Найти в Дзене
Zumrud Life Turkey - Russia

Борис Мессерер. Сценографические работы на выставке «Калейдоскоп времени» в Московском музее современного искусства)

Борис Асафович Мессерер — известный советский и российский художник театра и кино, педагог, сценограф и живописец. Его творческая деятельность охватывает несколько десятилетий XX века и оставляет яркий след в истории отечественного искусства.

Творческое наследие Бориса Мессерера насчитывает сотни работ в области оформления спектаклей, балетов, опер и концертных программ. Среди наиболее значимых проектов выделяются постановки Театра имени Вахтангова, Большого театра и Мариинского театра.

Особое внимание уделялось созданию выразительных образов героев через использование цвета, света и пространства. Каждый спектакль становился уникальным событием благодаря индивидуальному подходу к решению визуальных задач. Художник стремился передать атмосферу эпохи, настроение произведения и характер персонажей посредством оригинальных решений.

Рассмотрим более подробно некоторые сценографические работы Бориса Мессерера, представленные на выставке «Калейдоскоп времени» в Московском музее современного искусства (ММОМА) на Гоголевском бульваре.

🎭 Эскизы декораций к спектаклю «Спартак» А. Хачатурян. Государственный академический театр оперы и балета им. А.А. Спендиарова (Ереван) (1980)

Эскиз декорации к спектаклю «Спартак» А. Хачатурян. Государственный академический театр оперы и балета им. А.А. Спендиарова (Ереван) (1980)
Эскиз декорации к спектаклю «Спартак» А. Хачатурян. Государственный академический театр оперы и балета им. А.А. Спендиарова (Ереван) (1980)

Эскиз декорации к спектаклю «Спартак» А. Хачатурян. Государственный академический театр оперы и балета им. А.А. Спендиарова (Ереван) (1980)
Эскиз декорации к спектаклю «Спартак» А. Хачатурян. Государственный академический театр оперы и балета им. А.А. Спендиарова (Ереван) (1980)

Эскизы декораций от Б. Мессерера поражают своим масштабом и драматизмом. Художник стремился передать дух античности через выразительные архитектурные формы, насыщенные цвета и динамичные композиции. Его декорации погружали зрителя в атмосферу эпохи Древнего Рима. Благодаря умелому сочетанию света и тени, объемных элементов и символичных образов, зрители ощущали себя непосредственными участниками происходящего на сцене действа.

Особое внимание уделялось созданию визуального пространства, способствующего раскрытию внутреннего мира героев спектакля. Каждый элемент декорации служил эмоциональной окраске сценического действия, подчеркивая трагизм ситуации и величие главных персонажей. Использование контрастных цветов и геометрически выверенных форм позволяло зрителю глубже прочувствовать героику восстания Спартака.

🎭 Эскизы декораций к балету «Конек-гобунок». Р. Щедрин. Государственный академический Большой театр (Москва) (1999)

Эскиз декорации к балету «Конек-гобунок». Р. Щедрин. Государственный академический Большой театр (Москва) (1999)
Эскиз декорации к балету «Конек-гобунок». Р. Щедрин. Государственный академический Большой театр (Москва) (1999)

Эскиз декорации к балету «Конек-гобунок». Р. Щедрин. Государственный академический Большой театр (Москва) (1999)
Эскиз декорации к балету «Конек-гобунок». Р. Щедрин. Государственный академический Большой театр (Москва) (1999)

Эскиз декорации к балету «Конек-гобунок». Р. Щедрин. Государственный академический Большой театр (Москва) (1999)
Эскиз декорации к балету «Конек-гобунок». Р. Щедрин. Государственный академический Большой театр (Москва) (1999)

Эскиз декорации к балету «Конек-гобунок». Р. Щедрин. Государственный академический Большой театр (Москва) (1999)
Эскиз декорации к балету «Конек-гобунок». Р. Щедрин. Государственный академический Большой театр (Москва) (1999)

Созданные Борисом Мессерером декорации буквально оживали благодаря оригинальной интерпретации сюжета русской народной сказки Петра Ершова. Яркая палитра цветов, необычная игра света и тени подчеркивали магическое настроение спектакля. Особое внимание уделялось созданию пространства, способствующего полёту фантазии зрителя. Изящные линии горбунков, фантастические животные, сказочные дворцы и волшебные пейзажи погружали публику в атмосферу русского фольклора.

