Обзор фильма ко дню рождения актера
За свою невероятную актерскую карьеру, о которой он в общем-то и не мечтал,— а изучал журналистику в Университете Миссури — Брэд Питт успел поработать с целой плеядой современных классиков: Квентином Тарантино, Дэвидом Финчером, братьями Коэн, Стивеном Содербергом, Алехандро Иньярриту, Дэмиеном Шазеллом и другими. Впрочем, есть в резюме Питта и одна малозаметная лента с поэтичным названием «Лазурный берег» (2015). Ее поставила тогда еще супруга главного секс-символа Голливуда — Анджелина Джоли.
Текст: Никита Прунков
«У моря»
Именно так в оригинале называется третий фильм режиссера, сценариста и продюсера Анджелины Джоли. Экс-жена Питта, несмотря на неоспоримый статус легенды в актерской ипостаси, как автор кинокартин полноценно реализоваться пока не смогла. Большинство работ Джоли критики принимали прохладно, а в кинотеатрах они проходили без должного ажиотажа. Примечательно же то, что даже «Лазурный берег» — второй и заключительный совместный проект пары Бранджелина — аналогично остался не у дел. Как результат: ничтожный бокс-офис в $3,3 млн при производственном бюджете в $10 млн и 35% «свежести» от профильных журналистов на Rotten Tomatoes.
Обозреватели сходились во мнении, что Джоли, умело упражняющаяся в формалистских приемах, напрочь забыла про катарсическую функцию своего же полотна. Если опуститься на дно интернета и пройтись по менее сдержанным комментариям публики непритязательной, можно встретить и вполне конкретные претензии к Джоли как к героине. «Это фильм об очень тупой бaбe, которая изводит своего хорошего мужика. Все два часа хочется, чтобы она уже сбросилась со скалы»,— резюмирует пользователь одного из ресурсов.
И в каком-то смысле разгневанный зритель имеет право на негодование. «Лазурный берег» — кино и впрямь издевательски неспешное: на протяжении всего хронометража мы наблюдаем за парой средних лет, переживающей кризис в отношениях. Персонаж Питта — активно выпивающий писатель Роланд с увядающим, практически непишущим пером. Героиня Джоли — известная танцовщица Ванесса, оставившая дело жизни из-за естественного старения. На носу у супругов годовщина, а в душе — ценностный рассинхрон и всепоглощающая скука. Из-за этого их брак, кажется, не может спасти даже вояж на юг Франции. Однако тут в дело вмешиваются непредвиденные обстоятельства.
Статично страдающая то на балконе, то в кровати роскошного отеля Ванесса внезапно обнаруживает в номере отверстие, открывающее скромный обзор на сексуальную жизнь молодоженов-соседей. И пока Роланд глушит литрами спиртное в близлежащем баре, его жена проникается вуайеристскими развлечениями. Постепенно между раздраженными от взаимного присутствия американцами нарастает напряжение, ведь за стеной без устали наслаждаются друг другом молодые и раскрепощенные французы (Мелани Лоран и Мельвиль Пупо). Планомерно созерцательная пейзажная драма трансформируется в тонкий психологический разбор полетов длиной в 14 лет. Он же, в свою очередь, приведет персонажей картины и зрителей к прозаичным выводам. «Иногда нужно просто подчиниться судьбе»,— заключит Роланд, утешающий жену после самого откровенного диалога в фильме.
Разговоры о важном
Спустя 10 лет после премьеры можно смело сказать, что в своих радикальных оценках журналисты поторопились. Джоли, явно вдохновлявшаяся лентами Ингмара Бергмана и Микеланджело Антониони, действовала под стать классикам европейского кино второй половины прошлого века. Она наполнила «Лазурный берег» пространственным духом, лишенными экспрессии диалогами и экзистенциальной грустью, помешанной с проблемами коммуникации в аксессуарах Yves Saint Laurent. И если есть в этой ленте что-то раздражающее, то это скорее ее финальная треть, в которой Джоли скатывается в довольно банальный мелодраматизм. В остальном — это приятное неторопливое кино не о богеме 1970-х, а в принципе о любой паре, оказавшейся в кризисной точке.
Большинство атрибутов эпохи используется для отвлечения внимания и удовлетворения авторского голода Джоли. Вуайеризм, вокруг которого и закручиваются ключевые события «Берега», здесь также оказывается второстепенным. Режиссер тонкими мазками проходится по расстройству (как выясняется, временами заразному), оборачивая коллективное помешательство в комедийный сеанс семейной терапии. А отдельным украшением по обычаю становится сам Питт: в отличие от сдержанной и отстраненной Анджелины, его герою удается вызывать у кинолюбителей сострадание — это сполна объясняет ревью, сводящееся к тому, что странная женщина измывается над милейшим пьяницей-супругом.
За два с лишним часа медленных размышлений у скалистой местности Французской Ривьеры Джоли и Питту удается сделать главное — подвести итог многолетних отношений, начатых после ураганного «Мистера и миссис Смит». В середине 2010-х таблоиды то и дело писали о возможном разводе самой горячей пары Голливуда, а инсайдеры, якобы приближенные к проекту, сообщали, что Брэд и Анджелина практически не разговаривали вне съемочной площадки и держались друг от друга поодаль. Сама режиссер, несмотря на всевозможные слухи и справедливо возникшие в головах рецензентов параллели, отмечала, что фильм посвящен ее матери, актрисе Маршелин Бертран. Она скончалась от рака яичников за девять лет до премьеры, и именно из ее жизни Джоли позаимствовала отдельные эпизоды.
Так или иначе «Лазурный берег» стоит посмотреть или пересмотреть хотя бы по одной причине. Вероятнее всего, мы больше никогда не увидим важнейших актеров поколения на одном экране — это живой, пусть и местами неровный артефакт эпохи, в котором тысячи людей самых разных взглядов и внутренних настроек непременно узнают себя.
В Telegram каждый день Weekend. А у вас еще нет? Присоединяйтесь!