Найти в Дзене

Дача Ольденбургских на Каменном острове. Дом без привидений, зато с росписями

В бутик-отеле "Вилла принца Ольденбургского" (1) петербуржцам тоже может быть интересно. И я сейчас не про ресторан) На берегу Малой Невки после реконструкции вновь желтеют деревянные стены удивительного дома. Он упрямый - революции, наводнения, пожары - а дворец (1а) и сегодня притягивает к себе взгляды. В кадр выше не попал только купол, о котором писал автор статьи в журнале "Старые годы" за 1910 год "Кто не знает этого деревянного, коренастого строения с большим куполом, надвинутым шапкой на стены? Когда едешь на острова и сворачиваешь с Каменноостровского проспекта налево, то нельзя не заметить всегда заколоченного хмурого дома. Как у всех старых домов, и у него есть своя легенда: говорят, что он населен привидениями и владельцы боятся жить в нем" (2). "Населен привидениями". Эти слова глаз выхватывает в первую очередь, правда? Что-то меня смутило сразу. 1910 год, а летняя дача Ольденбургских стоит хмурой и заколоченной? Не может же такого быть! Но в воспоминаниях Мстислава До
Оглавление

В бутик-отеле "Вилла принца Ольденбургского" (1) петербуржцам тоже может быть интересно. И я сейчас не про ресторан) На берегу Малой Невки после реконструкции вновь желтеют деревянные стены удивительного дома. Он упрямый - революции, наводнения, пожары - а дворец (1а) и сегодня притягивает к себе взгляды.

Добужинский и заколоченный дворец

В кадр выше не попал только купол, о котором писал автор статьи в журнале "Старые годы" за 1910 год

"Кто не знает этого деревянного, коренастого строения с большим куполом, надвинутым шапкой на стены? Когда едешь на острова и сворачиваешь с Каменноостровского проспекта налево, то нельзя не заметить всегда заколоченного хмурого дома. Как у всех старых домов, и у него есть своя легенда: говорят, что он населен привидениями и владельцы боятся жить в нем" (2).

"Населен привидениями". Эти слова глаз выхватывает в первую очередь, правда? Что-то меня смутило сразу. 1910 год, а летняя дача Ольденбургских стоит хмурой и заколоченной? Не может же такого быть!

Но в воспоминаниях Мстислава Добужинского нашлось подтверждение)

"... мы поставили уже почти настоящий спектакль на Каменноостровской даче дяди, доктора Евстафия Петровича, Сташиного отца.
Он был врачом при дворце принца Ольденбургского и тут летом имел казенную дачу - белый ампирный домик со статуей Минервы в нише, стоящий в очаровательном и совершенно заросшем большом саду, примыкавшем к летнему дворцу принца. Этот серый (!) деревянный дворец с плоским куполом и толстыми дорическими колоннами был известен всем петербуржцам, ездившим на Острова.
Дача принца давно была необитаема и стояла заколоченной, некогда же была резиденцией добряка и благотворителя старого принца Петра Георгиевича... теперь эта лужайка, где они [институтки] когда-то резвились, как и весь сад, были в нашем полном владении! Разумеется, заколоченная дача принца нас очень интриговала, мы заглядывали в щелки ставень, видели как в темноте таинственно блестят какие-то люстры и стоит золоченая мебель, но нас туда не пускали. Мы ограничились подвалами, куда ухитрялись залезть из сада, и изучали их переходы и темные закоулки. Любили мы и развалины старой оранжереи, стоявшей в глубине парка, заросшей бурьяном, где сладко пахло прелостью.
А как было интересно под вечер смотреть сквозь железные прутья садовой решетки на непрерывную вереницу экипажей с нарядной публикой, которая катила по набережной мимо дачи на Острова! цоканье копыт, шуршание резиновых шин, только что тогда появившихся, а утром стук молотков (чинили шоссе) и особенный, петербургский запах сырости - все одно с другим сливается в уютнейшее воспоминание осени на Каменном острове". (3)
В 2025 году подвал уже выглядел так, делая вид, что он винный погреб)
В 2025 году подвал уже выглядел так, делая вид, что он винный погреб)

Здесь речь об осени 1888 года и домашнем спектакле - ребята решились поставить "Каменного гостя" и "Скупого рыцаря" Пушкина.

