Найти в Дзене

Мелодия 2025🎵 Перезагрузка 2.0

Недавно был запущен Новосибирский Завод Грампластинок «Фирма Мелодия» - это теперь уже третий завод* по производству винила в России. Были выпущены четыре пластинки: "Аутогенная тренировка", "По волне моей памяти", "Disco Alliance", "Дос-Мукасан". Рад что у нас в стране появилось еще одно предприятие по производству винила. Надеюсь, что Мелодией будет переиздаваться не только популярная музыка, но и классика, и джаз - все же наследие советского периода грамзаписи колоссально! * Для информации: с 2014 г. в Москве работает завод по печати винила Ультра Продакшн (завод полного цикла – звукозапись, мастеринг и печать пластинок), а летом 2025 года начал работу завод MUZILLA Production в Асбесте. Новость о возрождении Мелодии очень заинтересовала меня, ведь многие записи советского периода сегодня уже сложно достать в приличном состоянии. Мне было любопытно с каких источников записывают пластинки, как производится мастеринг, на каком оборудовании печатают – все эти вещи я постарался выясн

Недавно был запущен Новосибирский Завод Грампластинок «Фирма Мелодия» - это теперь уже третий завод* по производству винила в России. Были выпущены четыре пластинки: "Аутогенная тренировка", "По волне моей памяти", "Disco Alliance", "Дос-Мукасан".

Рад что у нас в стране появилось еще одно предприятие по производству винила. Надеюсь, что Мелодией будет переиздаваться не только популярная музыка, но и классика, и джаз - все же наследие советского периода грамзаписи колоссально!

* Для информации: с 2014 г. в Москве работает завод по печати винила Ультра Продакшн (завод полного цикла – звукозапись, мастеринг и печать пластинок), а летом 2025 года начал работу завод MUZILLA Production в Асбесте.

Новость о возрождении Мелодии очень заинтересовала меня, ведь многие записи советского периода сегодня уже сложно достать в приличном состоянии. Мне было любопытно с каких источников записывают пластинки, как производится мастеринг, на каком оборудовании печатают – все эти вещи я постарался выяснить из пресс-релизов и официального сайта Мелодии, также интересно было почитать официальный телеграм-чат и группу Вконтакте. Кое-что мне удалось узнать, однако, хочу отметить, что информация в сети очень однообразная, мало сведений о технической стороне вопроса.

Итак, что известно: предприятие Мелодии в Новосибирске работает на базе производственной линии Allegro II, изготовленной в Гонконге. Планируемые объемы выпуска — около 100 тыс. пластинок в год. Виниловые гранулы для печати пластинок поставляют из Италии. Завод планирует выпуск композиций как из каталога «Мелодии», так и по заказам музыкантов, лейблов, агентств.

Производственная линия Allegro II. Фото с сайта russian.alibaba.com
Производственная линия Allegro II. Фото с сайта russian.alibaba.com

На сайте Мелодии есть информация о том, что “матрицы изготовлены с оригинальных мастер-лент”, однако я нигде не смог найти данные о мастеринге.

Мастеринг - первый этап производства винила, процесс финальной обработки звука перед нарезкой лакового диска и его нарезка (процесс переноса звуковой информации с магнитофонной ленты на физическую звуковую канавку, нарезанную на диске).

Именно мастеринг определяет, будет ли издание полностью аналоговым, или при его производстве используются цифровые технологии.

Существует два варианта мастеринга:

▪ Аналоговый мастеринг – подготовленная для переноса на винил фонограмма записана на магнитную ленту. Это классический способ нарезки лаковых дисков (лакеров) для изготовления матриц. Легендарные инженеры мастеринга, например - Rudy Van Gelder, George Peckham (Led Zeppelin IV), Doug Sax (The Wall - Pink Floyd). Аналоговый мастеринг используется и сейчас в некоторых студиях (например, Cohearant Mastering studio).

Kevin Gray at Cohearant Mastering studio
Kevin Gray at Cohearant Mastering studio

▪ Цифровой мастеринг – подготовленная для переноса на винил фонограмма представлена в виде файла (например, используют формат аудио 24 бит/44 кГц). Именно этим способом сейчас в мире нарезается основная часть лаковых дисков для дальнейшей печати пластинок. И многих устраивает такой подход - ведь винил сегодня это уже далеко не только музыка, но и эстетика, это и ностальгия, а также модное увлечение.

Ничего не имею против цифровых переизданий на виниле, но считаю, что пластинка – предмет аналоговой эры, и нет смысла нарезать канавки цифровым сигналом, эту роль отлично выполняет компакт-диск. Основную часть моей фонотеки составляют оригинальные пластинки из 60х-70х. Что касается современных переизданий, их я приобретаю нечасто и стараюсь найти с аналоговым мастерингом. Поэтому не спешу покупать новые издания Мелодии, пока у меня не будет полной информации о производстве.

Технология производства металлических составляющих для печати пластинок на Апрелевском заводе Мелодии времен СССР приведена ниже:
Технология лакового диска. Фото из книги Ю. Гришина "Сведения для коллекционеров английских грампластинок".
Технология лакового диска. Фото из книги Ю. Гришина "Сведения для коллекционеров английских грампластинок".

Собираетесь ли вы приобретать новые издания Мелодии, а может уже приобрели? Коллеги, если у вас есть информация о мастеринге этих изданий Мелодии, прошу поделиться в комментариях, буду очень признателен.

📌 Еще больше МЕЛОДИИ:

МЕЛОДИЯ!!! 5️⃣ интересных пластинок из моей коллекции!

Как печатали пластинки? Лучший завод фирмы МЕЛОДИЯ

МЕЛОДИЯ. Винил. Лучшее. Мой ТОП.