"Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах" (Еф. 1:3).
Во многих культурах мира ношение обручального кольца символизирует брачное обязательство мужчины перед женщиной и женщины перед мужчиной. Видимый символ такого обязательства невелик, но это символ обещания, даваемого на всю жизнь. Этот крошечный знак супружества напоминает нам о том, что небольшие предметы часто являются выражением исключительно важных понятий.
Новозаветная фраза "во Христе", состоящая всего из двух слов, временами бывает почти незаметной, но всегда несет в себе глубокий смысл. Она никогда не появляется в Писании без весомого духовного значения. Эта фраза может выглядеть по-разному: "во Христе" (Рим. 12:5), "во Христе Иисусе" (Рим. 3:24), "Во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8:39), "в Нем" (2 Кор. 5:21), "в Господе Иисусе" (Рим. 14:14), "в Господе" (1 Кор. 4:17), "в Сыне Его" (1 Ин. 5:11), "в Иисусе" (Еф. 4:21; 1 Фес. 4:14), "в истинном Сыне Его Иисусе Христе" (1 Ин. 5:20), но ее теологическим значением нельзя пренебречь. Она указывает на союз с Христом и пребывание в Его духовном теле. Следовательно, если мы не обратим пристального внимания на скрытый смысл этой фразы, мы не сможем понять истинного значения и места церкви в Божьем плане.
В Писаниях Нового Завета в двух выражениях: "во Христе" и "в церкви" заложено одно и то же значение. Когда Павел пишет о величии Иисуса, говоря, что все покорено под ноги Его, что Он поставлен выше всего, главою церкви, он утверждает, что церковь есть "тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф. 1:22, 23). По словам Павла, церковь является телом Христа, и, таким образом, быть "во Христе" означает быть в Христовой церкви.
Когда мы анализируем значение фразы "во Христе" или равнозначных ей выражений на протяжении всего Нового Завета, нам открывается захватывающее дух теологическое значение церкви и наше отношение к ней. И чем глубже мы будем исследовать его, тем больше будет поражать нас величие духовных благословлений, которые принадлежат нам в Его теле. Без понимания этой фразы у нас нет надежды, что мы будем иметь соответствующее Писанию представление о том, что означает быть членом церкви Христовой.
ПРИВИЛЕГИРОВАННОЕ МЕСТО
Начнем с того, что выражение "во Христе" указывает на привилегию, которая принадлежит членам Господней церкви. "Во Христе" мы являемся избранниками Божьими.
В обширном славословии в Еф.1:3-14 Павел восхваляет Бога за то, что Он сделал тех, кто "во Христе", Своими избранными. Павел пишет не о судьбе отдельных людей, не о том, что один избран быть спасенным, а другой нет. Он указывает на замечательное предвечное решение спасти всех, кто вошел во Христа и верно в Нем пребывает. Еще до основания мира Бог избрал тело Христово привилегированным местом, усыновляя, как Своих чад, всех тех, кто входит в него.
Этот божественный план не противоречит человеческой свободе выбора. Напротив, он дает человеку возможность самому решать, быть ли ему среди избранных. Бог уже решил спасти тело Христово, но человек должен сделать свой выбор сам, войти ли ему в это тело и оставаться ли в нем.
Бог выбрал место для спасения Ноя (Быт. 7:1), но Ной и его семья должны были войти туда и там оставаться (Быт. 7:7). Из всех людей, населявших землю, Ной и его жена, его сыновья и невестки — те, кто был в ковчеге, — были Божьими избранниками, они были защищены и обеспечены Божьей благодатью и заботой.
Кто-то сказал, что когда мы попадем на небеса, то перед входом в рай мы увидим большую доску с начертанными словами: "Приидите ко Мне". Входя, мы прочтем эти слова и задумаемся о приглашении Господа прийти к Нему для спасения и о том, что каждому человеку Бог дал свободу принимать или не принимать это приглашение. Уже пройдя небесные врата, мы обернемся и прочтем обратную сторону доски, где будет написано: "Избранные Божии". Тогда мы вспомним о Божьем решении, принятом еще до сотворения мира, спасти тело Христово, и о той несравненной привилегии, которая была дарована Богом всем, кто вошел в Его тело и остался в нем.