"Во дворе принцевой дачи стояли старые обширные конюшни, упраздненные и пустовавшие, - чудное место для театра, даже могли быть ложи - стойла. Добрый старичок, управляющий - немец Гейде отдал нам эти конюшни в полное распоряжение... "Актеров" было достаточно среди дворовых мальчиков - детей разных служащих во дворце, живших тут тоже на даче... Старик Гейде достал нам залежавшийся "подвесной занавес", изображающий сад, который служил нам фоном для всей пьесы. Но для "кладбища" надо было сделать еще могилы и какую-нибудь часовню. Могилы я легко сделал из поленьев, приколотив к ник кресты из лучинок. Для часовни пришлось купить обои, склеить их и прибить на деревянные планки и щепки. На обратной стороне моих обоев я написал кирпичную готическую церковь клеевыми красками, но декорация страшно пачкала касавшихся ее... костюмы вышли, на наш взгляд, настоящие испанские. Мы съездили в город на дядину квартиру за двумя шпагами и двумя рапирами, которые спокон веку висели в его кабинете; откуда-то достали фетровые шляпы и страусовые перья, а кружевные воротники нам очень хорошо выкроила тетя из старых занавесок.
Гримировались мы жженой пробкой, наводя ею усы и брови, румянились и белились как настоящие актеры (у Сташи была книжка о гриме "Маска актера", которую мы проштудировали)." (4)

Не смогла удержаться от слишком длинных цитат о затеях 13-летнего подростка. В свое оправдание скажу, что чуть позже, в начале ХХ века, дача вновь возникнет в театральной жизни М.В. Добужинского.

В середине 1900х годов К.С. Станиславский задумался об обновлении оформления спектаклей МХТ и обратился к мирискусникам. На предложение оформить "Месяц в деревне" по пьесе И.С. Тургенева в марте 1909 года художник ответил так:

"Меня смущает только, что я недостаточно русский для Тургенева, но, может быть, подойти "со стороны" для иных вещей иногда и лучше. Летом я хочу побывать в уголках, сохранивших остатки старой жизни (Грабарь укажет!), если тот материал, который надеюсь найти в Петербурге и Москве в папках собирателей мне покажется недостаточным." (5)

Из статьи в "Старых годах" можно предположить, что Мстислав Добужинский договорился о посещении дачи Ольденбургских и сделал ряд зарисовок. Мне не удалось найти эти изображения, но кое-что в эскизах декораций показалось подозрительно знакомым. Идея полукруглой залы с симметрично расставленной мебелью. Да, признаю, после премьеры художнику "было очень забавно, что многие из публики утверждали, что ... декорации изображают какое-то определенное имение, но одни называли одно, другие - другое и даже спорили!" (6) И все равно мне сложно забыть о ротонде дачи с Каменного острова)

М.В. Добужинский не стал ограничиваться костюмами и декорациями, вникая во все подробности изготовления бутафории, выбирал цвет и рисунок ткани для обивки кресел, рисовал рамы для картин и прочие предметы обстановки. Он стремился создать единый ансамбль (даже цвет костюмов должен был учитывать оттенок декораций) (7). "Эта симметрия и "уравновешенность", которая так типична для интерьера русского ампира, отвечала и намерениям Станиславского в этой постановке создать атмосферу спокойствия и дать внешнюю неподвижность актерам при всей внутренней напряженности чувства и как бы "пригвоздить" их к местам", - писал М.В.Добужинский в своих воспоминаниях (8). Успех, надо сказать, был невероятным - впервые в истории МХТ зрители аплодировали декорациям и художнику. Признаю, интересующая нас дача не стала прямой цитатой в знаменитом спектакле, но источником вдохновения все же, надеюсь, была.

