 10, но в итоге решила поставить 5 за то, что он хотя бы не ставил меня равнодушной и вызвал желание высказаться по поводу героев. А ещё далеко не в каждом фильме можно увидеть, как героиня в смятённых чувствах выпускает животных и птиц из зоопарка!
Ну и чисто женское: я считаю главного героя симпатичным внешне)
Оценка: 5 из 10.