Каждый, кто входит в тело Христово, в Его церковь, входит в привилегированное место, место божественного выбора. Становимся мы Божьими детьми или нет, не является делом случая, но есть результат выбора. Бог выбрал место для спасения, но мы должны сделать решающий шаг и войти в него, а войдя — оставаться. Когда мы решаем войти в тело Христово, Бог присоединяет нас к Своим детям и наследникам, согласно Своим обещаниям.
ОБЕСПЕЧЕННОЕ МЕСТО
Помимо того, что это привилегированное место, это еще и место, где человек "во Христе" имеет доступ ко всем безграничным духовным богатствам Бога. Павел пишет, что тело Христа — это "полнота Наполняющего все во всем" (Еф.1:23). В другом месте он говорит: "Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота" (Кол. 1:19). Это позволило ему сказать: "Вы имеете полноту в Нем" (Кол. 2:10).
Все духовные благословения, которые Бог посылает нам, находятся "во Христе". Когда Павел начинает свое прославление Бога в Послании к Ефесянам 1, он подводит итог тому, что Бог сделал во Христе, одним всеобъемлющим предложением: "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах" (Еф. 1:3). Слово "всяким" под пером Павла становится исчерпывающим. Никто, однако, не может получить обильного духовного обеспечения, иначе как войдя во Христа и оставаясь в Нем.
Подумайте о благословениях, которые становятся доступными нам "во Христе". Первое благословение, которое мы имеем, — это благословение спасения "во Христе". "В Нем" мы имеем прощение (Еф. 1:7). "Во Христе" мы — новые создания. "В Иисусе Христе" мы имеем вечную жизнь (2 Тим. 2:10).
Второе благословение, которое мы имеем, — это усыновление "во Христе". "Во Христе Иисусе" мы получаем полный доступ к Отцу (Еф. 2:13, 18). "В Нем" мы имеем вечное наследство (Еф. 1:11).
Третье благословение — защищенность "во Христе". "В Нем" мы несем на себе печать Духа Святого (Еф. 1:13). "Во Христе" мы свободны от осуждения (Рим. 8:1).
Наш Отец на небесах выбрал тело Христово, как место всех духовных благословений. Только те, кто входит в это тело и пребывает в нем, имеют доступ к Его изобильным дарам.
Рассмотрим следующий пример из Ветхого Завета. Израиль готовится покинуть Египет и отправиться в обетованную землю Ханаан. Пришла первая Пасха. Бог велел израильтянам пометить кровью закланного на Пасху ягненка перекладины и косяки дверей их жилищ и вечером на Пасху не покидать своих домов (Исх. 12:22). Те, кто не выполнит наказа, потеряют первенцев, которые умрут во время Божьего шествия. Каким торжественным событием будет приближающийся исторический вечер! Все израильские семьи будут находиться всю ночь в торжественном бодрствовании. Легко представить себе, как незадолго до наступления вечера старший сын спросит своего отца: "Отец, ты уверен, что мы помазали перекладину и на косяки кровью?" Отец ответит: "Да, сын мой. Я сделал это собственноручно. Не волнуйся". Немного погодя сын опять спросит: "Отец, как ты думаешь, может, лучше проверить, что все сделано как надо? Вечер вот-вот начнется, нам нельзя будет выходить, и мы не сможем уже тогда проверить". "Хорошо, я пойду проверю, все ли сделано как следует", — скажет отец. Он выйдет на улицу и убедится, что кровь нанесена на перекладину и косяки, как повелел Бог. Затем он возвратится и успокоит сына: "Все хорошо, мой сын. Мы исполнили Божьи наставления. Ты в безопасности по Божьей воле".