Чей дворец?)

Но вернемся к даче на Каменном острове. Или вилле? Или дворцу? И чьему дворцу?

как же хочется процитировать Станиславского...
как же хочется процитировать Станиславского...

Раз это памятник федерального значения, доверимся КГИОП. В распоряжении об утверждении предмета охраны (9) здание названо "Дачей В.В. Долгорукова" с уточнением в скобках "принца П.Г. Ольденбургского".

Действительно, и В.А.Витязева, и справочник под редакцией Б.М. Кирикова дают нам сложную историю этого участка, в которой имя Долгорукова занимает важное место (10). Но мы от белошвейки Бильо, получившей данную от самого наследника престола, через оранжерейный флигель графа И.Г. Чернышева и этапы расширения его владений долетим до 30 июня 1830 года одной фразой. В этот день Василий Васильевич Долгоруков приобрел эту землю с всеми постройками. Зачем? Ведь у него уже были и земли, и дача на Каменном острове... В 1831-1833 годах на купленном участке разворачиваются масштабные строительные работы - были снесены старые здания и по проекту С.Л. Шустова возведен дом. Факт привлечения к работам мастеров Гоф-интендантской конторы, которые обычно работают по заказам двора или правящей династии, тоже нетипичен. Все встало на свои места 3 ноября 1833 года (по ст.стилю), когда была подписана "...крепость на проданную обер-шталмейстером князем Долгоруковым его светлости принцу Петру Ольденбургскому дачу, состоящую на Каменном острову ... совершена и записана в книгу" (10а). Возможно, за "несимволические" 130.000 рублей (11). Даже архитектор в своем формулярном списке называет эту работу дачей Ольденбургского. Хотя дворец и был куплен Петром Георгиевичем после завершения строительных работ, есть основания полагать, что дача изначально строилась для него. Поэтому в дальнейшем я позволю себе Долгорукова "потерять".

На вопрос "дача" или "дворец" ответить сложнее - они упоминаются в публикациях почти одинаково часто. Крупнейший специалист по Ольденбургским, Э.А. Анненкова, называет здание дворцом (12), но далее я снова разрешу себе упросить формулировки и буду называть его дачей, чтобы никто зря не вспоминал дворец этих же владельцев у Летнего сада.

Здесь был музей!

До 1917 года династия Ольденбургских владела дачей, хотя и не всегда активно ее использовала. А что потом? Удивительно, но именно здесь, а не в Каменноостровском или Елагином дворцах, начинается музейная жизнь.

Весь Петроград за 1922
Весь Петроград за 1922

Еще в 1920 году остров сменил имя, превратившись из Каменного в Остров Трудящихся. Было принято решение открыть в 30 национализированных дачах дома отдыха для рабочих, особняк Чаева стал на время центральным клубом домов отдыха , однако для организации досуга были нужны и музеи (13).

В ЦГАЛИ есть интереснейший фонд № 36, в котором хранятся документы с неудобоваримым названием "Государственный музейный фонд ленинградского отделения Главнауки наркомпроса РСФСР". Исследователи отмечают, что была создана отдельная секция, которая заведовала "национализированными зданиями Петрограда, которые по архитектурному состоянию и имеющему имуществу считались имеющими высокое художественное значение". (14) Проще говоря, документы о дворцах и особняках, превращенных в музеи, собраны там. В статье Д.В. Иванова находим слова о нашей даче:

"В 1921 г. на работу была принята Анна Сергеевна Жемчужникова, с поручением организовать выставки Музейного фонда в Каменоостровском дворце и на даче бывшего принца Ольденбургского на Каменном острове. Мы полагаем, что Анна Сергеевна была дочерью семейного врача Шереметевых Сергея Александровича Жемчужникова. В  ноябре 1921 г. начал принимать посетителей и Елагиноостровский дворец (6344 человека) хранителем которого назначен художник-архитектор Николай Петрович Никитин" (15)

В работе В.Ю. Гессена (16) можно даже найти численность служащих - 13 человек работали в Елагиноостровском дворце и на даче бывшего принца Ольденбургского (не могу не добавить мое любимое "так в тексте" - не дача бывшая, а бывший принц!)

