В России могут снизить нагрузку на граждан при оплате задолженностей за жилищно-коммунальные услуги. С такой инициативой выступили в Совете Федерации. По мнению экспертов, новые нормы не помогут сократить долги по ЖКХ, но существенно уменьшат бюрократическую нагрузку на должников и суды. Что предусматривают предложенные сенаторами меры — в материале «Известий».
На законных основаниях
В Совфеде предложили снизить финансовую нагрузку на граждан и суды при погашении задолженности за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). Соответствующий законопроект сенаторы направили в правительство РФ.
В сопроводительных материалах отмечается, что значительный размер дебиторской задолженности за ЖКУ сегодня является одной из наиболее острых проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства. И это, как считают парламентарии, мешает привлекать инвестиции в отрасль.
«Оперативному взысканию задолженности за ЖКУ препятствуют в том числе отдельные правила судопроизводства, которые влекут увеличение финансовой нагрузки на граждан, являющихся должниками за ЖКУ, и на взыскивающие такую задолженность организации ЖКХ, а также влекут увеличение нагрузки на судебную систему», — подчеркивается в документе.
Новые поправки предлагают внести изменения в действующее законодательство, разрешающие выносить одно заявление на выдачу судебного приказа о взыскании долгов за ЖКУ нескольким долевым собственникам одной квартиры. Сейчас же такие заявления должны подаваться в отношении каждого собственника, несмотря на то что, как правило, они являются членами одной семьи. При подаче каждого заявления должниками оплачивается госпошлина в размере 2 тыс. рублей.
Между тем начисления за коммунальные услуги, включающиеся в единый платежный документ, формируются информационно-расчетными центрами в сфере ЖКХ в соответствии с агентскими договорами, заключаемыми ими с разными поставщиками услуг. Законопроект предлагает разрешить таким учреждениям подавать одно комплексное заявление о вынесении судебного приказа о взыскании долгов за разные виды ЖКУ, поскольку задолженность у собственников, как правило, формируется сразу по всем видам услуг, включенных в единую платежку.
Кроме того, сенаторы считают, что необходимо усовершенствовать механизм уведомления должника в приказном производстве. В том числе потому, что у взыскателя не всегда есть полное имя гражданина по независящим от него обстоятельствам. В таких случаях парламентарии хотят направлять уведомления по адресу объекта недвижимости, в отношение которого образовалась задолженность.
Разработчики законопроекта напоминают, что сейчас взыскатели обязаны прикладывать к заявлению о вынесении судебного приказа уведомление о вручении или другие документы, подтверждающие, что должник получил копии заявления. Это приводит к почтовым расходам организаций ЖКХ и затратам на услуги нотариусов. Потраченные средства никак не компенсируются. В связи с этим сенаторы предлагают взыскивать понесенные организациями расходы с должников.
Еще один пункт, предусмотренный в документе, — распространение требований о взыскании по месту нахождения объекта недвижимости. При этом у организации ЖКХ должна быть возможность требовать по запросу суда данные о месте жительства или месте пребывания должника, если эти сведения о нем неизвестны.
Редакция «Известий» направила запрос в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. На момент выхода публикации ответ не поступил.
Острый вопрос
Проблема задолженности граждан за жилищно-коммунальные услуги остается одной из самых болезненных для сферы коммунального хозяйства, убежден независимый эксперт, доцент по кафедре государственного и муниципального управления Кирилл Парфенов.
— Есть сравнительно немного вполне платежеспособных граждан, имеющих крупные долги, потому что они считают квартплату чем-то второстепенным. И есть множество мелких должников, большинству из которых денег едва хватает на продукты и лекарства, — разъясняет эксперт.
Для первой категории граждан обещанное сенаторами сокращение нагрузки существенного значения не имеет, полагает он. Если же у человека нет денег, взыскать их с него практически невозможно.
На своевременность оплаты жилищно-коммунальных услуг новые нормы никак не повлияют, потому что инициатива касается лишь некоторого упрощения порядка обращения в суд, но никак не влияет на процесс взыскания долгов, который является основной проблемой, уверен Парфенов.
Инициатива, однако, позволит отчасти снизить нагрузку на граждан, поскольку речь идет о конкретных суммах, считает сенатор Олег Голов. Стоит учитывать, правда, что изменения касаются в основном ситуации с долями, уточняет общественный деятель, эксперт по ЖКХ Дмитрий Бондарь.
— Идея с одним обращением по всем владельцам в одной квартире выглядит как попытка сократить издержки. Но обязанность платить за коммунальные услуги сама по себе никуда не исчезает, — подчеркивает собеседник «Известий».
