Найти в Дзене
Дзынь-дзынь

И.С. Тургенев. «Отцы и дети»

Программное произведение, и не только в школьном смысле. Роман стал нарицательным для описания конфликта поколений. Консервативные отцы ничего не смыслят в жизни и придерживаются устаревших понятий. Молодые устремлены в будущее и отрицают отцовский опыт. Длится эта история испокон веков и каждый раз сверкает новыми красками. Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут погибель миру и станут последним его пределом. Надпись на гробнице фараона (около 35 века до н.э.) Несомненно, основной герой романа – Евгений Базаров, личность незаурядная, да он сам прямо об этом говорит: Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною… тогда я изменю свое мнение о себе. Увы, не находится равных Базарову. Остальные персонажи романа лишь фон для него. Друг, Аркадий Кирсанов, больше любуется Базаровым, вот, мол, какие мы с ним прогрессивные новаторы. Ситников и Кукшина настолько

Программное произведение, и не только в школьном смысле. Роман стал нарицательным для описания конфликта поколений. Консервативные отцы ничего не смыслят в жизни и придерживаются устаревших понятий. Молодые устремлены в будущее и отрицают отцовский опыт. Длится эта история испокон веков и каждый раз сверкает новыми красками.

Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут погибель миру и станут последним его пределом.
Надпись на гробнице фараона (около 35 века до н.э.)

Несомненно, основной герой романа – Евгений Базаров, личность незаурядная, да он сам прямо об этом говорит:

Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною… тогда я изменю свое мнение о себе.

Увы, не находится равных Базарову. Остальные персонажи романа лишь фон для него. Друг, Аркадий Кирсанов, больше любуется Базаровым, вот, мол, какие мы с ним прогрессивные новаторы. Ситников и Кукшина настолько юмористически преподнесены, что их и последователями назвать неловко.

Свои программные убеждения Базаров высказывает в споре со своим главным антагонистом – Павлом Петровичем Кирсановым, дядей Аркадия. Вкратце их можно сформулировать следующим образом: ничего не принимать на веру, истинно лишь то, что проверено практикой. Чувства для него – всего лишь анатомия и физиология. Сплеча Базаров отрицает и поэзию, и живопись. Читать Пушкина – потерянное время, заниматься музыкою - смешно, наслаждаться природою – нелепо. Да и природа для него всего лишь мастерская. Что тут скажешь? XIX век, промышленность еще не развилась, нет ни атомных электростанций, ни нефтяных вышек, природа пока терпит мастеровых работников.

Евгений окончил университет и продолжает упорно работать. С современной точки зрения базаровские труды смотрятся странно. Наиболее известное его занятие – препарирование лягушек, ведь человек та же лягушка, только на двух ногах. Сомнительное утверждение, хотя и такой труд лучше безделья. Наш герой изучил внутреннее строение лягушек, наловил жуков и кузнечиков, рассмотрел в микроскоп инфузорию-туфельку. Вопрос даже не в полезности подобных знаний, уж очень сильно отдает любительщиной.

Конечно, от нигилиста ждать пользы не приходится, его дело все разрушить до основанья, расчистить место для будущего, а затем… А затем будет видно. Сам Базаров видит себя уездным лекарем, сам же и усмехается над столь незавидным поприщем. А других целей нет, некуда приложить свою могучую силу. Тургенев не видит, куда пристроить своего героя. Возможно, лет через двадцать нашлось бы для него революционное занятие, пошел бы в народовольцы или марксисты, а здесь и сейчас податься некуда. Нет для Базарова ни деятельности, ни счастья, некуда девать исполинскую мощь, некого полюбить крепкою любовью. Герой практически приговорен автором, и сама смерть становится последним испытанием его убеждений, подтверждением стойкости его духа. Плохо все-таки быть нигилистом - без деятельности, без любви, без наслаждений.

Перечитано в рамках декабрьского марафона «Открой школьную Вселенную» по произведениям Некрасова и Тургенева.

Организаторы: каналы «С книгой в обнимку», «Аннушка и масло | книжки», «Ветер в книгах» и «Кот-книголюб».

Еще один роман Тургенева.