Найти в Дзене
Сергей Рязанцев

Не наш коловрат

Символ подаётся и продаётся как наше, славянское, родное. На самом деле - ничего подобного. Судите сами: На жилете у нападавшего мы видим коловрат — солярный символ в виде колеса с изогнутыми лучами (часто восемь), ассоциируемый с движением солнца, циклом жизни и победой света над тьмой в псевдославянских сектах. Термин «коловрат» (от «коло» — солнце и «врат» — вращение) появился в современной неоязыческой среде 1990-х годов, хотя археологические свидетельства древнеславянского использования отсутствуют, а фактически - являет собой две наложенных друг на друга свастики. Автором этого "древнего" символа является Станислав Якубовский, польский художник и профессор Краковской Академии изящных искусств, который сыграл ключевую роль в зарождении современного образа коловрата как славянского символа. В 1923 году он опубликовал брошюру "Праславянские архитектурные мотивы", где впервые изобразил восьмилучевую свастику в форме коловрата на предполагаемом древнем славянском надгробии, назвав её

Символ подаётся и продаётся как наше, славянское, родное.

На самом деле - ничего подобного.

Судите сами:

На жилете у нападавшего мы видим коловрат — солярный символ в виде колеса с изогнутыми лучами (часто восемь), ассоциируемый с движением солнца, циклом жизни и победой света над тьмой в псевдославянских сектах.

Термин «коловрат» (от «коло» — солнце и «врат» — вращение) появился в современной неоязыческой среде 1990-х годов, хотя археологические свидетельства древнеславянского использования отсутствуют, а фактически - являет собой две наложенных друг на друга свастики.

Автором этого "древнего" символа является Станислав Якубовский, польский художник и профессор Краковской Академии изящных искусств, который сыграл ключевую роль в зарождении современного образа коловрата как славянского символа.

В 1923 году он опубликовал брошюру "Праславянские архитектурные мотивы", где впервые изобразил восьмилучевую свастику в форме коловрата на предполагаемом древнем славянском надгробии, назвав её "слонечко" (солнышко).

Гравюра Якубовского вдохновила Алексея Добровольского (Волхва Доброслава), который в конце XX века ввёл восьмилучевой коловрат как символ возрождающегося язычества в России, заимствуя идеи из нацистских источников вроде Германа Вирта.

Символ распространили Вадим Казаков и Илья Черкасов (Велеслав), сделав его центральным в неоязыческих ритуалах, несмотря на отсутствие древнеславянских свидетельств.

Сейчас коловрат применяют славянские неоязычники как священный знак в ритуалах, оберегах и татуировках; военные формирования вроде украинского полка «Азов» (признан террористическим в РФ) используют его на шевронах и эмблемах...

В России изображение коловрата включено в Федеральный список экстремистских материалов (п. 947 с 2010 г.) как сходное с нацистской символикой; публичное использование влечет штрафы или арест по ст. 20.3 КоАП РФ.

Допустимо в научных, музейных или художественных контекстах без пропаганды...

-2

Итого: всего-то сто лет назад один поляк высасывает из пальца "древний праславянский символ".

Наши неоязычники подхватывают в 90-е.

И начинают бить себе татухи, носить футболки и шевроны, покупать за 100 рублей на маркетплейсе "обереги" и "амулеты".

Всё это без осмысления, без подтверждённой теории, ведь "так пишут в интернетах" про "наших древних богов".

Глупость, как это часто бывает, плохо заканчивается.

Вот как в Одинцово: начитался 15-летний балбес всякой мути.

Нацепил коловрат на броник.

И пошёл творить зло.

---------------------------------------

"Великая Отечественная Спецоперация"

Автору важна обратная связь, комментарии приветствуются

"Жертвоприношения наших дней"

---------------------------------------