Сын принял отцовские заверения и успокоился, потому что они жили, не выходя за границы Божьих наставлений. Точно так же "во Христе" мы находимся в сфере Божьей воли. Наш Отец удовлетворит все наши духовные потребности, если мы истинно будем пребывать в Его Сыне.
ОБЕТОВАННОЕ МЕСТО
Наконец, только "во Христе" наша единственная надежда на будущее. Человеческая мудрость не может быть истинным и безошибочным путеводителем по жизни, но во Христе "сокрыты все сокровища премудрости и ведения" (Кол. 2:3). Этот мир обречен на гибель (2 Пет. 3:10), и поэтому всякая надежда, коренящаяся только в этой мирской жизни, неминуемо исчезнет. Но "во Христе" мы имеем вечное, неувядающее наследие (Еф. 1:11).
Относительно нашей надежды во Христе Иоанн пишет: "Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его" (1 Ин. 5:11). Эта вечная жизнь приходит к нам двумя путями: изобильной жизнью на этом свете и вечной жизнью в том мире, который придет. Иисус сказал: "Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком" (Ин. 10:10). В подтверждение этого апостол Иоанн пишет в своем послании: "Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни" (1 Ин. 5:12), — и в следующем стихе: "Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную" (1 Ин. 5:13).
В ветхозаветные времена человек, который случайно убил другого человека, мог найти пристанище в городах-убежищах, скрываясь там от "мстящего за кровь" — человека, который искал мести за смерть своего родственника (Иис. Н. 20). Пока он находился в пределах такого убежища, он был защищен. Если же он покидал свой город, мститель возобновлял преследование и, рано или поздно, убивал его. Он имел жизнь и будущее только в городе-убежище.
Точно так же нашей единственной надеждой является пребывание "во Христе". Вне Его у нас нет ничего, чтобы иметь жизнь в изобилии в этом мире и уверенную надежду на вечность. Павел говорит, что язычники, отчужденные от Христа, не имели надежды в мире (Еф. 2:12). Так и всякий вне Христа не имеет надежды в этом мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В свете значимости выражения "во Христе" было бы неразумно не спросить: "Как мы можем войти во Христа?" Есть два места в писаниях Павла, которые отвечают на этот вопрос. Первое находится в Рим. 6:3, где говорится, что мы входим во Христа через новозаветное крещение: "Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?" Эту истину Павел повторяет в Послании к Галатам 3:27: "Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись".
Когда мы, уверовав во Христа, каемся в своей греховной жизни и возвращаемся к Богу, исповедаем Иисуса Христом и крестимся ради отпущения грехов, Бог Своей благодатью вводит нас во Христа. Наше положение немедленно изменяется, потому что мы сразу же попадаем в привилегированное место, место обетованное, где мы имеем всяческое обеспечение. Наше состояние будет постоянно меняться по мере нашего ежедневного роста благодаря питанию Словом Божьим, общению с Христом и Божьей семьей и хождению в свете.
Я читал об одной протестантской церкви, которая открыла нефть на принадлежащей ей земле. Это был нефтяной фонтан, и церковь вдруг сразу разбогатела. Они немедленно прекратили принимать новых членов и решили разделить ежемесячные прибыли поровну среди членов церкви. Эта церковь вдруг превратилась в деловое предприятие и принесла большие доходы своим членам.
Новозаветная церковь сильно отличается от такой церкви и от всех других конфессиональных церквей! Это духовное тело Христа, исполненное богатств небесных. Членство в ней не прекращается: всякий, кто послушен Писанию, может войти в нее и пользоваться теми богатствами, которые предоставляет Бог. У каждого члена во все времена есть свободный доступ в Духе через Иисуса ко всем ее духовным благословениям. Никто и никогда не столкнется с тем, что небесный банк закроется или неспособен будет обеспечить неиссякаемый источник духовных богатств.
Во Христе мы имеем привилегию быть чадами Божьими, обладаем всеми духовными благословениями и получаем надежду на вечную жизнь.