Найти в Дзене
Царьград

Англичанин обвинил русских: У вас психология нищих

Стив из Лидса не похож на типичного туриста. Ему за пятьдесят, инженер-механик, не склонный к восторгам и громким словам. В Россию он поехал не ради экстрима и не за дешёвой экзотикой, а чтобы — как он сам сказал — «разобраться, как тут живут обычные люди». И разобрался. Только вывод у него получился не совсем тот, которого ждут от иностранца. Англичанин обвинил русских: «У вас психология нищих!» Эта поездка началась в Пекине. Стив взял билет до Владивостока, потом пересел на Транссиб и двинулся через всю страну до Иркутска. Байкал был пунктом мечты — особенно посёлок Сахюрта, откуда уходят паромы на Ольхон. Там он и познакомился с моим товарищем, у которого дом и участок прямо у берега. Вечером англичанин от души отметил встречу позами — местными буузами, — а потом заснул под шум прибоя. Утром его отвезли в Хужир, столицу Ольхона, где он остался на ночь и даже съездил на экскурсию на мыс Хобой. Вернувшись, Стив снова налил и наконец выдал всё, что думал о России. Он говорил с характер
Оглавление
Фото: Kandinsky
Фото: Kandinsky

Стив из Лидса не похож на типичного туриста. Ему за пятьдесят, инженер-механик, не склонный к восторгам и громким словам. В Россию он поехал не ради экстрима и не за дешёвой экзотикой, а чтобы — как он сам сказал — «разобраться, как тут живут обычные люди».

И разобрался. Только вывод у него получился не совсем тот, которого ждут от иностранца. Англичанин обвинил русских: «У вас психология нищих!»

От Пекина до Байкала

Эта поездка началась в Пекине. Стив взял билет до Владивостока, потом пересел на Транссиб и двинулся через всю страну до Иркутска. Байкал был пунктом мечты — особенно посёлок Сахюрта, откуда уходят паромы на Ольхон. Там он и познакомился с моим товарищем, у которого дом и участок прямо у берега.

Фото: Kandinsky
Фото: Kandinsky

Вечером англичанин от души отметил встречу позами — местными буузами, — а потом заснул под шум прибоя. Утром его отвезли в Хужир, столицу Ольхона, где он остался на ночь и даже съездил на экскурсию на мыс Хобой. Вернувшись, Стив снова налил и наконец выдал всё, что думал о России.

«Вы живёте как богатые, но считаете себя бедными»

Он говорил с характерным британским акцентом, вперемешку с русскими словами, и то и дело повторял: «I don’t understand you, Russians» (я не понимаю тебя, Россия). «В России я второй раз. Первый был в 2019 году. Тогда я просто хотел развеяться — у нас в Англии говорят, что от хандры спасают путешествия. Поехал к вам», — вспоминал он.

Фото: Kandinsky
Фото: Kandinsky

В Москве и Петербурге Стив увидел города, где люди со «скромными» по его меркам доходами живут, как состоятельные. Он рассказывал, как случайно познакомился с семьёй рабочего и учительницы под Новгородом. Они пригласили его на дачу: «Дом, участок, сын в университете, машина. У нас в Британии такое могут позволить себе только люди выше среднего класса. А у вас — обычная семья».

Фото: Kandinsky
Фото: Kandinsky

За ужином в Сахюрте он признался: «Вы, русские, почему-то всё время думаете, что живёте плохо. А на самом деле живёте богато. Просто не умеете это ценить. Это психология нищих, когда имеешь всё, но всё равно жалуешься».

Он говорил, что в Британии большинство живёт стабильно, но «излишеств» вроде загородного дома почти ни у кого нет — налоги, кредиты, страхи. «Зато у вас — свежая еда, натуральные продукты, дешёвая вода, и всё рядом. Только вы этого не замечаете».

Товарищ после этой беседы долго смеялся: «Стив сказал вслух то, что мы и сами чувствуем».