Голов обращает внимание, что сейчас сложилась парадоксальная ситуации, при которой в случае нахождения квартиры в собственности у семьи из трех человек с них взыскивают не только сумму основного долга, но и минимум 6 тыс. рублей судебных издержек.
— Предложенный законопроект устраняет эту несправедливость. «Один объект недвижимости — одно заявление» — это логичный подход. Граждане не должны переплачивать кратно количеству собственников за одну и ту же процедуру взыскания. Это прямая экономия средств для семей, попавших в сложную финансовую ситуацию, — разъясняет парламентарий.
Прямого ответа на вопрос, поможет ли это быстрее гасить долги, пока нет, поскольку задолженности за ЖКУ обычно возникают из-за финансовых проблем у собственников, уточняет Бондарь. Долги обычно носят системный характер — они копятся, если у человека не хватает денег на самое необходимое, например продукты питания и лекарства, отмечает Парфенов.
— В такой ситуации каждая лишняя тысяча, которую инициатива сенаторов позволяет сэкономить, — большое дело, — согласен он.
Напрямую новая процедура на своевременное погашение долгов не повлияет, так как деньги у должников от этого не появятся, подтверждает Голов. Однако косвенно это поспособствует решению проблемы за счет упрощения процедуры.
— Возможность подать одно комплексное заявление от расчетного центра за свет, воду и тепло сразу разгрузит суды и ускорит вынесение решений, — указывает он.
При этом, когда сумма долга не обрастает судебными издержками, человеку становится психологически и финансово проще начать его гасить, подчеркивает сенатор.
Важные меры
Система ЖКХ не столкнется с проблемами при реализации новых норм, уверен Олег Голов.
— Наоборот, инициатива решает их «головную боль». Ресурсные организации сейчас несут колоссальные убытки на почтовые расходы и оплату госпошлин, подавая кипы бумаг на каждого собственника отдельно, — напоминает он.
Если сократятся судебные издержки для граждан, то от этого пострадает государственный бюджет, а не коммунальщики, предостерегает Кирилл Парфенов.
В свою очередь, предложение переложить расходы на почтовые отправления с предприятий ЖКХ на должников если и грозит кому-то проблемами, то как раз самим должникам, уточняет эксперт. Взыскание почтовых расходов с должника при этом вернет деньги в отрасль. Поэтому новая инициатива выгодна для коммунальных служб — за счет нее будет меньше бумажной волокиты и невозвратных потерь, уверен Голов.
— Хотя всерьез говорить об этих расходах едва ли стоит, поскольку они составляют долю процента даже от среднестатистической задолженности. Проблемы в системе ЖКХ возникают из-за невозможности взыскать задолженность, и если инициатива действительно позволит упростить хотя бы подачу документов в судебные органы и получение их решения, то одной проблемой станет меньше, — убежден Парфенов.
Важной мерой, предложенной в законопроекте, по мнению Голова, является создание механизма уведомления по адресу недвижимости.
— Это решает тупиковую ситуацию, когда у взыскателя нет полных данных о том, где фактически проживает должник. Разрешение направлять уведомления по адресу квартиры, за которую накоплен долг, и подавать в суд по месту нахождения недвижимости — это здравый смысл. Это разблокирует тысячи зависших дел и позволит деньгам быстрее дойти до ремонта труб и подъездов, — полагает сенатор.
В свою очередь, Дмитрию Бондарю наиболее заметным видится вариант, при котором расчетные центры получают более понятный механизм обращения за судебным приказом по нескольким платежам сразу.
Считает значимым единый порядок судебного взыскания и сенатор Игорь Мурог. По мнению парламентария, эта мера создает баланс между интересами граждан и потребностями коммунальных служб.
Возможны, впрочем, и риски при изменении правил, указывает Бондарь. При долевой собственности, например, ответственность связана с размером долей.
— Если в одном документе объединять требования сразу ко всем, понадобится аккуратность, чтобы суммы не «съехали» и один человек не оказался в положении, когда с него пытаются взыскать лишнее, — предостерегает эксперт.
Новые меры способны повысить эффективность взыскания платежей и, как следствие, улучшить платежную дисциплину в сфере ЖКХ, но важно, чтобы эти правила сопровождались прозрачными механизмами расчета долей и не приводили к спорам между собственниками, согласен Игорь Мурог.
Да и в целом решение проблемы взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги требует не шлифовки судебных процедур, а поиска принципиально иных механизмов, подчеркивает Парфенов.
— Возможно, целесообразно создание специальной службы, задачей которой будет выявление причин неплатежей и помощь тем, кто в ней действительно нуждается, — резюмирует он.