Найти в Дзене
Евгений Барханов

Матери дарят жизнь. Но её забирают...

На фоне голых детей бойцы тянут пушку. Артиллерия – богиня войны. Фильм "Комиссар", от которого хочется убежать, но не старайся, он догонит, как не сучи в пространстве ногами. Время пожирает своих детей, как и горькое послевкусие переживаний от сошедшей с экрана трагедии. 30 лет "на полке", но вот сейчас, только нажать кнопку - смотри!.. Неужели и нашему фильму "Непрохожий храм", получившему негласный ярлык от начальника отдела государственной поддержки продвижения и проката национальных фильмов Министерства культуры РФ Сидоренко Елены Николаевны - лежать под спудом ценза - "нерекомендованным к показу"? Бог весть. То что фильм "Комиссар" был запрещён, а потом стал обрастать некоей легендарностью, думаю, ему только на пользу пошло. Сейчас восстанавливают много фильмов. Одни классические фильмы расцвечивают, другим добавляют двадцатиканальный звук и ещё много чего. Но! Слава Богу, не найдётся среди гламурной братии режиссёрской смельчака переснять этот фильм, сделать этакий ремейк на зло
Оглавление

На фоне голых детей бойцы тянут пушку. Артиллерия – богиня войны. Фильм "Комиссар", от которого хочется убежать, но не старайся, он догонит, как не сучи в пространстве ногами. Время пожирает своих детей, как и горькое послевкусие переживаний от сошедшей с экрана трагедии. 30 лет "на полке", но вот сейчас, только нажать кнопку - смотри!.. Неужели и нашему фильму "Непрохожий храм", получившему негласный ярлык от начальника отдела государственной поддержки продвижения и проката национальных фильмов Министерства культуры РФ Сидоренко Елены Николаевны - лежать под спудом ценза - "нерекомендованным к показу"? Бог весть.

Гражданская война, разгар боев на Украине. Комиссар Красной армии Клавдия Вавилова привыкла к суровой жизни, и неожиданная беременность приводит её в ужас. Попав в семью бедного многодетного еврея Ефима Магазанника, она постепенно оттаивает. Но, снова подкатывает фронт к ее "яслям". Кадр из х/фильма "Комиссар". Мадам Вавилова получив шанс на мир – этот мир не подписывает.
Гражданская война, разгар боев на Украине. Комиссар Красной армии Клавдия Вавилова привыкла к суровой жизни, и неожиданная беременность приводит её в ужас. Попав в семью бедного многодетного еврея Ефима Магазанника, она постепенно оттаивает. Но, снова подкатывает фронт к ее "яслям". Кадр из х/фильма "Комиссар". Мадам Вавилова получив шанс на мир – этот мир не подписывает.

То что фильм "Комиссар" был запрещён, а потом стал обрастать некоей легендарностью, думаю, ему только на пользу пошло. Сейчас восстанавливают много фильмов. Одни классические фильмы расцвечивают, другим добавляют двадцатиканальный звук и ещё много чего. Но! Слава Богу, не найдётся среди гламурной братии режиссёрской смельчака переснять этот фильм, сделать этакий ремейк на злобу дня. И это здорово! Пусть шедевр останется шедевром.

Статья опубликована в газете ПРАВДА в понедельник, 8 января 1990 года:

«Комиссар»: на перекрестке мнений

Многие читатели «Правды» откликнулись на публикацию «Большевистская Мадонна», посвященную фильму «Комиссар», в течение двадцати лет отлученному от зрителя и показанному в годовщину Великого Октября по ЦТ. Публикуем сегодня часть почты, представляющей разные точки зрения на фильм.

Кадр из х/фильма "Комиссар".  А те, кто останутся, что они сделают для победы? Эти вопросы идут красной линий через весь фильм.
Кадр из х/фильма "Комиссар". А те, кто останутся, что они сделают для победы? Эти вопросы идут красной линий через весь фильм.

О МАТЕРЯХ МОЖНО РАССКАЗЫВАТЬ БЕСКОНЕЧНО

Посмотрел по телевидению фильм, прочитал рецензию о «Комиссаре» — очень нужном сейчас, высокогуманном творении А. Аскольдова. Нетрудно представить ситуацию, когда бы в фильме поменялись ролями русская Клавдия
(Н. Мордюкова) с еврейкой Марией (Р. Недашковская), но суть-то, высокий смысл картины разве бы изменился? Нет, разумеется, и в этом, пожалуй, общечеловеческая значимость рассказа В. Гроссмана и фильма А. Аскольдова.
Фильм — как бальзам животворный на раны еще бытующей разобщенности и отчужденности людей (в городе, стране, мире).
Не согласен с названием статьи Л. Павлючика. Не об одной мадонне речь. Мы
смотрели фильм о двух Матерях, их высоком предназначении утверждать жизнь, добро, красоту. Фильм несет извечную мысль: «Матери дарят жизнь. Матери спасают жизнь». Вот о чем бы стоило призадуматься и поразмышлять нашим современным кинодеятелям, зачастую оглупляющим женщину на экране своими «текущими» поделками «под искусство». А. ЕРОХИН. г. Москва.

