Найти в Дзене
Погранец на стройке

"Чувство опасности со временем притупляется – и это тоже плохо": сержант о службе в пограничной ММГ-4 Умоль, Изван в ДРА

Из воспоминаний Сергея Бояршинова: До последнего момента не знал, в каких войсках буду отдавать священный долг Родине, а когда мне сообщили, что служить буду в погранвойсках, обрадовался. Призвали в ноябре 1984 года. Служба начиналась в Киргизии в г. Нарыне. Учебка была прямо в воинской части. Всё обучение завершилось в 3 месяца. В отряде было много земляков, старались держаться вместе. Сложно было привыкнуть к жесткому распорядку дня, но тяжелее всего ощущался недостаток кислорода в воздухе - высокогорье, 2000 м над уровнем моря. Постепенно привыкли и к этому. Дальнейшая моя пограничная служба проходила на заставе Чатыр-Таш. Числился стрелком-пулеметчиком, а что только ни доводилось делать. Даже хлеб печь. На вопрос командира: умеет, знает, как это делается, ответил, что видел, как мать выпекала. Попробовал – получилось. Охрана советско-китайской границы проходила относительно спокойно. Серьезных случаев нарушения границы в то время не случалось. Правда, по тревоге заставу часто подн

Из воспоминаний Сергея Бояршинова:

До последнего момента не знал, в каких войсках буду отдавать священный долг Родине, а когда мне сообщили, что служить буду в погранвойсках, обрадовался. Призвали в ноябре 1984 года. Служба начиналась в Киргизии в г. Нарыне. Учебка была прямо в воинской части. Всё обучение завершилось в 3 месяца. В отряде было много земляков, старались держаться вместе. Сложно было привыкнуть к жесткому распорядку дня, но тяжелее всего ощущался недостаток кислорода в воздухе - высокогорье, 2000 м над уровнем моря. Постепенно привыкли и к этому. Дальнейшая моя пограничная служба проходила на заставе Чатыр-Таш. Числился стрелком-пулеметчиком, а что только ни доводилось делать. Даже хлеб печь. На вопрос командира: умеет, знает, как это делается, ответил, что видел, как мать выпекала. Попробовал – получилось. Охрана советско-китайской границы проходила относительно спокойно. Серьезных случаев нарушения границы в то время не случалось. Правда, по тревоге заставу часто поднимали – то медведь разделительную полосу перейдет, то еще какое-нибудь другое животное из Китая в Советский Союз "эмигрирует". Однажды целый месяц я вместе с другими пограничниками охранял команду топографов, которые сверяли карту границы, - пришлось и по горам полазить, и ущелья повидать, и обрывы. К окончанию первого года службы я дал согласие на предложение поехать в Афганистан. В то время на родине уже похоронили земляка, погибшего в мае 1984 года. Еще будучи допризывником, я провожал его в последний путь. Сообщили мне и о гибели еще одного земляка в июне 1985 года. Поэтому, хотел вместе с сослуживцами отомстить за наших парней – "показать этим душманам!". 3 месяца мы проходили спецподготовку: учили стрелять из многих видов оружия, управлять любой техникой, была и так называемая горная подготовка. Границу с Афганистаном пересекли на машинах, правда, до границы долетели.

Вертолеты советской пограничной авиации готовят высадку десанта в горном ущелье. ДРА, 1985 год
Вертолеты советской пограничной авиации готовят высадку десанта в горном ущелье. ДРА, 1985 год
С Гульханы - самой крупной базы пограничников на территории Афганистана нас распределили по точкам. Я попал на Изван. Вместе с сослуживцами охранял Зардевское ущелье, контролировал проход по нему, поднимался в засады, перекрывал тропы. Самим стрелять доводилось часто. А от чьей автоматной очереди падают противники – твоей или твоего товарища – кто знает? Опасность на войне всегда рядом. Но если об этом постоянно думать, то ты не только боевые задачи не сможешь выполнить - даже шагу от страха сделать не сможешь. Чувство опасности со временем притупляется – и это тоже плохо. Мы уже знали специфику ведения боевых действий в горной местности, поняли менталитет местных жителей, в взводе погибших не было, лишь один солдат получил ранение.
Обезвреженные душманские мины в районе гарнизона советских пограничников. ДРА, 1985 год
Обезвреженные душманские мины в районе гарнизона советских пограничников. ДРА, 1985 год

Путь домой у меня лежал через госпиталь: втроем со взвода заболели брюшным тифом и гепатитом – кто попил сырой воды из арыка, кто просто поцарапанные руки помыл. Лечились в госпитале и через родную часть демобилизовались. 11 месяцев и 24 дня – год без недели – столько длилась для меня война. Нисколько не жалею об этом времени, что судьба в тот период жизни была связана с Афганистаном. Расклад в голове стал другой. Появилось много настоящих друзей, с кем поддерживаю связь до сих пор.

Подписка Telegram - отличный выбор! https://t.me/pogranstroy

Источник информации: svb59.ru

В оформлении использованы фотографии с сайта: vostok-desant.ucoz.ru, mmg1-dargak.ucoz.ru

Уважаемые читатели! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и делитесь своими воспоминаниями!