К сожалению, не готова назвать дату, когда музей завершил свою работу. Судьба его экспонатов, равно как и подлинной мебели и произведений искусства из владений Ольденбургских, остается поводом для серьезных исследований в будущем (легенда о нескольких вагонах вещей, вывезенных в Финляндию с разрешения большевиков вызывает слишком много вопросов (17)).

Подлинный деревянный классицизм?..

23 сентября 1924 года стихия разыгралась не на шутку. Второе по уровню подъема воды наводнение (до 3,8 метра) серьезно повредило дачу. Спустя 2 года она оказалась в распоряжении Всероссийского общества слепых, в 1928 году ее интерьеры изменила значительная перепланировка - залы превратились в коммунальные квартиры, через еще через два года в пожаре сгорел купол. Его восстановили в 1936-1937 года, но здание переходило в распоряжение Стоматологического института, поэтому реконструкцию росписей проводить не стали. Почти полвека здесь располагалось общежитие различных медицинских ВУЗов, пока новый пожар 1978 года не уничтожил центральную часть здания. Постройку полностью разобрали в 1982 году и отстроили из дерева заново к концу 1980х в первоначальных объемах проекта С.Л. Шустова (18).

В 2019 году дачу приобрело ОА "Легион", два года потребовалось на разработку проекта реставрации (с приспособлением под гостиницу), и уже в 2024 году открылся отель "Вилла принца Ольденбургского". В реставрации принимали участие ООО "Редут Проект" и ООО "НИиПИ "Спецреставрация"" (19). При этом следование "букве истории" самого здания оказалась максимально выгодным для нового собственника. Если в процессе воссоздания конца ХХ века архитекторы работали с первоначальным проектом С.Л. Шустова, то теперь с благодарностью вспомнили о расширениях дачи времен А.И. Штакеншнейдера - странно выглядит на плане трехэтажная пристройка в северо-западном углу когда-то квадратной в плане дачи, но исторические обоснования для ее появления есть. Возведенная из железобетонных конструкций с обшивкой под дерево, она позволяет решить проблему размещения инженерных сетей, так нужных пятизвездочному отелю сегодня, не создавая грубых нарушений.

Дальше будет небольшая загадка. Что мы видим на картинке?

Слишком теплый декабрь 2025. вид из окна дачи Ольденбургского на сад
Слишком теплый декабрь 2025. вид из окна дачи Ольденбургского на сад

Границы участка, приобретенного на торгах в 2019 году, не вполне совпадают с историческими границами сада. Линия, от которой начинается территория, принадлежащая городу, удивительно четко угадывается на фото - трава зеленела там, где осенние листья были убраны сотрудниками отеля)

Реконструкция интерьеров была невероятно щедро обеспечена историческими изобразительными материалами. Прикрепляю здесь только ссылку на Госкаталог, в котором размещено более 300 фотографий отличного качества и несколько фото из журнала "Старые годы" за 1910 год.

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?q=дача%20ольденбургского&imageExists=null&typologyId=17

Простите за качество фотографий росписей. При сопоставлении с историческими материалами найти отличия с оригиналом несложно, но насколько они критичны?

Шустов, Штакеншнейдер и немного Палладио

У Г.К. Лукомского и В.Я. Курбатова можно найти слова о В.П. Стасове как об авторе проекта дачи (20), однако современные исследователи называют имя Смарагда Логиновича Шустова. Его проект был утвержден владельцем острова великим князем Михаилом Павловичем в 1831 году.