Кадр из х/фильма "Комиссар". Фильм делает чудо: превращает из черствого сухаря-комссара в любящую мать. И вот она с ребенком идет по улицам городка, и город преображается от ее света. На пустом рынке снова полно народа. Снова в городе мир.
Кадр из х/фильма "Комиссар". Фильм делает чудо: превращает из черствого сухаря-комссара в любящую мать. И вот она с ребенком идет по улицам городка, и город преображается от ее света. На пустом рынке снова полно народа. Снова в городе мир.

СЛУЧАЙ ИЛИ ОБОБЩЕНИЕ?

Странные, раздвоенные мысли оставляют просмотр фильма «Комиссар» и опубликованное в газете послесловие к нему. Первое чувство, как написано в послесловии, действительно — недоумение. Почему этот фильм задерживался
и не выпускался на экраны страны, ведь в нем нет ничего такого, что могло бы наcторожить «ревнителей идеологической чистоты». Это обычный фильм, каких много прошло по нашим экранам за минувшие двадцать лет.
Теперь несколько замечаний по ходу фильма. Непонятно, в чем Л. Павлючик увидел высшую правду в монологе Магазаника, который выступает «за добрый Интернационал». О какой доброте может говорить Ефим, если только что сгреб
с кровати все постельные принадлежности, чтобы положить на голые доски беременную женщину? После того, как таким образом Ефим показал свою «доброту», трудно поверить во все его «правильные» монологи.
Тяжело слушать рассказ Магазаника об издевательствах банды над его братом.
Но возникает вопрос: что же ты сидишь и ждешь, пока придет атаман Струк и отрежет тебе голову? Ведь еще видна последняя шеренга красноармейцев, беги за ней, бери винтовку и защищай свою жену, детей, Клавдию. Но нет, уходит защищать и своего и чужих детей Клавдия, а Ефим исполняет «гибельный полубезумный танец».
Прекрасно Л. Павлючик описывает превращение Клавдии «как боевой единицы» в Женщину, Мать с лицом, похожим на Лик. Одна досада: несколькими фразами он ставит под сомнение Р. Недашковскую, исполнительницу роли Марии. Не вступая в дискуссию, следует подчеркнуть, что именно образ, сыгранный Р. Недашковской, подготовил превращение Клавдии в русскую женщину с лицом, похожим на Лик. И этот двуединый
женский образ и есть, видимо, главная удача в целом, повторю, обыкновенного
фильма. Г. ПРОХОЦКИЙ. г. Минск.

Кадр из х/фильма "Комиссар". Но её мечту о счастье для всего человечества, не может потеснить даже любовь к собственному новорожденному ребёнку.
Кадр из х/фильма "Комиссар". Но её мечту о счастье для всего человечества, не может потеснить даже любовь к собственному новорожденному ребёнку.

Я ДУМАЮ ИНАЧЕ...

Уважаемые товарищи-правдисты! я много десатилетий являюсь читателем и подписчиком вашей газеты и давно считаю ее своей, разделяю те взгляды и ценности, которые она пропагандирует. Раньше я не писал вам, считал, что
раз наши взгляды совпадают, не стоит отвлекать от вашего труда.
Однако статья Л. Павлючика на кинофильм «Комиссар» под названием «Большевистская Мадонна» заставила меня взяться за перо. Я не согласен с общей оценкой фильма автором статьи. Думаю, «Правде» и правдистам известно, что определенная часть нашей творческой интеллигенции активно пропагандирует взгляд на Октябрь и гражданскую войну как на явления, навязанные России большевиками, видит в них одну жестокость, варварство к антигуманность.
Правда фильма, пишет автор рецензии, в том, «что он не делил мир на «плохих» и «хороших», на «наших» и «не наших», а поверял «законы классовой борьбы нормами общечеловеческой морали». И хоть пишет об этом автор, но фильм тем не менее делит людей на «плохих» и «хороших». И среди плохих оказывается большевичка, комиссар Вавилова, а среди хороших — семейство Магазаника. Но я не только об этом. Оценивать время гражданской войны, время смертельной схватки классов с внеклассовых позиций едва ли правомерно. Это рушит историческую правду. Бросает тень на поколение, свершившее Октябрьскую революцию и отстоявшее ее в гражданской войне. И, думается, именно с этих позиций, особенно учитывая острую политическую борьбу в нашем обществе, стремление части интеллектуалов очернить нашу послеоктябрьскую историю, и следовало оценивать фильм «Комиссар». Г. ГОРБУНОВ. Член КПСС с 1945 г.

Кадр из х/фильма "Комиссар". И чтобы не дать утвердиться уже начавшим пробуждаться материнским чувствам, Вавилова бросается догонять уходящий отряд красноармейцев.
Кадр из х/фильма "Комиссар". И чтобы не дать утвердиться уже начавшим пробуждаться материнским чувствам, Вавилова бросается догонять уходящий отряд красноармейцев.

Желающим принять участие в наших проектах: Карта СБ: 2202 2067 6457 1027

Орган Центрального Комитета КПСС, газета ПРАВДА, № 8 (26091) Понедельник, 8 января 1990 года.
Орган Центрального Комитета КПСС, газета ПРАВДА, № 8 (26091) Понедельник, 8 января 1990 года.

Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом Президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "ПРАВДА". Просим читать и невольно ловить переплетение времён, судеб, характеров. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.