Найти в Дзене

Мураново Литературное: стихотворение Ф. И. Тютчева «14-го декабря 1825 года»

Поэт Фёдор Иванович Тютчев вошёл в литературу благодаря своим глубоким размышлениям о природе, обществе и человеческой судьбе. Одно из наиболее значимых произведений, отражающих общественно-политические взгляды Тютчева, — стихотворение «14-го декабря 1825 года». В этом году исполняется 200 лет этому трагическому событию российской истории, о котором спор не утихает вплоть до наших дней. В нашей традиционной литературной рубрике мы представим взгляд Тютчева на восстание декабристов с помощью стихотворения «14-го декабря 1825 года». #МурановоЛитературное - ⏳ - Как мы помним, восстание произошло 14 декабря 1825 года на Сенатской площади Петербурга. В это время возникла неопределённость вокруг передачи престола после смерти императора Александра I. Часть дворян, недовольных отсутствием реформ в государстве, попыталась воспользоваться ситуацией, чтобы изменить политический строй в России. Восстание было подавлено войсками по приказу императора Николая I, а лидеры заговорщиков подверглись ре
🔳 Портрет Ф.И. Тютчева. 1825 г. Итальянский карандаш.
🔳 Портрет Ф.И. Тютчева. 1825 г. Итальянский карандаш.

Поэт Фёдор Иванович Тютчев вошёл в литературу благодаря своим глубоким размышлениям о природе, обществе и человеческой судьбе. Одно из наиболее значимых произведений, отражающих общественно-политические взгляды Тютчева, — стихотворение «14-го декабря 1825 года». В этом году исполняется 200 лет этому трагическому событию российской истории, о котором спор не утихает вплоть до наших дней. В нашей традиционной литературной рубрике мы представим взгляд Тютчева на восстание декабристов с помощью стихотворения «14-го декабря 1825 года». #МурановоЛитературное

- ⏳ -

Как мы помним, восстание произошло 14 декабря 1825 года на Сенатской площади Петербурга. В это время возникла неопределённость вокруг передачи престола после смерти императора Александра I. Часть дворян, недовольных отсутствием реформ в государстве, попыталась воспользоваться ситуацией, чтобы изменить политический строй в России. Восстание было подавлено войсками по приказу императора Николая I, а лидеры заговорщиков подверглись репрессиям. Многие участники, включая известных представителей аристократии, были сосланы в Сибирь, некоторые были казнены.

11 июня Тютчев приезжает в Москву из Мюнхена, где служил в составе Российской дипломатической миссии и где ему предоставляют на несколько месяцев отпуск. В Москве Тютчев останавливается в доме родителей (Армянский переулок, ныне дом 11). В первопрестольной он встречается и общается с разными людьми: братом Николаем (офицером Генерального штаба), историком М.Н. Погодиным, родственниками А.В. Шереметевым и Д.И. Завалишиным. В конце ноября Тютчев намеревается ехать в Петербург. Его родственник Александр Иванович Остерман-Толстой, известный военачальник и герой войны 18ссказа упомянутого выше Д.И. Завалишина: «В Петербург отпущу я одного Федора (Тютчева), он не опасен, да и тому, впрочем, велел я скорее убираться к своему месту в Мюнхен». 14 декабря происходит восстание на Сенатской площади. В конце января 1826 года Тютчев выезжает в Мюнхен. Такова хронология пребывания Тютчева в это12 года, настоятельно советует молодому дипломату не задерживаться в столице, опасаясь там брожения умов. Об этом известно из ра время в России.

Родственниками Ф.И. Тютчева были известные декабристы — упомянутый Д.И. Завалишин (1804–1892), а также Иван Дмитриевич Якушкин (1794–1857) и Михаил Николаевич Муравьёв (1796–1866). Эти личные связи могли повлиять на восприятие Тютчевым случившегося.

Через несколько месяцев после восстания Тютчевым было написано его знаменитое стихотворение «14-ое декабря 1825»:

Вас развратило Самовластье,
И меч его вас поразил, —
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор Закон скрепил.
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена —
И ваша память для потомства,
Как труп в земле, схоронена.
О жертвы мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить!
Едва, дымясь, она сверкнула
На вековой громаде льдов,
Зима железная дохнула —
И не осталось и следов.

Тютчев показывает двойственное отношение к восставшим. С одной стороны, он осуждает их действия, сродни «вероломству», называя жертвами «мысли безрассудной». С другой стороны, поэт намекает на ответственность государства за развитие ситуации, подчёркивая невозможность решения проблем путём насилия и нарушения законов. Образ «вечного полюса», олицетворяющий неподвижность и холод власти, государственной машины, подчёркивает абсолютность и незыблемость существующей системы, против которой невозможно бороться силой.