Он предложил вписать ротонду в квадратный основной объем, украшая композицию лишь портиками сурового дорического ордера и венчая все пологим куполом. Надо признать, не часто такого рода план мы встречаем в петербургских постройках эпохи классицизма. Было ли это изобретением С.Л. Шустова?) Сложно сказать - его творческая биография детально пока не разработана. Но мы же все помним систему подготовки зодчих на рубеже XVIII и XIX веков? Главными источниками вдохновения становятся памятники античности и архитектура Андреа Палладио. И его вилла Ротонда близ Виченцы активно перекликается с постройкой на Каменном острове.

План здания на 2025 год
План здания на 2025 год

Андрей Иванович Штакеншнейдер будет выполнять пристройки, нарисует ограду дачи, будет менять интерьеры в 1830-40х., как и некоторые другие архитекторы второй половины XIX века. Но в главном - простоте и гармонии композиции - дача сохранила первоначальный замысел. Есть в ней что-то от "тургеневской грёзы", отмеченной еще в 1910 году.

P.S. Несколько сюжетов из жизни дачи в XIX веке

Не стану пересказывать здесь все заслуги всех Ольденбургских, принимавших гостей в этих стенах. Приведу лишь несколько цитат из воспоминаний и выдержек из исследований, которые нарисуют нам картинки прошлого, где фоном служит деревянный дом с колоннами на берегу Малой Невки.

Мстислав Валерианович Добужинский:

"Моя мать, учившаяся в Смольном институте (которого этот старец [Петр Георгиевич Ольденбургский] был почетным опекуном), впоследствии мне рассказывала, что в этом саду у принца ежегодно устраивались летом fetes champetres* для институток" (21).

Петр Александрович Плетнев:

"24 мая, 1841 г. Оля (Плетнёва) с Александрой Осиповной (Ишимовой) ездили на Каменный остров к принцу Ольденбургскому с поздравлениями его маленькой дочери (день рождения). Я приглашен был через нарочного обедать у принца. Мы все осматривали собранных в саду у принца девочек из их школы, числом уже 50. После ездили все в школу." (22).

Эмма Александровна Анненкова в своих исследованиях упоминает праздник для выпускников-правоведов:

"Гостями в этом дворце бывали лицеисты, правоведы и пансионерки.
Наиболее праздничными бывали вечеринки для выпускников Училища правоведения. В этот день после торжественной церемонии в Училище воспитанники на флотских шлюпках отправлялись на Каменный остров, где их встречали Петр Георгиевич и члены его семьи. В честь выпускников давался парадный ужин, устраивался фейерверк, в саду играли музыканты, молодежь танцевала, веселилась, прощаясь с годами ученичества, поэты слагали стихи" (23).

Она же пишет о небольшой образцовой ферме, с помощью которой дети принца Ольденбургского могли соприкоснутся с крестьянской жизнью.

"Небольшой огород, стойло для коров, помещения для кур и морских свинок... Крестьянка А.И. Худякова - немолодая женщина, бодрая, живая со следами былой красоты... ее рассказами и сказками заслушивались юные принцы и принцессы, просиживая часами в ее комнатке." (24)

Прекрасны в своем ехидстве заметки маркиза де Кюстина о празднике, устроенном на даче Ольденбургских в честь в честь бракосочетания Марии Николаевны и герцога Лейхтенбергского, однако они так объемы, что ограничусь лишь ссылкой на них https://djvu.online/file/5RbjKKX07T3lv

Наконец, Александр Александрович Половцов в дневнике запишет 20 февраля 1883 года:

"По приезде на дачу принца Ольденбургского был в 7 часов обед, к которому приехал император. Тотчас после обеда начались танцы, а государь наверху, в кабинете покойного принца Петра Георгиевича , играл в карты с хозяином дома, великим князем Владимиром Александровичем, Воронцовым и мною. Разъехались в четвертом часу, когда свечи догорели" (25)

Гостиная. Декабрь 2025
Гостиная. Декабрь 2025

P.P.S.

Лайкам и подпискам буду рада, а за уточнения и конструктивную критику скажу огромное спасибо)