Продолжаем цикл рассказов о развитии транспортной сети Китая. Перейдём к рассказу о конкретных транспортных рекордах Чунцина, и сегодня поговорим о монорельсовой системе этого города.
Если вы, погуляв по деловому и туристическому кварталу Цзефанбэй, спуститесь на станцию Линьцзяньмэнь линии 2, то, скорее всего, не заметите ничего особенного. Обычное, ставшее уже привычным китайское метро — лаконичная и аккуратная «пластиковая» архитектура, минимум декора, стеклянные платформенные двери.
Прибывает поезд, вы проходите в вагон — и снова метро как метро. Металлические продольные сиденья, сквозной проход. Функциональный дизайн, впрочем, без излишнего футуризма. Разве что вагоны коротковаты, всего по две двери на борт. И в местах сочленения вагонов — очень массивные выступы. А ещё на многих окнах опущены шторки. Двери закрываются, поезд плавно и тихо приходит в движение. «Ну что же, китайцы изобрели Русич» — подумали вы и уже погрузились в телефон. Вдруг вагон выныривает из тоннеля на улицу и начинает набирать высоту. С правой стороны по ходу движения — река, слева — высотки. Осмотревшись, вы понимаете, что поезд движется не по классическим рельсам, а едет верхом по единственной бетонной балке. Оказывается, вы сели на монорельс. И обычная городская поездка превращается в увлекательный ретрофутуристический аттракцион.
Но чунцинский монорельс — это не аттракцион. Это крупнейшая в мире транспортная система подобного типа. 95 километров линий. 70 станций. Ежедневный поток порядка миллиона пассажиров.
В девяностые, когда в Китае начался экономический бум, власти Чунцина поставили амбициозную для того времени цель — создать в горном мегаполисе скоростной внеуличный транспорт. Выбор технического решения пал на монорельс японской фирмы Хитачи, и на рубеже тысячелетий, в декабре 1999 года, началось строительство. Спустя пять лет, в ноябре 2004 года, первый участок монорельса начал функционировать в экскурсионном режиме: поезда ходили редко, зайти и выйти можно было лишь на некоторых станциях. По стечению обстоятельств он заработал практически одновременно с монорельсом московским. Полноценная транспортная эксплуатация линии началась 18 июня 2005 года. Спустя ещё десятилетие горный мегаполис преумножил ретрофутуристический транспорт, превзойдя в конечному итоге саму Японию по его масштабу. Сегодня чунцинский монорельс — мировой рекордсмен по протяженности и пассажиропотоку.
В англоязычной литературе Чунцинский монорельс относят к типу beam straddle. Straddle – это ездить верхом. То есть, монорельс, который «ездит верхом» на балке, в отличие от монорельса подвесного. Главное достоинство монорельса в том, что балка, на которой поезд «сидит верхом», выполняет одновременно и несущую функцию, и функцию верхнего строения пути. Поставил опоры, накинул балки, прикрепил к ним лёгкие контактные рельсы — и можно ехать.
Благодаря меньшему числу конструктивных элементов строить монорельс дешевле и быстрее, чем обычную железную дорогу. Колёса вагона крепко обхватывают балку с трёх сторон, благодаря чему поезд устойчив, преодолевает более крутые уклоны и кривые меньшего радиуса по сравнению с традиционной железной дорогой. Резиновые колёса обеспечивают мягкий и тихий ход — можно сооружать линию в непосредственной близости от жилых домов. Места, в которых колёса прокатываются по опорной балке, хорошо видны по следам и по термостыкам. Обе линии монорельса электрифицированы постоянным током 1500 В.
В настоящее время в Чунцине работают две линии монорельса, имеющие номера 2 и 3 в общей нумерации линий Чунцинского метрополитена. Можно сказать, что их три: две большие и одна маленькая —северное ответвление линии 3, которое работает обособленно. Линии монорельса не выделяются на схеме общественного транспорта Чунцина и по своим ключевым параметрам — маршрутной скорости, парности и провозной способности — близки к обычному китайскому метро. Монорельс соединяет такие важные точки притяжения Чунцина, как Северный вокзал, Центральный вокзал, деловой центр, аэропорт. К югу от центра обе линии идут параллельно по разным берегам Янцзы и в итоге сходятся на одной пересадочной станции. Линия 3 идёт от района Юйчжун на север, в аэропорт, а линия 2 поворачивает на восток, к стрелке и деловому центру.
Линия 2 имеет протяжённость 30 километров. На ней 25 станций, 3 из которых — подземные, остальные — надземные. Средняя длина перегона — 1,25 километра. Самый короткий перегон — 420 метров, самый длинный — 3,7. Имеет пересадки на 5 линий, включая линию 3 монорельса. Согласно китайским картографическим сервисам, поезд проходит от конечной до конечной за 56 минут. Таким образом, маршрутная скорость составляет 33 км/ч, что несколько ниже маршрутной скорости традиционного метрополитена — 40 км/ч. Пассажиропоток линии 2 — порядка 250 тысяч поездок в сутки. Примерно как у Калининского радиуса в Москве.
Линия 3 почти в два раза длиннее, её протяжённость — 54 километра, не считая ответвления в районе аэропорта. На основной линии 39 станций, включая 10 подземных, на ответвлении — ещё 6, включая одну подземную. Средняя длина перегона основной линии — 1,42 километра, ответвления — 1,76. Основную линию поезд проходит за 1 час 41 минуту. То есть, маршрутная скорость — 32 км/ч, почти как на линии 2. Ответвление поезд проезжает за 22 минуты, достигая маршрутной скорости 28,6 км/ч. С пассажиропотоком порядка 683 тысяч поездок в сутки линия 3 занимает первое место в мире по загруженности среди линий монорельса.