Из писем, публицистики и поэзии Тютчева известно, что, хотя он признавал необходимость изменений, но при этом категорически отвергал насильственные методы борьбы. Его симпатии принадлежали в целом консервативным силам, выступающим за сохранение порядка и стабильности. Такой взгляд соответствовал общему мировоззрению поэта, считавшего, что любые радикальные преобразования приводят к хаосу и разрушению традиционных ценностей.

✒ Здесь уместно вспомнить другое стихотворение Тютчева, написанное также в ранний период его творчества — «К оде Пушкина «На вольность». Тютчев обращается к своему собрату по перу с увещеванием:

Воспой и силой сладкогласья
Разнежь, растрогай, преврати
Друзей холодных самовластья
В друзей добра и красоты!
Но граждан не смущай покою
И блеска не мрачи венца,
Певец! Под царскою парчою
Своей волшебною струною
Смягчай, а не тревожь сердца!

✒ Приведём также цитату из статью Тютчева «Россия и революция»:
«Уже давно в Европе существуют только две действительные силы: Революция и Россия». По мысли автора статьи, Россия — это Восток, Империя, Порядок. Революция – это Запад, Хаос. Поэт был убеждён, что скоро эти силы непременно схватятся между собой, и это будет борьба между добром и злом – не на жизнь, а на смерть».

Образ «Зимы железной» в стихотворении символизирует мощь самодержавия, неподвластную изменениям. Попытки разрушить эту структуру кажутся тщетными, подобно попытке растопить вечные льды каплей тёплой воды (крови). Таким образом, Тютчев подчёркивает иллюзорность усилий декабристов и неизбежность поражения. Использование природных метафор усиливает ощущение неотвратимости судьбы и закономерности происходящего.

Также важно отметить, что поэт называет участников восстания «жертвами мысли безрассудной». Эта фраза подчеркивает отсутствие реальной поддержки со стороны народа и недостаточную продуманность действий заговорщиков.

Центральным образом произведения выступает понятие «Самовластья». Понимание этого термина у Тютчева многослойно. Во-первых, это проявление произвольной воли власти, которая пренебрегает интересами общества и законностью. Во-вторых, это можно понимать как внутреннюю предрасположенность к эгоизму и стремлению доминировать, присущую самим заговорщикам. Такое расширительное толкование позволяет увидеть корень проблемы не столько в действиях власти, сколько в человеческих слабостях и амбициях.

Думается, что второе истолкование термина «Самовластья» более точное и глубокое. В той же статье «Россия и революция» Тютчев как бы расшифровывает значение этого слова: «Человеческое я, желающее зависеть лишь от самого себя, не признающее и не принимающее другого закона, кроме собственного волеизъявления, одним словом, человеческое я, заменяющее собой Бога, конечно же, не является чем-то новым среди людей; новым становится самовластие человеческого я, возведенное в политическое и общественное право и стремящееся с его помощью овладеть обществом. Это новшество и получило в 1789 году имя Французской революции».

В результате возникает картина глубокой трагедии, вызванной неспособностью обеих сторон прийти к компромиссу. Государство демонстрирует силу и несгибаемость, народные массы остаются пассивными наблюдателями, а часть привилегированного сословия вступает в борьбу, заведомо обречённую на провал.

Анализируя стихотворение «14-го декабря 1825 года», мы видим сложный комплекс мыслей и чувств, выражаемых автором. Его отношение к событиям амбивалентно: с одной стороны, он критикует «безрассудство» декабристов, видя в их поступках угрозу порядку и благополучию страны; с другой стороны, осознавая вину власти, допускающей произвол и игнорирующей нужды населения. Стихотворение стало своеобразным зеркалом эпохи, показывающим сложность взаимоотношений власти и общества, а также внутреннюю драму интеллектуала, пытающегося осмыслить происходящее сквозь призму традиционной морали и религиозных убеждений.

📝 Материал подготовил Александр Сахно.

🔳 Портрет Ф.И. Тютчева. 1825 г. Итальянский карандаш.
🎄
Новогодние программы в Муранове • билеты
🌟
Костюмированная экскурсия «Усадебная кухня», 6+, по записи
🎫 Пушкинская карта – бесплатный ежедневный доступ в мир искусства!
📲 программа мероприятий ВЫХОДНЫЕ В МУРАНОВЕ: 
быть в курсе