Это произошло в самый разгар "Зимней войны", когда войска РККА в экстремальных условиях осуществляли штурм финских укреплений. Такого опыта не было ни у кого. Приходилось находить решения сложнейших боевых задач. Здесь отличились советские танкисты. Впрочем - обо всем по порядку.
20-я тяжёлая танковая бригада им. Кирова под командованием комбрига Борзилова Семена Васильевича (1893-1941) сыграла при прорыве «линии Маннергейма» наиболее активную, если не решающую роль. Благодаря умелому руководству, она была подготовлена к боевым действиям лучше других частей. Ее главным козырем стала хорошая организация и эффективное взаимодействие с другими родами войск.
К началу боевых действий в бригаду входили: управление бригады (2 танка Т-28 и 3 БТ), 90-й, 91-й и 95-й танковые батальоны (в каждом батальоне — 31 танк Т-28 и 3 БТ), 301-й отдельный автотранспортный батальон, 256-й отдельный ремонтно-восстановительный батальон, 302-я химическая рота, 215-я отдельная разведывательная рота, 57-я отдельная рота связи, 45-я отдельная зенитно-пулеметная рота, 65-я отдельная рота танкового резерва, 38-я отдельная саперная рота. Всего — 2926 человек, 145 танков (Т-28 - 105, БХМ-3 -11, БТ-5 - 8, БТ-7 -21), 20 бронеавтомобилей (БА-6 — 5, БА-20 — 15), 34 легковых машины, 278 грузовых, 27 автокухонь, 4 трактора «Коммунар», 16 мотоциклов и 12 счетверенных зенитных пулеметов «максим» на автомобилях. Кроме того в состав сил была включена экспериментальная техника - «рота тяжелых танков»: три опытных машины — KB, CMK и Т-100. Командовал бригадой комбриг Борзилов, военком — полковой комиссар Кулик.
Ключевым пунктом в обороне противника на участке близ Хотинен являлась господствующая высота 65,5. Подступы изобиловали надолбами, эскарпами, минными и проволочными заграждениями, под полутораметровой толщей снега. Хорошо пристрелянная местность контролировалась плотным огнём многочисленных железобетонных ДОТов с пулемётным и пушечным вооружением. Первые попытки преодолеть её сходу, без артподготовки, были предприняты ещё во второй декаде декабря 1939 года. Они предсказуемо окончились неудачей и привели к большим потерям.
Тактику решили изменить. Советское командование в течение двух месяцев наращивало силу атакующей группировки. Проводило тщательную разведку и подготовку, насыщало материальную часть. Решающий штурм высоты 65,5 был назначен на 11 февраля 1940 года. Согласно плану, начать атаку после полуторачасовой артподготовки, должен был 91-й танковый батальон капитана Яковлева, поддерживая части 123-й стрелковой дивизии .
Успех зависел от грамотных действий головной роты под командованием старшего лейтенанта Хараборкина, которая была придана стрелковому батальону капитана Сороки. При уточнении вопросов организации взаимодействия танков с пехотой была выявлена серьёзная проблема: невозможность отличить своих бойцов от чужих в условиях почти полной темноты. Даже если включать фары, то мелькающие тени в белых маскировочных халатах всё равно выглядят одинаково. И тогда танкисты Хараборкина предложили пехотинцам засучить правый рукав маскхалата, чтобы по этому признаку визуально могли выявлять финнов. Кроме того, в момент соприкосновения с противником возникала ещё одна сложность. Передовые стрелковые подразделения, которые находились ближе всего к вражеским позициям, могли также попасть под дружественный огонь. Было решено, что они обозначат себя синими флажками на снегу. Таким образом, для наводчиков башенных орудий флажок означал, что перед данным подразделением своей пехоты больше нет и танкам можно открывать огонь.
К моменту окончания артподготовки рота Хараборкина приблизилась к первым надолбам и по проходам, проделанным в них саперами, преодолела препятствие. Но за ней возникла вторая линия, в которой отсутствовали проходы. Время терять не стали. Некоторые машины расстреливали надолбы из пушек, а другие, включая танк Хараборкина, сходу прошли по верхам надолб. На этом препятствия не закончились. Впереди оказался противотанковый ров. На этот случай тоже была припасена "домашняя заготовка". С помощью фашин, укрепленных тросами на броне, советские танкисты сделали два прохода через ров и прошли по ним. Затем, выйдя на оперативный простор и развернувшись в боевой порядок, советские танки завязали бой с ДОТами, сдерживавшими интенсивным огнем наступление пехоты. Танк командира роты Хараборкина прорвался вглубь оборонительной линии и оказался позади одного из ДОТов. Тремя бронебойными снарядами танкисты разбили его бронированные двери, и осколочно-фугасным выстрелом заставили его расчет замолчать. Пользуясь поддержкой танков, пехотинцы перебрались через ров и пошли на штурм. К вечеру 11 февраля высота 65,5 была взята. Рота Хараборкина потеряла в этом бою четыре Т-28. За умелое руководство боем и проявленное личное мужество старшему лейтенанту Хараборкину было присвоено звание Героя Советского Союза.
Литература:
Дудорова О. А. Неизвестные страницы «Зимней войны» // Военно —
исторический журнал, 1991, № 9
Мерецков К. А. На службе народу. 2–е изд. М. Политиздат, 1971
Воронов Н. Н. На службе военной. М. Воениздат, 1963
Доклад наркома обороны СССР К. Е. Ворошилова об итогах советско - финляндской войны 1939–1940 гг. Публикация Л. Г. Ивашова // Военно
- исторический журнал, 1993, № 4, 5, 7
«Зимняя война» 1939–1940 (неизвестные страницы) // Родина, 1995,
№ 12
Коломиец М. В. Зимняя война: Ломят танки широкие просеки. — М.: Яуза, 2014
Урланис Б. Ц. Войны и народонаселение Европы. М. Соцэкгиз, 1960
Яковлев Н. Д. Об артиллерии и немного о себе. М. Воениздат, 1981