На двух линиях чунцинского монорельса довольно разнообразный подвижной состав, хотя по габаритам и компоновке кузова все поезда примерно идентичны. Визуально определить точную модель поезда бывает трудно, так как составы разных лет выпуска могут выглядеть практически идентично, но представлять разные модели. Для точной идентификации нужен заводской номер, который не всегда возможно увидеть, особенно издалека. Поэтому далее я буду писать поколения поездов, а не точные модели.
Для первой очереди монорельса составы модели QKZ2 строились в Японии фирмой Хитачи. Впоследствии производство тех же поездов было локализовано в Китае. Это первое поколение подвижного состава Чунцинского монорельса.
На линии 3 с самого начала работают поезда модели QKZ11/QKZ12. Это второе поколение.
В 2022 году на линию 2 вышли новые поезда моделей CCD3007 и CCD3012. Это третье поколение.
Поезда чунцинского монорельса состоят из 6 или 8 вагонов. До 2024 года встречались также составы из 4 вагонов, но сейчас такая составность не используется из-за возросших пассажиропотоков. У каждого вагона по 2 двери на борт. Длина головного вагона — 14,8 м, промежуточного — 13,9. Ширина 2,9 м. Таким образом, по габаритам и компоновке дверей поезд чунцинского монорельса похож на трёх- или четырёхвагонный московский Русич в варианте с двумя дверьми на борт секции.
Будучи весьма экзотическим с технической точки зрения, монорельс полностью интегрирован в тарифный контур и контур безопасности чунцинского метрополитена.
Говоря об интересных станциях, нельзя не упомянуть пересадочный узел Нюцзяото. Он уникален тем, что здесь под прямым углом пересекаются две линии монорельса.
Подходит поезд, и мы отправляемся посмотреть на одну из самых мемных станций в мире.
Прямо из поезда видна толпа людей внизу. Поразительно, как обычная, по сути, станция стала одной из главных достопримечательностей Чунцина. Особенно забавно, что, судя по обилию жёлтых автомобилей, немало туристов приезжает на такси, чтобы посмотреть станцию общественного транспорта.
Практически каждый прибывающий поезд кто-то снимает. Надо думать, сотрудники станции изрядно устали отгонять зевак.
Если смотреть в московской парадигме, то кажется, что транспортное значение Лицзыбы невелико. Станция расположена в месте, где полуостров Юйчжун сужается до километра. Жилой дом над станцией — это самое большое здание в окрестности.
С точки зрения устройства Лицзыба — обычная надземная станция. Две береговые платформы. Полноценных станционных дверей нет, только ограждение по пояс.
Непосредственно под путями и платформами находится конкорс с турникетным залом. Спуск с платформ на конкорс — по лестницам.
С конкорса в город ведут три выхода. Выход № 1 к смотровой площадке у реки в основании сооружения — самый туристический.
Вопреки расхожему мнению, станция находится не в середине жилого дома, а в его основании. Под путями расположены 6 нежилых этажей, которые сейчас используются главным образом как рынок. Таким образом, спуск с конкорса к выходу № 1 похож на путешествие через незамысловатый торговый центр. Имеется лестница, пара эскалаторов и лифты.
С лестничных площадок можно пройти в торгово-выставочные залы.
Посреди торговых рядов красуется картонный поезд монорельса. Символ и гордость нового Чунцина.
Пройдя шесть маршей, мы выходим на улицу.
Выход № 1 теряется среди магазинов на первом этаже здания.
Вход № 2 — пожалуй, основной для жителей района, а не туристов. Он находится на одном уровне с платформами, что редкость для китайских станций метро. На поезд в сторону центра можно попасть, просто пройдя контроль безопасности и тарифные турникеты.
С улицы выход № 2 выглядит просто как обычный выход метро, встроенный в дом. Такого немало даже в Москве, и это не выглядит удивительно. Лестницы на фото ведут к подъездам жилых секций.
От улицы до поезда в сторону центра — меньше 50 метров и ноль ступенек.
Хоть поезда и не проезжают сквозь жилой комплекс, построенный вместе со станцией, они делают это в считанных метрах от окон других жилых домов, которые появились здесь раньше.
Прямо под балками монорельса — жилой дом.
Поезд в считанных метрах от чьих-то окон.
Кроме двух основных выходов у станции Лицзыба есть ещё третий, который работает только на выход.
Поезда проходят буквально на расстоянии вытянутой руки от выхода № 3.
В десятых годах транспорт Китая окончательно встал на путь унификации. Вместо монорельсов, маглевов и прочей ретрофутуристичной экзотики развивались и тиражировались классические рельсовые системы. Последняя станция чунцинского монорельса открылась под конец 2016 года. Все последующие линии метро Чунцина были построены в традиционном железнодорожном исполнении, что, впрочем, не делает их менее интересными и выдающимися в горном городе.
В следующей части расскажем о рекордных станциях линии 9.
Влас Липовецкий специально для РМТМ.
Спасибо за внимание!
Мы ведём уникальные транспортные хроники! Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал!
Самые актуальные новости - в нашем Телеграм-канале.