🎭 Макеты к театральной постановке «Конек-горбунок». Р. Щедрин. Государственный академический Большой театр (Москва)(1999)

Макет к театральной постановке «Конек-горбунок». Р. Щедрин. Государственный академический Большой театр (Москва)(1999)
Макет к театральной постановке «Конек-горбунок». Р. Щедрин. Государственный академический Большой театр (Москва)(1999)

Макет к театральной постановке «Конек-горбунок». Р. Щедрин. Государственный академический Большой театр (Москва)(1999)
Макет к театральной постановке «Конек-горбунок». Р. Щедрин. Государственный академический Большой театр (Москва)(1999)

Сценография спектакля наполнена яркими красками, оригинальностью решений и особым вниманием к деталям. Изящные линии контура, игра света и тени подчеркивают эмоциональную насыщенность происходящего на сцене, позволяя зрителю погрузиться в удивительный мир русского фольклора.

Макеты декораций, созданные художником-постановщиком, отличаются продуманностью композиции, яркостью образов и точностью передачи характеров персонажей. Особое внимание уделено созданию реалистичных ландшафтов, будь то царские палаты или фантастическое пространство океана. Все элементы декора выполнены настолько искусно, что зрители ощущают себя участниками действа.

🎭 Эскиз декорации к балету «Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. Щедрин. Государственный академический Большой театр (Москва)(1967)

Эскиз декорации к балету «Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. Щедрин. Государственный академический Большой театр (Москва)(1967)
Эскиз декорации к балету «Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. Щедрин. Государственный академический Большой театр (Москва)(1967)

Работа над эскизами декораций потребовала от художника глубокого погружения в образный мир испанской культуры и литературы. Пространство сцены было наполнено выразительными элементами, такими как яркая палитра цветов, характерные детали интерьера андалузского города Севильи и символы эпохи XIX столетия. Особое внимание уделялось созданию атмосферы, передающей внутреннее напряжение персонажей и усиливающей эмоциональное восприятие зрителя.

🎭 Макеты декораций к театральной постановке «Светлый ручей». «Колхоз» Д. Шостакович. Государственный академический Большой театр (Москва)(2002)

Макет декорации к театральной постановке «Светлый ручей». «Колхоз» Д. Шостакович. Государственный академический Большой театр (Москва)(2002)
Макет декорации к театральной постановке «Светлый ручей». «Колхоз» Д. Шостакович. Государственный академический Большой театр (Москва)(2002)

Макет декорации к театральной постановке «Светлый ручей». «Колхоз» Д. Шостакович. Государственный академический Большой театр (Москва)(2002)
Макет декорации к театральной постановке «Светлый ручей». «Колхоз» Д. Шостакович. Государственный академический Большой театр (Москва)(2002)

Работа над проектом началась задолго до премьеры спектакля. Главная задача художника заключалась в создании убедительного образа советского колхоза 1930-х гг, эпохи расцвета социалистического реализма. Этот период известен пропагандой трудового энтузиазма и оптимистической веры в светлое будущее. 

Макет Борисом Мессерером был исполнен с большим вкусом и чувством стиля той эпохи. Его палитра насыщенных цветов и динамичные линии передают атмосферу радостного труда, единства коллектива и праздника. Пространство сцены оформлено в духе коллективизации сельского хозяйства, ярко демонстрируя гармонию человека и природы, единение народа вокруг общей цели.

Особое внимание уделялось деталям костюмов, реквизитам и декоративным элементам, таким как лозунги и агитационные плакаты, характерные для периода сталинской пропаганды. Вместе с тем художник сумел избежать чрезмерной карикатурности, сохранив чувство меры и эстетики, что позволило зрителю почувствовать дух своего времени, оставаясь погруженным в мир прекрасного искусства балета.

🎭 Эскиз декорации к театральной постановке «Светлый ручей». «Колхоз» Д. Шостакович. Государственный академический Большой театр (Москва)(2002)

Эскиз декорации к театральной постановке «Светлый ручей». «Колхоз» Д. Шостакович. Государственный академический Большой театр (Москва)(2002)
Эскиз декорации к театральной постановке «Светлый ручей». «Колхоз» Д. Шостакович. Государственный академический Большой театр (Москва)(2002)

Особое внимание привлекает эскиз декораций, изображающих колхозную жизнь 30-х гг XX века. Ярко-желтые поля пшеницы, живописные деревенские домики, утопающие в зелени садов, создают атмосферу тепла и радости. Через визуальные образы зритель погружается в мир простой человеческой искренности, доброты и гармонии с природой. 

Борис Мессерер мастерски передал дух сельского труда и быта крестьянского сословия, подчеркнув традиционные мотивы русских народных праздников и гуляний. Художник использовал яркие тона, создающие ощущение солнечного света и летнего зноя. Декорация создает иллюзию реального пространства, словно переносящего зрителя в далекие уголки сельской Руси.

Сегодня имя Бориса Мессерера ассоциируется с классическим русским театром, который сочетает высокое мастерство исполнения и эстетическое совершенство художественных форм. Его работы продолжают вдохновлять молодых художников и режиссёров на создание новых интересных постановок.